15-08-2023
Интерстеллар | |
Interstellar | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер |
Эмма Томас |
Автор сценария |
Джонатан Нолан |
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Paramount Pictures |
Длительность |
169 мин. |
Бюджет | |
Сборы |
671 413 721 $[2] |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0816692 |
Официальный сайт | |
«Интерстéллар» (англ. Interstellar МФА: [ˌɪntəˈstelə] — рус. Межзвёздный) — научно-фантастический фильм режиссёра Кристофера Нолана по сценарию Джонатана Нолана и физика-теоретика Кипа Торна. Фильм повествует о путешествиях группы исследователей, которые используют недавно обнаруженный пространственно-временной тоннель, чтобы обойти ограничения полета человека в космосе и покорить огромные расстояния на межзвёздном корабле. Сценаристом проекта выступил брат Кристофера — Джонатан Нолан, который работал над сценариями к двум фильмам трилогии «Бэтмен», а также картинам «Помни» и «Престиж». Сценарий основан на научных работах Кипа Торна.
Фильмом изначально занималась студия Paramount Pictures. Когда Кристофер Нолан занял место режиссера, студия Warner Bros., которая занималась прокатом его последних фильмов, добилась участия в проекте. В обмен на права по международной дистрибуции студия Warner Bros. дала студии Paramount права на софинансирование будущих продолжений фильмов «Пятница, 13-е» (2009) и «Южный Парк: Большой, длинный, необрезанный». Legendary Pictures, которая ранее сотрудничала с киностудией, также стала со-продюсером фильма. Производством картины занимались компании Syncopy и Lynda Obst Productions. В качестве оператора был нанят Хойте Ван Хойтема, поскольку Уолли Пфистер был занят работой над своим режиссерским дебютом «Превосходство»[3]. Интерстеллар снят в сочетании анаморфной 35-мм пленки (англ.)русск. и формата IMAX[4]. Съемки проходили в последнем квартале 2013 года, в провинции Альберта, Канада, в южной части Исландии, а также в Лос-Анджелесе, штат Калифорния.
Премьера фильма состоялась 26 октября 2014 года в Лос-Анджелесе. Картина вышла ограниченным прокатом в Северной Америке (США и Канада) 5 ноября, а в широкий прокат — 7 ноября. «Интерстеллар» вышел в Бельгии, Франции, Швейцарии и в Казахстане 5 ноября, в последующие дни картина появилась в России 6 ноября, в Великобритании 7 ноября[5]. Для ограниченного проката в Северной Америке фильм был выпущен 70-мм и 35-мм (англ.)русск. формате в 249 кинотеатрах, из которых 41 использует 70-мм пленочный формат IMAX. Paramount Pictures является дистрибьютором фильма в Северной Америке, а компания Warner Bros. — на остальных территориях.
Недалёкое будущее. Концентрация азота в атмосфере необратимо растёт, что приводит к ухудшению климата и неминуемой гибели человечества. Фермер Купер, в прошлом пилот НАСА, ведёт хозяйство со своей семьёй в американской глубинке, страдая от неурожая и пыльных бурь. Его дочь Мёрф рассказывает о том, что её комнату посещает призрак и сбрасывает книги с полки. Купер, разобравшись, понимает, что аномальные явления не выдумка, и даже обнаруживает вместе с дочерью в действиях призрака закономерности. Проанализировав их, он вычисляет координаты некоего объекта, оказавшегося секретным подразделением НАСА.
Руководитель лаборатории профессор Бренд и его сотрудники несколько лет назад обнаружили в районе орбиты Сатурна червоточину в пространстве, позволяющую быстро переместиться в другую галактику. Профессор полагает, что проход открыла безымянная сверхцивилизация в целях спасения человечества. Население Земли, между тем, вынуждено выживать, и поэтому космические полёты считаются нецелесообразной тратой ограниченных ресурсов. Поэтому первые экспедиции в рамках программы «Лазарь» (отсылка к библейскому Лазарю) были осуществлены в обстановке полной секретности. По ту сторону червоточины исследователи обнаружили звёздную систему. Особенности коммуникаций через «кротовую нору» таковы, что экспедиции могут посылать через неё сигналы на Землю только односторонне и раз в год.
Вокруг чёрной дыры с аккреционным диском, названной Гаргантюа, вращаются несколько планет. Три из них наиболее перспективны и получили названия в честь своих первооткрывателей: Миллер, Эдмундс и Манн. Куперу предлагают возглавить следующую экспедицию. Профессор Бренд рассматривает основной и запасной план. Из-за замедления времени экспедиция может оказаться очень продолжительной по времени Земли, и профессор сможет закончить свои исследования по разработке способа массовой отправки людей через кротовую нору. Если не получится, то есть «план Б»: на новое место отправляется ограниченная группа людей и запас генетического материала (замороженные яйцеклетки) с целью основать колонию. Поэтому миссия «Лазарь» сразу забирает с собой контейнеры с яйцеклетками.
Мёрф не соглашается отпускать отца в экспедицию, откуда он может и не вернуться, но Купер покидает семью. Дочь профессора Бренда, биолог Амелия Бренд, физик Ромилли, географ Дойл, командир корабля Купер, а также многоцелевые роботы ТАРС и КЕЙС — составляют команду. Миссия «Лазарь» отправляется на орбитальную станцию «Эндюранс» и через два года полёта в криосне достигает орбиты Сатурна и червоточины. Успешно пройдя через прокол в пространстве-времени, земляне оказываются перед нелёгким выбором — с какой планеты начать. На исследование всех трёх планет-кандидатов может не хватить топлива.
Экспедиция начинает с планеты Миллер, но, ввиду её близости к чёрной дыре, один час на поверхности равен семи годам на Земле. Посадочный модуль приводняется там, откуда поступали сигналы экспедиции Миллер и находит бакены, которые даже не успело разбросать волнами. Появляется колоссальная волна. Амелия едва успевает заскочить в модуль, а Дойл погибает. Когда Купер и Амелия возвращаются назад, задержавшись на несколько часов, они обнаруживают на борту «Эндюранс» постаревшего на 23 года Ромилли.
За это время Мёрф выросла, стала учёным и присоединилась к команде профессора Бренда. Они безуспешно бьются над проблемой массовой отправки людей через прокол пространства-времени. На смертном одре профессор признаётся, что весь его основной план спасения человечества был не более чем блефом — исследования зашли в тупик. Если бы он сразу признался, экспедиция вообще бы никуда не полетела. Теперь основной план — это «план Б». Мёрф не оставляет надежд на то, что секрет пространственно-временных складок будет раскрыт. Бренд не может решить проблему согласования квантовой теории с теорией гравитации, ведь для этого у него слишком мало данных. Получить эти данные можно, лишь послав исследовательский зонд внутрь черной дыры. Но есть непреодолимая сложность: ничто не способно покинуть внутренности черной дыры, включая сам зонд и посылаемые им сигналы. Астронавты в отчаянии выслушивают эту новость. Тем не менее, им необходимо довести до конца начатое.
Из-за непредвиденного расхода топлива для столь долгого удержания «Эндюранс» на нужной орбите теперь возможен или только на визит две оставшиеся планеты, или посадка на одной планете и обратный путь на Землю. Амелия признаётся, что была влюблена в Эдмундса и поэтому настаивает на полёте к его планете. Однако Купер выбирает планету Манн. Уже при посадке оказывается, что это холодный и недружелюбный мир. В атмосфере присутствует кислород и аммиак. На ледяной поверхности на станции астронавты обнаруживают спящего в анабиозе доктора Манна. После пробуждения и радости по поводу спасения тот рассказывает, что планета хороший кандидат на колонизацию, так как на поверхности подо льдом есть места, где можно свободно дышать, есть органика. Купер принимает решение не участвовать в колонизации и попытаться вернуться на Землю к дочери, используя единственный космический корабль. В ходе вылазки для определения места установки модулей с генным материалом Манн признается что подделал результаты исследования, для того, чтобы за ним прилетели и забрали его. Доктор Манн, пытается убить Купера, обвиняя его в неспособности ставить интересы всего человечества выше интересов его семьи. Корабль нужен Манну для того что бы реализовать план "Б" на планете Эдмундса. При попытке активировать заминированного Манном робота погибает Ромилли. Манн угоняет посадочный модуль и при попытке аварийной стыковки с орбитальной станцией допускает разгерметизацию шлюза «Эндюранс», что приводит к уничтожению челнока, частичному разрушению орбитальной станции и гибели самого Манна.
Куперу и Амелии удаётся пристыковаться к быстро вращающемуся после взрыва вокруг своей оси «Эндюранс» и стабилизировать его движение. Корабль несёт к Гаргантюа, и Купер решается на отчаянный шаг. Он собирается использовать гравитационный манёвр: пройти поблизости от горизонта событий Гаргантюа и отправить «Эндюранс» к третьей планете на остатках топлива. Опасный трюк на ручном управлении корабля почти проходит, но в конце робот ТАРС и капитан, управляющие двигателями посадочного модуля и челнока, вынуждены отстыковаться, сообщая Эндюранс достаточный импульс, дабы оторваться от чёрной дыры.
Купер пересекает горизонт событий и падает в чёрную дыру. Он катапультируется из разрушающегося корабля, и через некоторое время его падение замедляется. Купер падает в странное место, напоминающее развёртку многомерного куба на трёхмерное пространство и видит юную Мёрф и события, предшествовавшие его отлёту. Он пытается докричаться до себя-прошлого и дочери, но вскоре с ужасом понимает, что его никто не видит и не слышит. Он может лишь подавать гравитационные сигналы, воздействуя на книги на полке и пыль на полу комнаты. После тщетных попыток изменить свое прошлое Купер в отчаянии понимает, что он и есть тот самый «призрак», который посещал комнату его дочери и точно так же пытался предостеречь его от полета.
По радиосвязи с Купером связывается ТАРС, который сообщает, что они попали в пятимерное пространство. Купер предполагает, что таинственная сверхцивилизация — это человечество из будущего, преодолевшее границы бытия и пытающееся теперь помочь своим предкам преодолеть трудный этап развития. Робот собрал данные о структуре чёрной дыры и квантовой сингулярности, и Купер передаёт эти данные посредством азбуки Морзе, заставляя дергаться секундную стрелку часов, оставленных дочери много лет назад.
Мёрф принимает полученный сигнал, и пятимерный куб схлопывается. Вскоре в лаборатории НАСА она торжественно заявляет о раскрытии проблемы, над которой бился профессор Бренд. Купер теряет сознание и приходит в себя на больничной койке. Оказывается, что его в скафандре и робота ТАРС выловили в космическом пространстве около Сатурна спустя много лет после того, как он покинул Землю, в возрасте 124 лет (с точки зрения земного наблюдателя).
Около Сатурна человечество основало станцию и большую колонию, названную в честь Мёрф Купер, куда переселилось значительное количество землян. Купер встречается со своей постаревшей дочерью, которая ещё жива. Он рассказывает ей, что он и был тем «призраком» из её детства (действовавшим из чёрной дыры), и Мёрф отвечает, что она догадалась об этом. Она просит Купера не оставаться здесь и лететь назад на помощь Амелии. Купер садится в корабль и улетает. В последних кадрах показана Амелия на планете Эдмундс. На планете пригодная для дыхания атмосфера и небольшая земная колония[6][7].
Команда астронавтов
|
Остальные персонажи
|
Фильм был задуман продюсером Линдой Обст и физиком-теоретиком Кипом Торном после сотрудничества Кипа при производстве фильма «Контакт» 1997 года. Обст и Торн были хорошо знакомы с тех пор, как астроном Карл Саган уговорил их на свидание вслепую[15][16]. На основе работы Торна был задуман сценарий о том, что «самые экзотические события во Вселенной стали доступными для человечества», который привлёк интерес режиссёра Стивена Спилберга[17]. Работа над фильмом началась в июне 2006 года, когда Paramount Pictures и Стивен Спилберг анонсировали планы по созданию научно-фантастического фильма, основанного на исследованиях Кипа Торна. Линда Обст стала продюсером фильма[18][19]. В марте 2007 года Джонатан Нолан был нанят в качестве сценариста[20].
После того, как в 2009 году кинокомпания DreamWorks, основателем которой является Спилберг, заключила сделку с The Walt Disney Company по дистрибуции своих фильмов, студии Paramount Pictures пришлось искать нового режиссера. После этого фильм оставался в разработке в течение нескольких лет. Впоследствии Джонатан Нолан рекомендовал киностудии взять на пост режиссера своего брата Кристофера Нолана, который присоединился к проекту в 2012 году[21]. Кристофер обсудил с Кипом Торном, который стал исполнительным продюсером картины, использование в истории пространственно-временного континуума[1]. В январе 2013 года студии Paramount и Warner Bros. официально объявили о назначении на пост режиссера Кристофера Нолана[22]. Сам режиссер сказал, что хочет показать совершенно новый пилотируемый космический полёт[23]. Он задумал написать сценарий на основе своей собственной идеи, а также наработок сценария своего брата[24]. В марте производством картины были назначены компании Syncopy, принадлежащею Нолану, и Lynda Obst Productions[25]. По данным журнала The Hollywood Reporter, Кристофер Нолан получит 20 млн $, или 20 % от проката картины[26]. Для работы над фильмом Кристофер посетил НАСА, а также частную космическую компанию SpaceX[1].
Традиционно компании Paramount Pictures и Warner Bros. являлись соперниками. Warner Bros. которая выпускала последние фильмы Нолана, добилась участия в проекте в обмен на право дистрибуции фильма студией Paramount в Северной Америке, а также права на со-финансирование продолжений фильмов «Пятница, 13-е» и «Южный Парк: Большой, длинный, необрезанный»[27]. В августе 2013 года студия Legendary Pictures подписала соглашение с Warner Bros. на финансирование приблизительно 25 % затрат фильма. Хотя это не помогло возобновить восьмилетнее партнёрство студий, даже наоборот, Legendary Pictures пришлось отказаться от продюсирования фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»[28].
Джонатан Нолан был нанят ещё при Стивене Спилберге для работы над сценарием фильма. Разработка продолжалась в течение четырёх лет. В первоначальном сценарии планета Миллер находилась у двух чёрных звёзд, названных в честь великанов из романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также внезапно появляющиеся нейтронная звезда (пульсар) и третья чёрная дыра. А на самой планете существовала органическая форма жизни и была обнаружена база, построенная китайскими роботами[21].
В апреле 2013 года на главные роли были утверждены Мэттью Макконахи и Энн Хэтэуэй[29]. Кристофер Нолан выбрал на роль Купера Мэттью МакКонахи после того, как увидел его игру в фильме «Мад» (2012)[30]. Он назвал персонажа Макконахи «обывателем», с которым «зритель мог испытать удивительную историю»[31]. Для участия в фильме Джессики Честейн Кристофер Нолан послал помощника в Северную Ирландию[32], где она снималась в фильме «Фрёкен Юлия» (2014), который передал ей сценарий. Джессике не разрешили его оставить после того, как она его прочитала[33]. Другие известные актеры в конце концов присоединились к проекту, и он стал «звездным»[34].
Ирфану Хану была предложена роль в фильме, но он отказался из-за несогласованности расписаний съёмок, в это время он снимался в индийских фильмах «Ланчбокс» и «День Д (англ.)русск.»[35]. В августе 2013 года Мэтт Дэймон был приглашён в Исландию для съемок в небольшой роли[10]. Мэтт мог сыграть у режиссёра ещё в фильме «Тёмный рыцарь» роль Харви Дента, но тогда он отказался. Майкл Кейн снимается во всех фильмах режиссёра, начиная с фильма «Бэтмен: Начало» и, по словам Кристофера, независимо от фильма, для его друга Кейна всегда найдется роль.[источник не указан 94 дня]
В качестве оператора был нанят Хойте Ван Хойтема, поскольку Уолли Пфистер был занят работой над своим режиссёрским дебютом «Превосходство»[36].
«Интерстеллар» снят в сочетании анаморфной 35-мм пленки (англ.)русск. и формата IMAX[4].
В январе 2013 года Кристофер Нолан начал переговоры с Paramount и Warner Bros., чтобы принять участие в проекте в качестве режиссёра[37]. В марте его участие было утверждено[38]. Съемки проходили в последнем квартале 2013 года в провинции Альберта, Канада, в южной части Исландии, на леднике Снайфедльсйёкюдль и в деревне Киркьюбайярклёйстюр[39][40], а также в Лос-Анджелесе.
14 декабря 2013 года был выпущен первый тизер к фильму[41].
17 мая 2014 года вышел официальный трейлер к фильму[42].
30 июля 2014 года вышел второй официальный трейлер к фильму. Эксклюзивный просмотр был доступен исключительно на официальном сайте фильма после ввода секретной комбинации цифр, которую нужно было разгадать из созвездия в звездном небе. Спустя сутки ролик стал доступен на YouTube.
Фильм получил благоприятные отзывы. По оценке ресурса Rotten Tomatoes, семь критиков из десяти высказались о фильме положительно, отметив достойную визуальную составляющую картины[43]. Ресурс Metacritic на основе 46 рецензий выставил фильму рейтинг 74 из 100[44]. Российские издания также оценили фильм положительно.
Interstellar: Original Motion Picture Soundtrack | ||||
Саундтрек Ханса Циммера | ||||
---|---|---|---|---|
Дата выпуска |
18 ноября 2014 |
|||
Жанр | ||||
Длительность |
71:38 (без бонусов) |
|||
Лейбл | ||||
Хронология Ханса Циммера | ||||
|
Композитор фильма — Ханс Циммер, работавший вместе с Кристофером Ноланом над «Бэтмен: Начало», «Тёмный рыцарь», «Начало», и «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды». Саундтрек вышел 18 ноября 2014 года.
Вся музыка написана Ханcом Циммером, кроме «Do not go gentle into that good night[en]» (автор Дилан Томас).
Interstellar (Original Motion Picture Soundtrack) [Standard edition][45] | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Длительность | |||||||
1. | «Dreaming Of The Crash» | 3:55 | |||||||
2. | «Cornfield Chase» | 2:06 | |||||||
3. | «Dust» | 5:41 | |||||||
4. | «Day One» | 3:19 | |||||||
5. | «Stay» | 6:52 | |||||||
6. | «Message From Home» | 1:40 | |||||||
7. | «The Wormhole» | 1:30 | |||||||
8. | «Mountains» | 3:39 | |||||||
9. | «Afraid of Time» | 2:32 | |||||||
10. | «A Place Among The Stars» | 3:27 | |||||||
11. | «Running Out» | 1:57 | |||||||
12. | «I'm Going Home» | 5:48 | |||||||
13. | «Coward» | 8:26 | |||||||
14. | «Detach» | 6:42 | |||||||
15. | «S.T.A.Y.» | 6:23 | |||||||
16. | «Where We're Going» | 7:41 | |||||||
71:46 |
Interstellar (Original Motion Picture Soundtrack) [Deluxe edition][46] | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Длительность | |||||||
17. | «First Step» | 1:47 | |||||||
18. | «Flying Drone» | 1:53 | |||||||
19. | «Atmospheric Entry» | 1:40 | |||||||
20. | «No Need To Come Back» | 4:32 | |||||||
21. | «Imperfect Lock» | 6:54 | |||||||
22. | «No Time For Caution» | 4:06 | |||||||
23. | «What Happens Now?» | 2:26 | |||||||
24. | «Do not go gentle into that good night[en]» | 1:39 | |||||||
96:47 |
MovieTickets.com bonus track[47] | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Длительность | |||||||
1. | «Day One Dark» | 6:58 |
Фильмы Кристофера Нолана | |
---|---|
1990-е | Преследование (1998) |
2000-е | Помни (2000) • Бессонница (2002) • Бэтмен: Начало (2005) • Престиж (2006) • Тёмный рыцарь (2008) |
2010-е | Начало (2010) • Тёмный рыцарь: Возрождение легенды (2012) • Интерстеллар (2014) |
Короткометражные | Тарантелла (1989) • Воровство (1996) • Жук-скакун (1997) |
Джонатан Нолан | |
---|---|
Рассказы | Помни (2001) |
Сценарии фильмов | Престиж (2006) • Тёмный рыцарь (2008) • Тёмный рыцарь: Возрождение легенды (2012) • Интерстеллар (2014) |
Телесериалы | В поле зрения (2011 — настоящее время) • Западный мир (2015) |
Интерстеллар.