13-10-2023
Инфотейнмент (англ. infotainment от англ. information — информация и англ. entartainment — развлечение) — это способ подачи теле- или радиовещательного материала, который нацелен как на развлечение, так и на информирование аудитории. В передачах, содержание которых характеризуется как инфотейнмент, информация имеет развлекательный характер за счёт подбора материала или способа его оформления. Инфотейнмент проникает в различные медийные жанры (ток-шоу, выпуски теленовостей и отдельные репортажи), и его основной отличительной чертой является апелляция к эмоциям зрителей[1].
Зарождение инфотейнмента началось в 1980-е годы в США и связано с падением рейтингов информационных программ, которое вынудило журналистов изменять формат телевизионных новостей. Основные изменения включали в себя:
Первой популярной информационно-развлекательной программой считается еженедельная передача «60 минут» (CBS), где ведущие стали высказывать собственное отношение к обсуждаемым событиям. Журналисты начали появляться в кадре наравне с героями репортажей. Затем подобные программы появились на телеканалах ABC («20/20») и CBS («48 hours»). Телеканал Fox News положил принципы инфотейнмента в основу общей концепции своего вещания[2].
Как и прочие отрасли шоу-бизнеса, инфотейнмент подвергается критике в многочисленных изданиях и публикациях. По мнению американского философа Нила Постмана (англ.)русск., развлечение является не просто одной из функций телепередач, но свойственной чертой всего телевидения, поскольку в нём используется множество средств для манипуляции восприятием зрителя в целях привлечения его внимания. Он критикует медиарынок, считая, что те программы, которые действительно ставят своей основной задачей не развлечение, а информирование, не пользуются большой популярностью и поэтому редки[3].
В некоторых исследованиях усиление развлекательного компонента в телепередачах сравнивается с таблоидизацией печатных изданий[4]. Это явление объясняется усталостью массовой аудитории от напора информации в условиях изобилия доступных источников и, как следствие, её стремлением потреблять более простую и легче усваиваемую информацию[2].
В критических публикациях также отмечается, что формат ток-шоу, активно используемый в сфере инфотейнмента, создаёт иллюзию свободной дискуссии, в то время как в действительности эти обсуждения либо являются постановочными, либо испытывают сильное воздействие со стороны ведущего телепередачи, который активно вмешивается в дискуссию и навязывает зрителю своё мнение, пользуясь своим влиянием на аудиторию и рядом психологических приёмов. При этом, информация подаётся зрителю в максимально упрощённом виде, зачастую с использованием градации «чёрное-белое», что формирует у аудитории односторонний взгляд на политические, социальные и международные проблемы[5].
|
|
---|---|
Профессиональные проблемы |
Новости • Репортаж • Написание • Этика • Объективность • Ценности • Атрибуция • Диффамация • Редакционная независимость • Образование • Новые медиа • |
Жанры |
Пропагандистская журналистика • Гражданская журналистика • Публичная журналистика • Гонзо-журналистика • Журналистские расследования • Литературная журналистика • Музыкальная журналистика • Телекритика • Деловая журналистика • Повествовательная журналистика • Новая журналистика • Новые медиа • Публицистика • Визуальная журналистика • Наблюдательная журналистика • Разоблачительная журналистика • Международная журналистика • Научная журналистика • Чурналистика |
Социальные воздействия |
|
Новостные СМИ | |
Роли | |
Телевизионные приёмы |
Интервью • Монтаж • Озвучка • Работа под прикрытием • Скрытая камера • Телемост • Ток-шоу |
Мероприятия | |
Профессиональный жаргон |
Джинса • Пилотный выпуск • Синхрон • Стендап • |
Инфотейнмент.