13-05-2024
Иоанн Вышенский | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
после 1620 года |
Место смерти: | |
Род деятельности: |
поэт, прозаик, публицист |
Направление: | |
Жанр: |
эпистолы (послания) и другие |
Произведения в Викитеке. |
Иоанн Вишенский (Иван Вишенский; между 1545—1550 — после 1620) — православный монах, духовный писатель, публицист, ревнитель православия. Жил на Афонской горе в Зографском монастыре.
Содержание |
По происхождению Галичанин, родился в городе Судовая Вишня. Биографические данные о Вишенском весьма скупы. Известно, что он был высокообразованным человеком и в молодости проживал некоторое время в Луцке.
Приблизительно в 70-х годах XVI века из-за несогласия с феодальным строем Речи Посполитой стал монахом на Афоне, который был в те времена центром православного монашества на Востоке. Поддерживал тесные отношения с Львовским братством. Литературную деятельность начал одновременно с острожской группой полемистов.
В 1590-х годах были написаны самые выдающиеся произведения Иоанна, направленные против Брестской унии. В 1598 году в острожской «Книге» напечатал послание Константину Острожскому и православным, написанное им от имени монахов Святой Горы. Около 1600 года на Афоне составил сборник «Книжку», в который вошли «Извещение краткое», «Писание до всех обще, в Лядской земли живущих», послание князю Константину Острожскому и епископам, а также «Обличение диавола-миродержца», «Порада» и другие произведения. В 1600—1601 годах Вишенский написал «Краткословный ответ» польскому католическому теологу Петру Скарге.
Около 1604 года вернулся на Русь, некоторое время пробыл во Львове, но разошёлся взглядами с руководителями братства. Временно пребывал в Уневском монастыре, где в 1605 году написал «Послание Домникии», посвящённое полемике с влиятельным членом львовского братства Юрием Рогатинцем. Жил в Манявском ските у Иова Княгиницкого. В 1606 году вернулся на Афон. В 1615—1616 годах написал последнее известное произведение «Позопище мысленное». Впервые в литературном произведении показал жизнь низшего слоя общества — крестьянства.
В 1621 года киевский собор постановил вызвать Иоанна, в числе прочих, в южную Россию. О том, посетил ли Иоанн Россию, ничего не известно.
Умер около 1630 года.
Известно всего 16 произведений Вишенского. Известны написанные им с Афона «Послания», отправлены на Русь вместе с посланием афонских старцев: Посление к князю Острожскому и ко всем православным, с увещанием «стоять в православии», Послание к львовскому братству и к отцу Иову, скитнику Марковой пустыни — о том же, Послание к остальным отступникам от православия Кириллу, Ипатию и Рогозе — строгое обличение.
По-видимому, Иоанну же принадлежит «Зачанка мудрого латынника с глупым русином в диспутацию», известная под псевдонимом Христофора; в рукописях известны ещё два его произведения; кроме того, он сам упоминает ещё о трех своих сочинениях, до нас не дошедших.
Из Уневского монастыря Иоанн написал наставление старице Домникии в благочестии. Такого же содержания сочинение Иоанна, написанное в Афонской пещере: «Позорище мысленное».
Произведения Вишенского отличаются в южнорусской полемической литературе XVI и XVII веков не только исключительным литературным талантом автора, но и его своеобразной позицией. Вишенский не ограничивался борьбой с католицизмом и Унией. Исходя из принципов византийского аскетизма, он остро критиковал весь современный ему церковный и светский строй и требовал простоту древнехристианского братства, как осуществление Царства Божьего на земле. Вишенский отвергал, в частности, светское образование и народные старинные обычаи, как языческие. Он пользовался формами церковных посланий, диалога и полемического трактата, постоянно сочетая эти жанры.
В своих произведениях Иван Вишенский рисовал красочные, часто гиперболические, картины морального упадка высших слоёв, в частности духовенства, противопоставляя им «бедных подданных» и простых монахов. Трогательность и эмоциональное измерение чередуются здесь с острой сатирой и сарказмом. Накопление эпитетов, сравнений, вопросов и призывов, ироничное представление бытовых деталей, богатство словарного запаса, использования живого народного языка придавало произведениям Вишенского яркости и эффектности.
Стиль Иоанна Вишенского происходит от византийской проповеди, но родственен и с литературной манерой современных ему полемистов — малорусских (из острожского кружка) и польских (П. Жалобы, М. Рея). По словам Дмитрия Чижевского, «приближается к лучшим образцам барочного стиля».
В своих посланиях из Афона разоблачал православных епископов-изменников, римско-католическое и униатское духовенство, польских и русских феодалов-крепостников, выступал против окатоличивания и ополячения народа южной Руси. Считал, что труд крепостных является источником всего богатства господ, выступал против притеснения крестьян феодалами и духовенством. Оценки Вишенским событий и лиц конца XVI — начала XVII веков представляют большой интерес для исторической науки. Вишенский — мастер ораторско-обличительного стиля. В его посланиях были образцы реалистичного изображения действительности. Творчество Вишенского повлияло на развитие жанра сатиры в украинской литературе.
Вышинский теория доказательств, вышинский леонид леонидович, вышинский юрист ссср, вышинский ессентуки.
Информационно-поисковый язык, Категория:Незавершённые статьи о политиках Италии, Популяризатор.