11-05-2023
Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов |
||
Основная информация | ||
---|---|---|
Дата рождения | ||
Место рождения | ||
Дата смерти | ||
Место смерти | ||
Страна | ||
Профессии | ||
Награды |
|
Михаи́л Миха́йлович Ипполи́тов-Ива́нов (настоящая фамилия — Ива́нов; 1859, Гатчина — 1935, Москва) — русский композитор, дирижёр.
Жена — оперная певица В.М. Зарудная, помогавшая мужу в его творческой и педагогической работе.
Содержание |
Родился будущий композитор в Гатчине, близ Петербурга, 7 ноября (19 ноября по новому стилю) 1859 года.
Первоначальное музыкальное образование получил в музыкальных классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в Петербурге (1872—1875), затем в Петербургской консерватории, в которой в 1882 году он закончил класс композиции Н. А. Римского-Корсакова.
С 1882 по 1893 годы работал в Тифлисе (ныне — Тбилиси) в качестве руководителя основанного им отделения Русского музыкального общества, оперно-симфонического дирижёра и преподавателя музыкального училища. В Тифлисе в классе М. М. Иполитова-Иванова начинает свое музыкальное образование польский композитор и педагог Витольд Малишевский[1]. В 1895 году, на основе армянских народных мелодий, записанных им в Нахичевани, композитор создает симфонию «Армянская рапсодия»[2], а в 1933 году он пишет 4 пьесы на армянские народные темы для струнного квартета[3].
С 1893 года по приглашению Чайковского Ипполитов-Иванов — профессор Московской консерватории, а в 1906—1922 годах — её директор. В 1899—1906 годах дирижёр Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина, а с 1925 — Большого театра. Под его руководством впервые были исполнены следующие оперы: «Царская невеста», «Кащей Бессмертный» и др.
Умер 28 января 1935 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище[4].
Большое значение имела педагогическая деятельность Ипполитова-Иванова. Среди его учеников А. М. Баланчивадзе[5], С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гольденвейзер, Р. Меликян, К. Закарян, К. Игумнов.
В своем творчестве ориентировался на учителя — Н. А. Римского-Корсакова. Использовал русский, грузинский и тюркский фольклор. В области гармонии был чужд новаций. Преимущественное внимание уделял жанру оперы. Сочинял церковную музыку [6].
Вскоре написана была „Армянская рапсодия", построенная на материале армянских народных мелодий, записанных композитором в Нахичевани. Построена рапсодия (т. е. народная фантазия) в общепринятой трехчастной форме со вступлением и аналогичным по музыке заключением (орнаментальная импровизация солирующей скрипки, подражающей кеманче — кавказскому смычковому инструменту). Армянская рапсодия проще и менее ярка, чем первая серия „Кавказских эскизов". В разработке темы применен канон, т. е. проведение одной и той же темы в разных инструментах, причем тема начинается у каждого инструмента позже, чем у предыдущего, сплетаясь с различными своими частями в единое целое
Ипполитов-Иванов, Михаил.