Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Ислам в Армении

22-04-2023

Ислам в Армении в настоящее время не имеет большого числа последователей, хотя в определенный период истории он был господствующей религией на территории Эриванского ханства.[1] В современной Армении ислам исповедуют в основном курды и персы . Община курдов-мусульман насчитывает несколько сотен человек и проживает в основном в Абовянском районе. Несмотря на постоянное снижение удельного веса мусульман на территории Армении с момента присоединения региона к России и последовавших за этим миграций населения, до начала карабахского конфликта в Армении сохранялась крупная мусульманская община, состоявшая в основном из азербайджанцев и курдов-мусульман, однако практически все они были депортированы с территории республики.

Содержание

Появление ислама в Армении

Ислам появился в Армении в VII веке н.э. в период арабских завоеваний. Ибн-Хаукаль, автор Х века, сообщает:

Дабиль — город больше Ардабиля; это самая значительная местность и округ во внутренней Армении. Он же столица Армении и в нем дворец правителей области Армении… Вокруг города стена; христиан в нем много, и соборная мечеть города рядом с храмом, как мечеть Химса, смежная с церковью и находящаяся рядом с ней. ... Большая часть Армении населена христианами.[2]

Для укрепления своей власти и ускорения процесса исламизации арабские халифы заселяли покоренные земли арабскими племенами, и довольно много их появилось в Армении.[3]

Первые огузские кочевые племена, исламизированные в X веке [4], появились на территории Армении в середине XI века. Начиная с XI века, территория Армении подвергается нашествию тюрок-сельджуков, а также современных турок, туркменов, турок-месхетнцев, туркоманов, гагаузов, саларов, азербайджанцев и частично узбеков, сопровождаемому опустошениями. Нашествие сельджуков привело к появлению в регионе мусульманского населения и вынужденной эмиграции значительной части армян. С этого момента в Армении начался многовековой процесс оттеснения местного христианского населения и замещения его мусульманским. Сельджуки быстрее всего утвердились в южных армянских землях, откуда армянское население вынуждено было эмигрировать в пределы Византии [5]. Новая волна нашествий тюрок-мусульман на Армению связана с татаро-монгольским нашествием, затем с Тимуром. При этом все большее число земель отнималось у местного армянского населения и заселялось пришлыми кочевниками, исповедующими ислам [6]. В XVI веке была предпринята попытка исламизировать армян, для чего были приняты т. н. «законы Джафара» (по имени имама Джафара ал-Садека), по которым армянин, принявший ислам, мог единолично претендовать на наследство родителей [7]. Тотальное переселение жителей региона вглубь Персии, организованное персидским шахом Аббасом I, в 1603 году, т. н. «великий сургун», и заселение на их место туркменских племен окончательно изменило демографическую ситуацию в Армении в пользу исламского населения[8].

Численность мусульман и мечетей

Эривань. Минарет городской мечети.

В момент присоединения территории Восточной Армении к России в 1828 году из приблизительно 107 тысяч жителей Эриванского ханства 87 тысяч были мусульманами. Согласно статистическим данным имперской администрации, составленным в 1831 году, число мусульман уменьшилось до 50 тысяч. В городе Эривань все еще оставалось мусульманское большинство. Из 11400 жителей более 7000 были мусульмане[9][10]. К 1869 году на территории Эриванского уезда было 60 мечетей[11].

Согласно переписи 1897 года, в тогдашней Эриванской губернии насчитывалось 25218 мусульман из 92323 жителей губернии (27,3 % населения)[12], по другим справочным данным[13] — 41 % населения (36,7 % — шииты, 4,3 % — сунниты).

В 19061911 гг-х в одном только Ереване, согласно списку казенных и общественных зданий, составленному ереванским техником Б. Я. Меграбовым, существовало 8 мечетей: Мечеть Тапабашинская, Мечеть Шагарская, Мечеть Сартиб, Гёй мечеть (Голубая мечеть) Гаджи-Гусейн Али-хана, Мечеть Гаджи-Новруз-Али-бека, Мечеть крепостная, Мечеть Демирбулагская и Мечеть Гаджи Джафара.[14]

Однако в настоящее время на территории республики действует всего лишь одна мечеть — Голубая мечеть, находящаяся в Ереване. Она была построена эриванским ханом Гусейн-Али в 1765 году.[15]

История исламских памятников

Вид Эривани с минаретами в 1796 году

Мечетей постройки до XVI века в Ереване не сохранилось, все они были разрушены в войнах османов и сефевидов, когда город переходил из рук в руки [16] . В начале ХХ века, когда 49 % населения Эривани и 53,5 % населения Эриванского уезда составляли азербайджанцы (адербейджанские татары), в городе было 7 шиитских мечетей.[17] В советский период большинство их было закрыто[18] (также, как и большинство армянских церквей). Из мечетей на сегодняшний день сохранилась только мечеть Гусейн Али хана (Голубая мечеть), отреставрированная иранскими мастерами. В 1990 году была снесена бульдозером небольшая азербайджанская мечеть на ул. Варданац,[19]под влиянием ложных слухов[источник не указан 495 дней] о разрушении армянской церкви в Баку; по словам британского журналиста Томаса де Ваала, «ей не посчастливилось: постройку не сочли „персидской“ и снесли.» [20] Среди снесенных в начале 1930-х гг. памятников также ханский дворец, память о котором сохранилась в рисунках художника Г. Гагарина, и развалины турецкой крепости.

Археолог Филип Л. Коль отмечает малочисленность существующих в Армении исламских памятников, включая в столице Ереван. Указав на преобладание мусульманского населения на территории Армении до подписания Туркменчайского договора и последовавших за ним этнических перемещений, Ф. Коль пишет:

К какой бы демографической статистике мы не обратились, не подлежит никакому сомнению, что значительные материальные памятники ислама должны были существовать в этом регионе. Их почти полное отсутствие в наши дни не может быть случайным.[21]

Примечания

  1. Bournoutian, George. Eastern Armenia in the last decades of Persian rule, 1807-1828. Undena Publications, 1982; с. 74:

    «[The Armenians] formed less than 20 percent of the total population (20,000) of the khanate of Erevan, with the Muslims exceeding 80 percent. In any case, at no time in the Persian period was the Armenian population a majority or on par with the Muslims. Although the survey indicated an Armenian majority in some mahals, this was only after the emigration of over 25,000 Muslims from the territory; thus there is no evidence of an Armenian majority during the Persian administration».

  2. Караулов Н. А. Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане.
  3. Восток в средние века. I. Закавказье в IV-IX вв.
  4. «История Востока» (Восток в средние века). Глава III. СРЕДНЯЯ АЗИЯ В III-ХIII вв. (до монгольского завоевания). «До начала завоевательных походов на Среднем Востоке кочевники-огузы жили на Сырдарье и в Приаралье родовым строем. Среди них были распространены языческие культы войны, сил природы, культ волка и др. Есть сведения о распространении среди огузов также зороастризма, манихейства и, возможно, христианства. Вместе с продвижением огузов из северных степей в культурные области Средней Азии происходит их исламизация.»
  5. "«История Востока» (Восток в средние века — с XIII в. х. э.). Глава V. ЗАКАВКАЗЬЕ В XI—XV вв. «Нашествие сельджуков сопровождалось страшными опустошениями и разрушением многих закавказских городов. Оно имело огромные последствия для исторических судеб Закавказья. Впервые сюда пришла большая волна тюркского населения… Разумеется, дело не ограничивалось собственно сельджукским периодом (ХI-ХIII вв.). Массы тюркского населения прибывали в Закавказье и позже, с монголами и Тимуром. В основном это были огузы или родственные им племена, на основе наречий которых и сложились турецкий и азербайджанский языки….Сельджуки быстрее всего утвердились в южных армянских землях, откуда армянское население вынуждено было эмигрировать в пределы Византии. Так возникло Киликийское Армянское царство, просуществовавшее до конца XIV в. На Армянском нагорье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским. То же самое имело место и в пределах Закавказья.»
  6. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3
  7. ARMENIA AND IRAN (недоступная ссылка с 03-04-2011 (548 дней)): «In these confused and critical times, the Muslim chieftains in Armenia intensified their pressure on the remnants of Armenian feudalism and their attempts of assimilation by forced apostasy. During the days of the more fanatic rulers the so-called „Jaʿfarī“ (i.e., of Imam Jaʿfar al-Ṣādeq) law was put to wider use, whereby an Armenian accepting Islam was able to claim as his alone the entire wealth of his parents.»
  8. Richard G. Hovannisian. The Armenian People from Ancient to Modern Times: Foreign dominion to statehood : the fifteenth century to the twentieth century, Palgrave Macmillan, 2004, p.96:

    «By the end of the eighteenth century, the Armenian population of the territory had shrunk considerably. Centuries of warfare and invasions combined with the tyranny of local khans had forced the emigration of the Armenians. It is probable the until the seventeenth century, the Armenians still maintained a majority in Eastern Armenia, but the forced relocation of some 250,000 Armenians by Shah Abbas and the numerous exoduses described in this chapter had reduced the Armenian population considerably»

  9. The Armenian People From Ancient to Modern Times, Volume II, By Richard G. Hovannisian
  10. «Утверждение русского владычества на Кавказе», т. XII, стр. 229
  11. Н. И Воронов. Сборник статистических свѣдѣній о Кавказѣ.. — Императорское русское географическое общество. Кавказскій отдѣл, 1869. — С. 71.

    Церквей православныхъ 2, армяно-григорiанскихъ 141, мусульманскиъ мечетей 60.

  12. Перепись населения Российской империи 1897 года
  13. Эриванская губерния // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  14. Экспликация к плану города Эривани, снятому с натуры городским техником Б. Я. Меграбовым в 1906—1911 г.
  15. «Голубая мечеть» в Ереване
  16. Encyclopaedia Iranica. George A. Bournoutian and Robert H. Hewsen. Erevan (недоступная ссылка с 03-04-2011 (548 дней)): "The fact that none of the oldest churches or mosques dated from before the sixteenth century attests to the destructiveness of the Ottoman-Safavid wars when the city so often changed hands"
  17. Эривань // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  18. Encyclopaedia Iranica. George A. Bournoutian and Robert H. Hewsen. Erevan (недоступная ссылка с 03-04-2011 (548 дней)): "All of the mosques of the city were closed during the Soviet period, and with the departure of most of the Muslim population since 1991 it seems doubtful that any new ones will be opened."
  19. Robert Cullen, A Reporter at Large, "Roots, " The New Yorker, April 15, 1991, p. 55
  20. Том де Ваал. Черный сад. Между миром и войной. Глава 5. Ереван. Тайны Востока.
  21. Nationalism, politics, and the practice of archaeology. — Cambridge: Cambridge University Press, 1995. — P. 155. — 329 p. — ISBN 0521558395, ISBN 9780521558396

См. также

Ислам в Армении.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06