«Испытатели. Выжить в катастрофе» — российский документальный фильм 2005 года о профессии лётчика-испытателя. В фильме использованы материалы ЛИИ им. Громова, 9-й студии ГЛИЦ им. В.П. Чкалова, а также материалы из личных архивов лётчиков.
Сюжет
На примере реальных эпизодов из будней лётчиков-испытателей в фильме рассказывается о высокой степени риска, ответственности и любви к профессии. Рассматривается эффект замедления времени в сознании, обострение восприятия лётчика при экстремальной ситуации. Подчёркивается роль лётчиков-испытателей в качестве заключительного звена в цепи создания новейшей советской и российской авиационной техники — «все инструкции написаны кровью». Работа лётчиков-испытателей всегда носила гриф «Секретно», и только с началом перестройки информация об этой профессии стала доступна для широкой общественности.
В фильме дают интервью:
- Мосолов, Георгий Константинович — Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР;
- Квочур, Анатолий Николаевич — Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель СССР;
- Попов, Леонид Степанович — Герой Российской Федерации, заслуженный штурман-испытатель СССР;
- Султанов, Урал Назибович — заслуженный лётчик-испытатель РФ;
- Заболотский, Виктор Васильевич — заслуженный лётчик-испытатель СССР;
- Таскаев, Роман Петрович — Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ;
- Тресвятский, Сергей Николаевич — заслуженный лётчик-испытатель РФ;
- Аверьянов, Вячеслав Юрьевич — Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ;
- Щепетков, Олег Адольфович — Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ.
В фильме проводится разбор некоторых авиакатастроф с участием лётчиков-испытателей:
- 17 марта 1986 года на аэродроме Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова в Жуковском при выполнении испытательного полёта МиГ-29 лётчика-испытателя Римантаса Станкявичуса не вышел из штопора. Причина — заводская ошибка в сборке самолёта. Лётчик успешно катапультировался. Римантас Станкявичус погиб на авиашоу в Италии в сентябре 1990 года.
- 8 июня 1989 года на международном авиасалоне в Ле Бурже (Франция) во время демонстрации высшего пилотажа разбился новейший советский истребитель МиГ-29. Лётчик-испытатель Анатолий Квочур успел катапультировался.
- 12 августа 1991 года на аэродроме Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова в Жуковском при отработке парного пилотажа в рамках подготовки ко Дню авиации истребитель МиГ-21 ведомого Урала Султанова лётчика-испытателя Геннадия Белоуса сорвался на малой высоте и упал во дворе одного из домов деревни Софьино. Лётчик не успел катапультироваться и погиб.
- 28 июля 1992 года на аэродроме Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова в Жуковском при отработке фигуры «карусель» в рамках подготовки к МосАэроШоу-92 на самолёте Як-38 лётчика-испытателя Виктора Заболотского сработала автоматическая система аварийного покидания самолёта. Лётчик успешно катапультировался, а самолёт разбился об взлетно-посадочную полосу. При катапультировании лётчик ощущал замедление времени.
- 24 июня 1993 года на авиабазе «Фэйрфорд» (Великобритания) во время выполнения в паре фигуры «мёртвая петля» на параде, посвящённому 75-летию Королевских ВВС, в воздухе столкнулись два истребителя МиГ-29 Сергея Тресвятского и Александра Бесчастнова. Лётчики успешно катапультировались, а оба самолёта разбились.
- 7 августа 1997 года на аэродроме Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова в Жуковском во время испытания управляемости учебно-тренировочного самолёта МиГ-АТ с выпущенными закрылками у самолёта разрушилось хвостовое оперение, и самолёт свалился в штопор. Однако лётчик Роман Таскаев принял решение не катапультрироваться, и сумел успешно посадить неуправляемый самолёт.
- 12 июня 1999 года на международном авиасалоне в Ле Бурже во время тренировки комплекса фигур высшего пилотажа истребитель Су-30МКИ задевает землю хвостовой частью и воспламеняется. На высоте около 50-ти метров оба пилота — командир экипажа Вячеслав Аверьянов и штурман Владимир Шендрик успешно катапультировались.
- 12 сентября 2001 года на аэродроме Лётно-исследовательского института им. М. М. Громова в Жуковском при выполнении очередного полёта по программе сертификационных испытаний самолёта М-101Т «Гжель» у самолёта разрушается руль высоты, и он становится неуправляемым. Пилот Олег Щепетков успел выпрыгнуть, а пилот Александр Бесчастнов, уводя падающий самолёт от домов, погиб. 9 июля 2002 года А. Г. Бесчастнову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
Съёмочная группа
Ссылки
- Официальный сайт фильма
- Видео.
- Прощаясь с Сашей Бесчастновым…