Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Исх.

23-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Исход (שְׁמוֹת)

Моисей разбивает скрижали Завета. Картина Рембрандта.
Раздел: Пятикнижие
Язык оригинала: еврейский
Легендарный автор: Моисей
Местность: Египет, Синайский полуостров
Предыдущая (православие): Книга Бытия
Следующая: Книга Левит
Викитека: Исход

Текст на Викитеке

 Исход на Викискладе

Книга Исхо́д (ивр. שְׁמוֹת‏‎‎‎, Шмот — «Имена»; лат. Exodus; др.-греч. Ἔξοδος; тж. «Вторая книга Моисея») — вторая книга Пятикнижия (Торы), Ветхого Завета и всей Библии. В Талмуде[1] встречается название «Хомеш шени» (букв. «Вторая пятина») или «Сефер а-шени» («Вторая книга»)[2], поскольку она следует за книгой Бытия. В средневековых источниках иногда также называется «Сефер йециат Мицраим» («Книга Исхода из Египта»). Книга описывает период времени от начала порабощения евреев в Египте фараоном, «не знавшим Иосифа» (Исх. 1:8), до первого месяца второго года по Исходу их из Египта (Исх. 40:17). Состоит из 40 глав.

Содержание книги

Книга Исход, следует за книгой Бытие, которые завершается повествованием о переселении праотцев еврейского народа в Египет. В книге Исход излагается священная история ухода еврейского народа из Египта: от начала притеснений потомков Иакова до сооружения и освящения походного храма — Скинии».

Cодержание книги Исход может быть разделено на три части:

  1. Первая после краткого вступления (Исх. 1:1—7), связывающего повествование Книги Исход с Книгой Бытие, рассказывает об освобождении еврейского народа из египетского рабства (Исх. 1:8 — 13:16);
  2. Вторая излагает историю путешествия евреев до горы Синай (Исх. 13:17 — 18:27)
  3. Третья повествует о заключении и обновлении Завета Бога с избранным народом (Исх. 19:1 — 40:38).

Рождение Моисея (главы 1—4)

Со времени переселения израильтян в Египет прошло 430 лет. Отношение Египетской власти к переселенцам изменилось: "восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа". Фараон, опасаясь увеличения численности израильтян, приказывает изнурять их тяжелыми работами. Позднее он приказывает убивать всех еврейских новорождённых мальчиков. Одна израильтянка из племени Леви, чтобы спасти своего сына, помещает его в корзину из тростника и оставляет у берега Нила. Его находит дочь фараона, усыновляет и дает ему имя Моисей.

Моисей растёт среди египтян. Убив однажды египтянина, который избивал еврея, он вынужден бежать из Египта в землю Мадианитян. У горы Хорив ему в пламени несгорающего куста (неопалимая купина) явился Бог, который открыл своё имя (Яхве) и повелел Моисею вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда своих братьев из плена рабства и предать их служению открывшемуся ему Богу.

Десять казней египетских (главы 5—13)

Вернувшись в Египет, Моисей именем Бога требует у фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его предназначения. Эти чудеса получили название 10 казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось бедствиями для египтян.

Последнее из этих чудес, отмечаемое в празднике Песах — смерть всех египетских первенцев и спасение первенцев израилевых, ознаменовало начало самого Исхода. Евреи покидают свои дома и, следуя за Моисеем, направляются в землю обитаванную.

Переход через Чермное море (главы 13—15)

Свиток Торы, открытый на книге Исход (Исх. 15:1—19)

Между тем фараон изменил свое решение и с армией погнался за израильтянами, рассчитывая вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у Чермного моря. По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян. (Исх. 14:28). После такого спасения народ торжественно отпраздновал это великое событие хвалебной песней Богу. Затем евреи двинулись к горе Синай, где им был дан закон и где был заключен завет между богом и избранным народом.

Синайское Откровение (главы 19—20)

Приблизительно через пятьдесят дней после того, как евреи покинули Египет, Бог дал избранному народу десять заповедей. Согласно библейскому тексту, заповеди, написанные на каменных пластинах (Скрижали Завета), были переданы самим Богом Моисею на горе Синай.

Согласно книге Исход, Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди.

Грех золотого тельца (главы 32—34)

Разделение книги на недельные главы

  1. Шмот (1:1—6:1)
  2. Ваэра (6:2—9:35)
  3. Бо (10:1—13:16)
  4. Бешалах (13:17—17:16)
  5. Итро (18:1—20:26)
  6. Мишпатим (21:1—24:18)
  7. Трума (25:1—27:19)
  8. Тецавэ (27:20—30:10)
  9. Тиса (30:11—34:35)
  10. Ваякһель (35:1—38:20)
  11. Пкудей (38:21—40:38)

Происхождение книги

Библейская критика

Исследователи Библии сходятся во мнении, что книга Исход составлена из различных источников. Однако единого мнения о количестве источников, их идентификации и времени объединения в единый текст нет.

В соответствии с документальной гипотезой, в составе Исхода выделяют три больших источника: Яхвист, Элохист и жреческий кодекс. Два первых названы по используемому ими имени Бога. Яхвист называет Бога Яхве, в Элохисте Бог назван Элохим до того момента, когда Бог открывает свое имя Моисею.

К меньшим источникам книги относят также песнь моря (Исх. 151-19), перечень десяти заповедей и свод законов завета (Исх. 21-24). Песнь моря обычно рассматривается как наиболее древний источник в составе Исхода [3].

Из трех главных источников Яхвист рассматривается как наиболее ранний. По оценкам библеистов, Яхвист был создан в Иудейском царстве в VIII-VII веках до н. э. Книга Исход включает сравнительно немного материала Яхвиста.

Местом создания Элохиста библеисты считают северное Израильское царство. Время создания Элохиста относят к VIII веку до н. э. Существенная часть материала, связанная с явлением Яхве Моисею, десятью казнями и эпизод с созданием золотого тельца, принадлежат Элохисту.

Создание жреческого кодекса датируют в промежутке между VIII и VI веками до н. э. В центре внимания жреческого кодекса ритуальная практика и роль священников. Инструкции по созданию скинии и описание ее создания принадлежат жреческому кодексу.

Время объединения источников в единый текст оценивается в диапазоне от VII до IV веков до н. э. Разные исследователи считали наиболее вероятным временем объединения и конец иудейской монархии, и период вавилонского плена, и послепленовый период [4] [5] [6]

С точки зрения науки «Исход» не рассматривается, как историческое повествование[10].

Отрицательная критика отвергает традиционную версию происхождения книги Исход, дробит её содержание на несколько частей, относя происхождение каждой из них к разному времени[источник не указан 315 дней]. Так, по словам одного из представителей «гипотезы записей» — Эвальда, древнейшей частью Исхода является песнь Моисея (Исх. 15:1—18); лет через 100 после Моисея была кем-то написана «жизнь Моисея»; в последние годы Судей появилась «книга завета» (Исх 20—23 гл.), при Соломоне «книга начал», в которую входит большая часть содержания книги Исход; окончательная же редакция её падает на время Иоафама, современника пророка Исайи[источник не указан 315 дней]. Схожих взглядов придерживались Рейсс («книга завета» относится ко времени Иосафата), Делич (большая часть Исхода появилась пред пленом вавилонским) и др.[источник не указан 315 дней] Христианская церковь и еврейская синагога единодушно утверждают[источник не указан 315 дней], что Пятикнижие — произведение, написанное самим Моисеем. Из чего следует, что, якобы, даже в последней главе книги Второзаконие он сам увековечил свою смерть, свое погребение, народную скорбь и даже сказал несколько слов посмертной похвалы в свой адрес. «И умер Моисей, раб господень, в земле Моавитской, по слову господню. И погребён на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских (у Иордана близ Иерихона) тридцать дней». (34:5—6, 34:8—10). Книга Второзаконие появилась на свет во времена церковной реформы царя Иосии, когда была якобы «чудесным образом найдена» в иерусалимском храме в 622 году до н. э., следовательно можно смело предположить[источник не указан 315 дней], что и первые части Пятикнижия были написаны (или по крайней мере тщательно отредактированы) в те же времена, когда Царь Иосия в религиозном мракобесии[источник не указан 315 дней] пытался насадить единобожие, которого среди колен Израилевых никогда не было[источник не указан 315 дней] (поклонение золотому тельцу, идолы и высоты, религиозный культ царя Саула, отпадание царей династии Давида от культа Яхве. «И жил Израиль в Ситтиме с дочерьми Моава. И приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ, и кланялся богам их». (Чис. 25:1—2).

Авторство книги

Иудаизм и христианство традиционно приписывали авторство «Исхода», как и всего Пятикнижия в целом, Моисею. Однако с эпохи Нового времени на основе изучения разночтений, противоречий, повторов и прочих особенностей «Пятикнижия», было высказано множество сомнений в авторстве Моисея [6] [11].

Примечания

  1. Талмуд, Сота 36б
  2. «Галахот гдолот», «Мишна Брура»
  3. Meyers, Carol (2005). Exodus. Cambridge University Press. ISBN 9780521002912
  4. Johnstone, William D (2003). «Exodus». In James D. G. Dunn, John William Rogerson. Eerdmans Bible Commentary. Eerdmans. ISBN 9780802837110. стр. 68, 72
  5. Kugler, Robert; Hartin, Patrick (2009). An Introduction to the Bible. Eerdmans. ISBN 9780802846365. стр. 50
  6. ↑ Как создавалась Библия / Пер. с англ. Г.Ястребова. — М.: Эксмо, 2011. — 400 с. — ISBN 978-5-699-48351-8.
  7. Fretheim, Terence E (1991). Exodus. Westminster John Knox Press. ISBN 9780664237349. стр. 7
  8. Houston, Walter J (1998). «Exodus». In John Barton. Oxford Bible Commentary. Oxford University Press. ISBN 9780198755005. стр. 68
  9. Fretheim, Terence E (1991). Exodus. Westminster John Knox Press. ISBN 9780664237349. стр. 8
  10. Kugler, Robert; Hartin, Patrick (2009). An Introduction to the Bible. Eerdmans. ISBN 9780802846365.
  11. Meyers, Carol (2005). Exodus. Cambridge University Press. ISBN 9780521002912. стр.16

Ссылки

  • Книга Исход — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Книга Шмот. Предисловие к изданию Сончино
  • Книга Исход в «Библиологическом словаре» Александра Меня
  • Прочитать Книгу Исход.  (ст.-слав.)
  • Комментарий к Книге Исход из толковой Библии Лопухина
  • Философия права Пятикнижия (сб. статей под ред. А. А. Гусейнова и Е. Б. Рашковского, сост. П. Д. Баренбойм). — М., Лум, 2012.

Шаблон:Link GA

Исх..

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06