29-06-2023
И корабль плывёт… | |
E la nave va... | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Radiotelevisione Italiana (RAI), Vides Produzione, Societa Investimenti Milanese (S.I.M.) |
Длительность |
138 мин. |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0087188 |
«И корабль плывёт…» (итал. E la nave va) — кинофильм выдающегося итальянского режиссёра Федерико Феллини. Сочетание элементов комедии и драмы, а также фарсовые и гротескные элементы вызвали неоднозначную реакцию критиков на этот фильм.
Содержание |
Название фильма содержит в себе определенный стилистический сдвиг, который не передаётся в традиционном русском переводе. Более радикальный вариант перевода предложили французы: Et vogue le navire, буквально — «Плыла-качалась лодочка». Этот вариант лучше передаёт притчевый характер картины.
1914 год. Из Неаполя выходит в необычный круиз пассажирский лайнер. На борту певцы, актёры, бизнесмены, аристократы — они провожают в последний путь оперную приму Эдмеа Тетуа, которая завещала развеять свой прах над морем близ её родного острова. Тем временем в Сараево убит эрцгерцог Фердинанд; вспыхивает Первая мировая война. На третий день лайнер спасает сербских беженцев, а через некоторое время ему навстречу попадается броненосец под флагом Австро-Венгрии. После сложных сюжетных переплетений, исполненных весьма странной символики, оба корабля идут ко дну, олицетворяя гибель мировой культуры и Австро-Венгерской империи.
Сюжет фильма отдалённо напоминает об истории гибели парохода «Титаник» и, более конкретно, об оркестре из восьми музыкантов, которые продолжали играть на палубе в момент погружения судна.
В определённом смысле фильм «И корабль плывёт» подытоживает художественный поиск Федерико Феллини (последующие его картины отмечены снижением эстетического уровня, за исключением самого последнего фильма, «Голос луны», где смутно намечен выход к новым эстетическим горизонтам). В «Корабле…» развернуты, иногда в заостренном виде, многие характерные для Феллини художественные приемы и принципы. Так, характерное для него обнажение кинематографической условности происходящего на экране («Восемь с половиной») здесь оборачивается юмористическим финальным аккордом, когда зритель лицезреет съемочную группу (этот прием был потом растиражирован; он применен, в частности, в финале фильма Кшиштофа Занусси «Галоп»). Воплощением той же условности становится и отчётливо бутафорский носорог, который, однако же, страдает расстройством желудка (шутливая параллель к очень серьезному эпизоду из «Амаркорда»). Введенная ранее в том же «Амаркорде» неоднозначная, но скорее комическая фигура повествователя (Sprecher) вновь встречается в «Корабле…»; иногда ни к селу ни к городу возникая в кадре, он подобен здесь телевизионному комментатору или ведущему. Наконец, верный своему принципу вводить в круг действующих лиц гротескных персонажей-масок (Сарагина в «Восьми с половиной», Лисичка и Табатчица в «Амаркорде»), Феллини в «Корабле…» представляет зрителю Великого Герцога, сильно напоминающего гермафродита, и слепую графиню (в исполнении знаменитого балетмейстера Пины Бауш).
Напрашивается сравнение фильма со знаменитой картиной Стенли Крамера «Корабль дураков». Однако фильмы диаметрально противоположны по смыслу. Если насыщенный серьёзным социально-политическим содержанием фильм Крамера предвосхищает характерное для современного западного общества торжество политкорректности, то исполненный шутовства, а временами и дурашливости фильм Феллини демонстрирует исчерпанность всякой идеологии и капитуляцию искусства. В представлении итальянского режиссёра оно принципиально не может стать «важнейшим из искусств» — искусством жить на земле (к чему так стремился в своём творчестве Бертольт Брехт). Старательно разыгрывая перед лицом грозящей опасности свою «трёхгрошовую оперу», герои картины « И корабль плывет» превращают искусство в ту самую «игру стеклянных бус», которую воссоздал в своём лучшем романе Герман Гессе.
Кинофильм получил следующие награды:
Фильмы Федерико Феллини | |
---|---|
1950-е | Огни варьете (1950) • Белый шейх (1952) • Маменькины сынки (1953) • Любовь в городе (1953) • Дорога (1954) • Мошенники (1955) • Ночи Кабирии (1957) |
1960-е | Сладкая жизнь (1960) • Боккаччо-70 (1962) • Восемь с половиной (1963) • Джульетта и духи (1965) • Три шага в бреду (1968) • Дневник режиссёра (1969) • Сатирикон Феллини (1969) |
1970-е | Клоуны (1970) • Рим (1972) • Амаркорд (1973) • Казанова Федерико Феллини (1976) • Репетиция оркестра (1978) |
1980-е | Город женщин (1980) • И корабль плывёт… (1983) • Джинджер и Фред (1986) • Интервью (1987) |
1990-е | Голос Луны (1990) |
И корабль плывёт….