07-10-2023
Село
Кадыбаш
|
Кадыба́ш (тат. Кадыбаш, Казыбаш[1] также известно как Кадыбашево, старое название Казырбаш (тат. Кадырбаш) — село в Агрызском районе Республики Татарстан, входит в состав Кадыбашского сельского поселения (бывш. Сарапульский уезд Вятской губернии)[2] .
На 2002—491 жителей (татары). Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть. Полеводство, мололочное скотоводство, пчеловодство. Известно с 1678. В 18 — 1-й пол. 19 вв. жители относились к тептярскому и башкирскому сословию [3][неавторитетный источник?].
Село Кадыбаш расположено в 80 км юго-восточнее от Агрыза. Название села определяется от названия реки Кады, которая несколько веков назад называлась Казы. По легенде река в те времена каждый год углублялась и поэтому ее так называли. Тогда и название села упоминается как Казыбаш, Большой Кадыбаш [4].
Содержание |
На территории села действуют следующие предприятия и организации:
Кадыбаш по данном месте основано примерно 1580 году шестью крестьянским дворами, переселившимися из старого Кадыбаша, который находится примерно в 3 км севернее по течении реки Кады.
Старый Кадыбаш был основан удмуртами. К ним присоединились предки нынешних жителей, бежавших из Вятской губернии от наместников Ивана Грозного, которые силой или обманом хотели их крестить.
Через некоторое время между татарами и удмуртами началась вражда и они начали устраивать поджоги хозяйств друг друга. В итоге удмурты переселились выше по течение километров на 7 и назвали деревню Кады-Салья, а тюркское население осталось.
Кадыбаш является самым древним населенным пунктом в тугызбуйской зоне. Кадыбашцы имели земельную грамоту от Ивана Грозного, занимались охотоводством, земледелием, растениеводством, торговлей.[4]
В селении жил род кадыкай тат. кадыкай, казыкай) [5] племени киргиз (тат. кыргыз, устаревшее название казахов)[6], относимых рядом башкирских исследователей к племени нижнебельских башкир [7].
(Свою генеалогию жители возводят к потомку Чингисхана Кадык-бию.
По другой версии Кадыбаш — огузский этноним [8].
По данным ревизских сказок, по VIII переписи население в сословии тептяр, по X переписи в сословии башкир из тептяр [9].
На последнем листе ревизской сказки 1834 г. приписано: «.. от деревни тептяр Абдуллхалип Абдуллмазитов по благородству приложил свою тамгу [У-образный знак в обратную сторону]. Старшина Фаткулла Тукаев по благородству присягнул волостною печатью…».
После размежевания тептяри д. Утяганово и Кадыбаш утверждали, что «их предки поселились на земле Енейской волости по грамоте в царствование царя Ивана Васильевича им данной, каковую в витке присем представили в Комиссию по наделению припущенников башкир землей». Однако у тептярей Утяганова, Кадыбаша, Девятерни и Касаева «земля находилась в общем владении с башкирами д. Исенбаевой и Сляковой, с тептярями и ясашными татарами д. Сосновой (Нарат. —А. А.)».— Асфандияров А., «Аулы мензелинских башкир»
В 1884 г. население села называется башкирским [10].
По источнику «1748 г., 265 листов (2 ревизия) РГАДА, ф.350, оп.2, д. 3792 Ногайской и Сибирской дорог Уфимского уезда; книга переписная купцов Табынска Ногайской дороги Уфимского уезда» население Кадыбаша: «Кадыбаш на речке Кадыбаше: Черемиса. Татары».
Общество Кадыбашское. Деревня Большой Кадыбаш расположена при речке того же имени, в 40 верстах от уездного города, в 5 верстах от волостного правления и в 4 верстах от ближайшего татарского училища. Мечеть — в деревне.Население татарское (главным образом тептяри и частью башкиры) магометанского вероисповедания. Деревня эта самая старая: старше Сосновки и Косаева; так первые поселенцы должны были ездить за огнем (спичек не было) за 25 верст в деревню Большую Салью Елабужского уезда, так как ближе не было ни одного селения.
У крестьян, по их словам, были на землю жалованные грамоты от Царя Иоанна Грозного. Года четыре тому назад общество порешило ходатайствовать об утверждении за ними этой земли. Выбрали уполномоченного, вручили ему все документы и отправили в Петербург. Ходок в Петербурге умер, а с ним умерла и судьба и этих документов. Земля делится по наличным душам мужского пола (надел получают все лица мужского пола от однодневного до 100-летнего возраста). Обществом нанимается для пастьбы скота Башкирская и Старосальинская казенные дачи за 51 рубль. Пасется весь скот, кроме свиней и коз. Арендная плата разверстывается по числу голов скота: по 11-12 копеек с коровы и лошади и по 5 копеек с овцы. В деревне три веялки.— Исенбаевская волость Сарапульского уезда
Издавна работала медресе. 1898 году открылась земская школа.
В период сталинских советских репрессий были раскулачены следующие семьи: Гимрановы (татары), Ганеевы (татары), Шаяхметовы, Шариповы (татары), Низаевы (татары), Айдаровы (Айдаров Габдулла — азанче села), Закировы, Нугмановы (татары, Нугманов Минниахмет — азанче села), Ахметовы, Закировы (татары, Закиров Хабибулла — б. азанче села), Лобовы, Мусины, Маннановы (татары) [11].
Причины: кулацко-мулльская группировка, занимавшаяся срывом мероприятий Советской власти, клевета на ВКП(б), критика Вождя народов, антиколхозная агитация.
В Кадыбаше было 1859 году — 602 жителей, 1921 году — 1475 жителей, 1992 году — 554 жителей, в 2002 году — 491 жителей, в 2006 году — 465 человек.
Кадыбаш.