Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Камер-Коллежский вал

14-10-2023

Москва, ограниченная Камер-Коллежским валом. Карта 1836 года.

Камер-Коллежский вал — кольцо улиц в Москве, следующее за Садовым кольцом. Периметр кольца — 37 км. Учреждён в 1742 году как таможенная граница Москвы, с конца XVIII века — фактическая, с 1806 — юридическая граница города.

Содержание

История

Валы и заставы по периметру города были учреждены Камер-Коллегией (налоговым органом, см. Коллегии) как таможенная граница города Москвы для контроля ввоза товаров и обложения их внутренними пошлинами. Предшественником Камер-коллежского вала являлся учрежденный в 1731 году водочными откупщиками Компанейский вал. На валу располагались 16, а затем 18 застав, названных по именам проходивших через них дорог. В 1754 году внутриимперская таможня была отменена, но на валу сохранены полицейские посты внутреннего паспортного контроля. После чумы 1771 года за кольцо валов были выведены городские кладбища, а похороны в черте города — запрещены. С 1864 года кольцо валов стало границей между территориями города, управляемыми Московской городской думой, и загородными землями, управляемыми земством. Неспособность земства обеспечить минимальный полицейский надзор за преступностью привела к криминализации посёлков, возникших сразу за кольцом валов (Марьина Роща, Хапиловка, Благуша и др.).

Заставы на валу были ликвидированы в 1852 году, а срыли вал во второй половине XIX века.[1]

Современный Камер-Коллежский вал — не замкнутое кольцо и никогда не был таковым. При строительстве железных дорог в XIX веке кольцо было разорвано вблизи вокзалов без устройства переездов или путепроводов. Возле Виндавского вокзала, помимо железнодорожных путей, на трассе Сущёвского вала существовало Лазаревское кладбище, а между Преображенским и Благушей трассу разрывал Хапиловский пруд. Эти разрывы были устранены уже в советский период.

На трассе кольца отсутствуют мосты через реку Москву (их заменяют мосты Третьего транспортного кольца), а отдельные участки — например, б. Дорогомиловский вал — вовсе стёрты с карты города при укрупнении кварталов в советский период. Транспортное значение сохранившихся улиц — разное: Сущёвский вал вошёл в состав Третьего транспортного кольца и несёт большие транспортные потоки, Крутицкий вал — фактически превратился во внутриквартальный проезд .

Состав кольца

Рогожский вал — одна из улиц, входивших в состав Камер-Коллежского вала

Многие улицы, находящиеся на месте бывшего Камер-Коллежского вала, сохранили название соответствующего вала. Например, улица Сущёвский Вал получила название по бывшему Сущёвскому валу, а улица Грузинский Вал — по бывшему Грузинскому валу, проходившему в Грузинской слободе.

В состав Камер-Коллежского вала входили следующие валы и заставы (по часовой стрелке, начиная от Трёхгорной заставы):

река Пресня
река Яуза
Хапиловский пруд


река Москва
река Москва
река Москва
река Москва

См. также

Ссылки

  1. Исторические границы столицы: от Кремля до МКАД — Грамота. Ру. Окликни улицы Москвы

Литература

  • Энциклопедия «Москва». — М., 1998.

Камер-Коллежский вал.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06