Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Каракумский пробег

17-04-2023

Перейти к: навигация, поиск

Караку́мский пробе́г — известный автомобильный пробег, который проходил в СССР с 6 июля по 30 сентября 1933 г.

В пробеге участвовали 96 человек на 23 автомобилях, из которых шесть легковых ГАЗ-А, шесть грузовых полуторатонных ГАЗ-АА, два опытных образца трёхосных ГАЗ-ААА, четыре 2,5-тонных грузовика АМО-3 (выкрашенных в голубую краску для лучшего отражения лучей солнца), три импортных трёхосных Ford-Timken, одна экспериментальная трёхоска НАТИ-ГАЗ и один капитально отремонтированный заводом ВАРЗ грузовик Ford-AA.

Маршрут движения: Москва (от Автозавода имени Сталина) — Горький (Нижний Новгород) — Казань — Самара — Оренбург — Актюбинск (Актобе) — Аральск — Ташкент — Самарканд — Бухара — Чарджуй (Чарджоу, Туркменабат) — Ургенч — пустыня Кара-Кум — Красноводск (Туркменбашы) — переправа через Каспийское море — Баку — Тифлис (Тбилиси) — Орджоникидзе (Владикавказ) — Ростов-на-Дону — Харьков — Воронеж — Тула — Москва.

Весь путь составил 9375 км, из них: шоссейные дороги — 2271 (24,1 %), грунтовые профилированные — 1320 км (14,1 %), грунтовые непрофилированные — 4381 км (49,8 %), полное бездорожье — 1203 км (12,0 %).

На пробег было затрачено 2062 часа (86 суток), из них: стоянки — 1216 часа, в пути 946 часов. Время в пути состояло из движения — 432 часа (20,8 % от всего времени пробега) и остановок — 414 часов. Средняя техническая скорость — 21,7 км/ч, средняя пробега — 4,5 км/ч.

В среднем в сутки автомобили проходили 108 км. Большое время остановок и низкая общая скорость объяснялась прежде всего проведением многочисленных митингов в городах и населённых пунктах. Улицы украшались флагами и лозунгами типа «Привет участникам автопробега!»

Цель пробега — изучить выносливость автомобилей в тяжёлых эксплуатационных условиях, испытать отечественные шины из натурального и синтетического каучука.

Испытывались шины новой конструкции «Сверхбаллон», усовершенствованные системы электрооборудования и воздухоочистителей, пригодные для работы в условиях песчаной пустыни. Исследовалось проходимость разных типов автомобилей в различных дорожных условиях, изучались перспективы освоения Каракумской пустыни.

Пробег 1977 года

В 1977 году был совершён пробег по тому же маршруту на автомобилях ВАЗ: участвовали 2 автомобиля ВАЗ-2106 и 2 автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». Однако непосредственно через пустыню Каракумы шли только «Нивы», а ВАЗ-2106 объехали этот участок по шоссе.

Литература

  • Дьяков Б. А. Герой Кара-Кумов. «Коммуна», 1934.
  • Кармен Р. Л. Автомобиль пересекает пустыню. «Детгиз», 1954.
  • В. В. Князев, Г. А. Кузьмин, В. В. Потапов, В. А. Шамшурин. Каракумский пробег // Труд и подвиг историю пишут. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981.

Ссылки

  • 70 лет Каракумскому пробегу
  • Каракумский пробег

Видео

  • Запечатлённое время. Ударим автопробегом — документальный фильм (youtube)
  • Задняя передача — Автопробег Москва-Каракумы-Москва 1933 год (youtube)
  • Пробег 1977 года + часть 2 (youtube)

Каракумский пробег.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06