Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Карнавализация

30-06-2023

Перейти к: навигация, поиск

Карнавализация — понятие, введённое в литературоведение Михаилом Бахтиным и означающее результат воздействия традиций средневекового карнавала на культуру и мышление Нового времени. Концепция карнавализации — междисциплинарна и помимо собственно исторической поэтики, используется в рамках таких дисциплин, как философская эстетика, теоретическая поэтика, философская и культурная антропология, этиология, семиотика и так далее[1].

Бахтин представил свою теорию карнавала в работах «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»[2][3] (впервые опубликована в 1965 году) и «Проблемы поэтики Достоевского» (1963)[4]. В случае Рабле Бахтин показывает прямое воздействие карнавальной традиции на литературу, в то время как в случае Достоевского использование данной концепции позволило осмыслить как целое такие необъяснимые ранее особенности его поэтики, как соединение исповедального с фантастическим и серьёзного со «смеховым»[4].

Карнавальное, по Бахтину, противостоит трагическому и эпическому. Когда некое художественное или (прежде всего) жизненное явление карнавализируется, это означает его осовременивание, «фамильярный контакт» с этим явлением. В качестве второго признака карнавализованного явления Бахтин выделил его амбивалентность — одновременную причастность как к воплощённой конечности, так и к воплощённой незавершённости всего сущего, смерти и воскрешению, совмещение пародийности, несущей в себе заряд развенчания, с потенциалом обновления. Третий признак карнавализации — «весёлая относительность»: несоответствие между внешним и внутренним, условиями и условностями настоящего и предчувствием возможного иного миропорядка, таящегося за фасадом вещей, ролей, поведений и языка[5].

См. также

Примечания

Литература


Карнавализация.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06