Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Карпов, Василий Николаевич

05-07-2023

Василий Николаевич Карпов
Дата рождения:

1798 год(1798)

Дата смерти:

1867 год(1867)

Направление:

русская философия

Период:

XIX век

Василий Николаевич Карпов (17981867) — русский философ идеалистического направления.

Содержание

Биография

Происходил из духовного звания, учился в Воронежской семинарии и Киевской духовной академии, преподавал философию в Киевской и Санкт-Петербургской духовных академиях.

В кругу своих многочисленных учеников Карпов пользовался славой глубокого мыслителя. Посвятив значительную часть жизни переводу сочинений Платона (1-е изд. — СПб., 1841 — содержит лишь несколько диалогов Платона, 2-е изд. — СПб., 1863-79 — все сочинения, приписываемые Платону, за исключением писем и «Законов»), Карпов выступал и с самостоятельными трудами по философии, держась в стороне от господствовавших в его время течений.

Философское учение

Основание для философии, по мнению Карпова, дает сознание. Положение «я сознаю», как истина первая, непосредственно известная, сама по себе ясная и всеобщая, должно быть субъективным началом философии. Философия рассматривает всё бытие как одно гармоническое целое в сверхчувственном или мыслимом, насколько оно может быть развито из сознания и выражено в системе. Всё входящее в область сознания имеет форму и содержание, которые, сводясь к единству, охватывают в человеке два мира — духовный и чувствующий. Дух бесконечен; органическая природа, развитая в человеке до высочайшей степени, конечна. Духу свойственно бесконечное ведение, природе — безотчетная, инстинктивная жизнь. Дух — чистая свобода, природа — слепая необходимость. Дух есть Бог, природа — Его творение. Посредствующими звеньями является ряд существ разумно-свободных, которые, по существу своих элементов, не могут быть ни конечными, ни бесконечными, но неопределёнными, — ни ведущими, ни неведущими, — но познающими; ни чисто свободными, ни необходимыми, — но имеющими волю поступать так или иначе. Элементы, соединившиеся в бытии человека и через свое соединение давшие бытие самому сознанию, внесли в его природу и соответственные законы, которые, пришедши во внутреннюю связь, составили закон нравственный. Чем больше ум просветлялся верою, тем выше была его энергия, тем сильнее и обширнее развивались его идеи.

Русские унаследовали практическую философию с Востока и никогда не могут сродниться с германским рационализмом, так как он идет наперекор православию, которое требует, чтобы ум и сердце не поглощались одно другим и вместе с тем не раздваивали своих интересов, но, развиваясь в постоянной связи между собою, как органы веры, составляли в душе твердые основания для решения задач философии.

Задача русской философии состоит в определении места значения и отношений человека в мире, насколько человек, сам по себе всегда и везде одинаковый, в развитии своем охарактеризован типом истинно русской жизни.

Сочинения

В Викитеке есть тексты по теме
Карпов, Василий Николаевич
  • «Введение в философию» (СПб., 1840);
  • «Взгляд на движение философии в мире христ. и на причины различных ее направлений» («Журн. Мин. нар. пр.», 1856, ч. 92);
  • «Систематическое изложение логики» (СПб., 1856; одно из лучших русск. оригинальных сочинений по логике);
  • «Философский рационализм новейшего времени» («Христ. чт.», 1860, кн. 3, 4, 5, 6, 12);
  • «Вступительная лекция в психологию» («Христ. чт.», 1868, кн. 2).
  • «Избранное». СПб.: Тропа Троянова, 2004.-282 с. ISBN 5-89798-031-4

Как считал автор статьи в ЭСБЕ, Яков Николаевич Колубовский,

как переводчик Платона, Карпов оказал несомненную услугу русской литературе, хотя перевод его — «Сочинения Платона» — не передает и тени поэтических красот подлинника, а иногда не свободен от промахов. Переводу каждого диалога Карпов предпосылает обстоятельные введения, свидетельствующие о близком знании литературы предмета и обнаруживающие в авторе по временам вполне самостоятельное отношение к спорным вопросам в истории философии

Литература

  • Карпов, Василий Николаевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • «Материалы для истории философии в России» в «Вопросах философии и психологии» (1890, кн. 4).
  • Архимандрит Августин (Никитин) Василий Карпов. Очерк жизни и деятельности // Вече. Альманах русской философии и культуры, 11, 1998, 59-97.
  • Янева Ж. Учебниците по логика на Василий Николаевич Карпов (1798–1867) и на Васил Хаджистоянов Берон (1824–1909) // Философски алтернативи, 2010, № 4  (болг.)

Карпов, Василий Николаевич.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06