08-05-2024
Христос Карузос | |
греч. Χρήστος Καρούζος | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Страна: | |
Научная сфера: | |
Альма-матер: |
Христос Карузос (греч. Χρήστος Καρούζος; 14 января 1900, Амфиса, ном Фокида, Греция — 30 июля 1967, Афины) — видный греческий археолог 20 века[1], академик.
Содержание |
Родился в 1900 году в городе Амфисса, ном Фокида, Средняя Греция, где и провёл свои детские годы и закончил гимназию. В 1916 году в шестнадцатилетнем возрасте поступил на Философский факультет Афинского университета, где изучал философию и археологию.
Ещё будучи студентом, в 1919 году был принят на работу в Археологическую службу. Диплом получил в 1921 году. В 1928−1930 гг. продолжил учёбу в Мюнхене и Берлине, где учился у таких известных историков искусств как Пиндер (нем.)русск. и Роденвальдт (нем.)русск..
В 1925 году получил должность хранителя древностей, последовательно в археологических регионах Средняя Греция, Аттика, Фессалия, Спарта, Киклады и, позже, генерального хранителя Археологической службы.
В 1930 году Карузос издал свою первую работу — «Посейдон Артемисиона», посвящённую одноимённой бронзовой статуе. Эта публикация сделала его известным в международных археологических кругах.
Имея философское и историческое образование и владея немецким языком, Карузос перевёл на греческий ряд исторических и философских работ включая «Марксизм и философия» писателя Karl Kors (1927) и первую часть «Анти-Дюринга» Фридриха Энгельса под заголовком «Философия» (1928), подписываясь псевдонимом Христос Кастритис.
Среди переведённых Карузосом авторов Κ. Krumbacher, "Византийская литература " (1927), W. Kranz, "Новый гуманизм в Германии " (1928) и Κ. Schoeder, «Метафизика истории» (1928).
В целях безопасности, Карузос далее пользовался псевдонимом Христос Логарис в труде «Издание софиста» и томе воспоминаний Димитриса Глиноса (1946 года), что однако не защитило его жизнь и карьеру от нападок и преследований, которым подвергались все его идейные соратники[2].
В годы тройной германо-итало-болгарской оккупации Греции, 27 хранителей древностей Археологической службы, возглавляемые Христосом Карузосом и византинологом (впоследствии директором Национальной галереи) Мариносом Каллигасом, с опасностью для собственной жизни, совершили титанический труд по скрытию древностей от оккупантов. Хранители древностей были вынуждены разрушить свои собственный труд десятилетий, рассеивая и закапывая экспозиции музеев в крипты церквей и пещеры.
Национальный археологический музей (Афины) не имел много альтернатив: его экспозиции, под руководством Карузоса, были закопаны в залах музея и никто из многочисленных участников этой операции не выдал эту информацию оккупантам. Основные греческие музеи в годы оккупации остались практически без своих главных экспонатов[3].
Однако за отсутствием достаточного времени и необъятностью памятников и древностей, сотни периферийных музеев, археологических площадок, церквей и монастырей стали объектом грабежа. После войны Карузос и Каллигас, вместе с другими археологами организованными в ЭАМ (Национально-освободительный фронт) подготовили доклад с детальными списками древностей похищенных оккупантами[4]. Доклад в 166 страниц был опубликован в 1946 году и разделялся на главы «Хищения», «Несанкционированные раскопки», « Разрушения». Каждая из глав имела подразделения касающиеся соответственно немецких, итальянских и болгарских оккупантов.
Основная часть доклада касается Германии. Но хотя доклад часто подкреплён именами и даже адресами грабителей и получателей награбленного, ни одно из послевоенных греческих правительств, ссылаясь на отсутствие информации, не выступило с официальным иском к союзной (сначала в НАТО, а затем в Европейском союзе) Германии и вопрос возвращения награбленных древностей завис, вместе с вопросами невыплаченных до сих пор Германией репараций за разрушения и возвращения насильственного оккупационного займа Банком Германии[5].
После освобождения, в 1945 году, Карузос приступил к реорганизации экcпозиции музея. Эту работу он закончил в 1964 году.
Одновременно Карузос производил раскопки в разных регионах Греции. Карузос был одним из учредителей греческого отделения Международного союза критиков искусств[6]. Его статьи, как критика, характеризовали «свет и просвещение и ни в коей мере не схоластическая археология»[7].
Вместе с другими греческими интеллигентами, Карузос встал на защиту выставки греческого художника Стериса против нападок дирекции Национальной галереи[8]), и «18 критических статей вокруг одной выставки», стали «манифестом изобразительного модернизма в Греции»[9].
Карузос был одной из фигур повлиявших на духовную жизнь страны[10]. За его вклад он был награждён разными почётными отличиями.
Карузос был провозглашён почётным профессором университета города Базель, Швейцария. В 1955 году Карузос был избран членом Баварской академии наук и Афинской академии, с которой однако сразу же столкнулся в вопросе реформы в образовании[11]. Карузос был награждён греческим орденом Орден Феникса (Греция), и был членом археологических институтов Берлина и Вены.
Карузос ещё с студенческих лет связал свою жизнь с Семни Карузу (Папаспириди), на которой женился в 1931 году[1]. Семни была одной из двух первых женщин, поступивших в археологическую службу в 1921 году и прослужившей там до 1964 года. Вместе с Христосом Карузосом, ей принадлежит заслуга в послевоенной реорганизации Археологического музея Афин, «чего было бы достаточно для упоминания их имён»[1].
До 1984 года Семни опубликовала 120 работ в греческих и иностранных археологических изданиях, из которых 18 были изданы отдельными томами. Особенно значительным был её вклад в изучении греческой амфоры. Семни стала почётным профессором Аристотелева университета города Фессалоники университетов городов Тюбинген и Лион, почётным членом 3-х академий (Британской, Гётингена, Катании) и почётным членом многих археологических обществ Европы и Америки[1].
Карузо 2020 купить т+а, карузо 1 идиллия нова, карузо энрико слушать, карузо 3 аванта линолеум.
Гангры, Категория:Спортсмены Нижегородской области, Глубокий переулок.