03-10-2023
Марко Касагранде, (англ. en:Marco Casagrande), род. 7 мая 1971 года), финский архитектор, художник средовой архитектуры (англ. en:environmental art), теоретик архитектуры, писатель и профессор архитектуры. Окончил Хельсинкский технологический университет, факультет архитектуры (2001 год).
Содержание |
Касагранде родился в Турку (англ. en:Turku), Финляндия, в состоятельной фино-итальянской католической семье.[1] Провел свое детство в Улиторнио (англ. en:Ylitornio) в Финской Лапландии, в школе учился в Карья (фин. fi:Karja), небольшой поселок на юге Финляндии, после чего переехал в Хельсинки для обучения архитектуре.
После службы в финской армии (англ. en:Finnish Army) в 1993 году, Касагранде служил добровольцем в боснийско-хорватских оборонительных силах (англ. en:HVO). Под именем Лука Моконези написал книгу, вызвавшую множественные дискуссии, Mostarin tien liftarit / Автостопом по дороге в Мостар (WSOY 1997)[2] о своем опыте в Боснийской гражданской войне. На основании описания военных преступлений, совершенных главным героем в автобиографической книге, он попал под подозрение как возможный военный преступник. В свою защиту, позже он заявил, что книга была на самом деле художественным произведением.[3]
Лично Касагранде категорически нетерпим к любым военным преступлениям. «Эти войска знают, что они действуют неправильно. Это совершенно противоположное явление конструктивному обществу и командному духу. Любой может понять, что это ни в коем случае не военно-эффективные меры, врываться в дома пожилых людей». Касагранде читает лекции в Национальном университете обороны Финляндии (англ. National Defence University) с 2006 года на курсах стратегии и лидерства.[4]
С ранних этапов своей карьеры Касагранде начал смешивать архитектуру и другие дисциплины искусства и науки с рядом экологически сознательных архитектурных сооружений по всему миру.[5] Став финалистами в конкурсе Emerging Architecture competition (Возникающая архитектура) британского журнала Architectural Review’s в 1999 году,[6] Марко Касагранде и его тогдашний партнер Сами Ринтала (англ. en:Sami Rintala) были приглашены на Венецианское биеннале (англ. en:Venice Biennial) 2000 года. Их проект «60 Minute Man», репортер Нью-Йорк Таймс назвал своим личным фаворитом на биеннале.[7] В проекте Касагранде и Ринтала посадили дубовый лес на заброшенной барже. Грунтом для деревьев служили компостированные человеческие отходы, произведённые Венецией за 60 минут. Архитектурные работы Касагранде охватывают сферы архитектуры, градостроительства и экологического планирования (англ. en:environmental planning), средового искусства, цирков и других художественных дисциплин.[8]
Касагранде находится в поисках подсознательной архитектуры, реальной действительности и связи между современным человеком и природой. Он считает, что стресс, экономические проблемы, онлайн-доступ к развлечениям и информации не должны ослеплять человека. Все что реальное — является ценным.[9] Работы Касагранде и преподавание свободно перемещаются между архитектурой, градостроительством, дизайном среды и наукой, экологическим искусством и цирком, сложенные в переплетении архитектурного мышления «сomedia dell’architettura», широкое видение созданной среды обитания человека связано с социальной драмой и экологическим осознанием. Природа, по его мнению, единственная существующая реальность.[5] Касагранде был назначен преподавателем экологического городского планирования в Тамканском университете (англ. en:Tamkang University) после создания проекта Холм Сокровищ (Treasure Hill), в котором Касагранде превратил незаконное поселение местных фермеров в экспериментальную лабораторию экологического урбанизма.[10] Капитальная реконструкция имела неоднозначную реакцию со стороны сообщества.
Касагранде рассматривает города как организм со сложной энергией, в котором различные пересекающиеся слои потоков энергии определяют действия граждан, а также развитие города. Путем смешивания средовой архитектуры (англ. en:environmentalism) и городского планирования Касангранде разрабатывает методы манипуляций городскими энергетическими потоками в целях создания экологически устойчивого развития городов в сторону так называемого города третьего поколения (постиндустриального города).[11] В градостроительстве Касагранде использовал принципы акупунктуры. Данная терапия оказывает лечение блокированных точек, способствуя расслаблению по всему телу. Будучи более непосредственным и чувствительным к потребностям общества, чем традиционные крупномасштабные учреждения, Касагранде считает, что городские реновационные вмешательства должны не только отвечать локальным потребностям, но и учитывать то, как действовали городские системы и каким образом сошлись в один узел. Цель — сбросить давление в стратегических точках, распространить его по всему городу.[12] Теория «Города третьего поколения» рассматривает постиндустриальные городские условия, как механизм разрушенный природой, включая человеческую природу и архитекторов, как шаманов-проектировщиков лишь интерпретирующих то, что посылает наивысшая природная сила.[13] Этот органический механизм переживает продолжительный и спонтанный процесс уничтожения гражданами, которых Касагранде называет «анархисты-садовники», с помощью городского хозяйства,[14] незаконной возведенной архитектуры[15] и городской акупунктуры.[16] Этот элемент «руины» рассматривается как нечто созданное человеком и ставшее частью природы.[17] Теория разработана в независимом междисциплинарном научно-исследовательском центре Академии Руин (Ruin Academy) в 2010 году.[18]
Город третьего поколения следует за первым поколением, где люди мирно сосуществовали с природой и вторым, которое возвело стены, каменные конструкции в попытке затмить природу. В третьем поколении, однако, природа, которая никогда не сможет быть по-настоящему исключённой, растёт обратно через развалины, через трещины в стене, впитывая человеческую природу обратно в природу более широкого характера. Город третьего поколения концентрируется на местных знаниях и «городской акупунктуре», а не на централизованно регулируемом городском планировании.[19]
Касагранде описывает городскую акупунктуру как:
[а] Перекрёстная архитектурная манипуляция с коллективным чувственным интеллектом города, который рассматривается как энергетический организм, жилая окружающая среда.[20] Эта теория открывает двери для неконтролируемого творчества и свободы. Каждый гражданин получает возможность вступить в творческий процесс. «Не стесняйтесь использовать городское пространство для любых целей и развивать его среду в соответствии с назначением.»[21] Агенты Города третьего поколения — чувствительные граждане, которые осознают разрушение природы нечувствительной современной машиной, в том числе и разрушение природы человека.[22]
Позиция архитекторов и дизайнеров об органических знаниях сложна. Мы не те, кто несет эту коллективную генетическую память, но мы находимся в лучшем положении, чтобы интерпретировать и вести с ней переговоры, шаг за шагом, как шаман получать ответы от органической стороны. Однако, все может легко пойти совсем не так, когда архитектор начинает копировать фрагменты местных знаний в рамках своего эго. Я думаю, часто было бы достаточно создать платформу для несчастных случаев на базе органических знаний, начать готовить, и находить свои собственные формы и динамику. Дизайн здесь не обязателен и он не должен заменять реальность, в то время как знания об органике близки к реальности, природе.[23] Работы Касагранде были трижды выбраны для Венецианского биеннале архитектуры, в 2000, 2004 и 2006 годах.[24]
Casagrande & Rintala- Марко Касагранде и Сами Ринтала — это группа финских архитекторов и художников, создающая архитектурные сооружения (1998—2003 гг..) для международных площадок современной архитектуры и искусства. Их работы движутся в промежутках между архитектурой и экологическим искусством.[25] В одной из своих ландшафтных инсталляций — «1000 Белых флагов» (лето 2002 года)- художники украсили белыми флагами горнолыжный спуск в Национальном Парке Коли, Финляндия. Флаги сделаны из использованных простыней из психиатрических больниц. Касагранде и Ринтала таким образом хотели обратить внимание на безумие предпринимателей, которые вырубают древние леса.[26] Работа художников под названием «Land(e)scape» была награждена британским журналом Architectural Review’s Emerging Architecture Award в 1999 году[6] и выбрана Венецианским биеннале 2000 года. Архитектурный критик New York Times, Герберт Мушамп, выбрал их проект, под названием «60 Minute Man», своим личным фаворитом биеннале.[27]
Касагранде и Ринтала проектировали и строили все свои произведения самостоятельно. Процесс проектирования продолжался в течение строительных работ.
«Сама работа обычно изменяет свою форму или обретает больше слоев в процессе строительства. Мы открыты для изменений в работе. Когда она находит свою форму, она обычно начинает рассказывать нам о себе».[28]
Land(e)scape (1999), архитектурная инсталяция выполнена финскими архитекторами Марко Касагранде и Сами Ринтала, на заброшенном поле в Савонлинна (фин. fi:Savonlinna). Работа посвящена процессу переселения сельского населения в города.
Три заброшенных деревянных халупы были «изгнаны», как объяснили архитекторы, в точку где они должны были «заключить свой союз с почвой». Одинокие халупы, встав на свои «ноги», покачиваются в сторону южных городов.[29]
Работа была награждена журналом Architectural Review на конкурсе Emerging Architecture 1999 года и выбрана для выставки на биеннале в Венеции в 2000 году. Проект Land(e)scape открыл интернациональную карьеру Касагранде и Ринтала.[7]
Произведение искусства было подожжено в октябре 1999.[30]
Land(e)scape представила Финляндию на выставке New Trends or Architecture in Europe and Japan в 2001 году.[31]
Redrum (2003) — выставка архитектоники (англ. en:architectonic)в Анкораж (англ. en:Anchorage), Аляска, создана архитекторами Касагранде и Ринтала. Проект был заказан Alaska Design Forum.[32]
3 танкера для транспортировки нефти были нарезаны на 12 частей, образовывая структуру здания храма напротив Федерального здания Анкораж. Интерьер окрашен в ярко-красный для контраста с ржавым грубым экстерьером. Пол сделан из 3500 кг устричных раковин.[33]
«Redrum» — читая наоборот — «murder» (англ. убийство). Дизайнеры хотели прокоментировать связь нефти, войны и экологической среды. Местные СМИ восприняли инсталяцию как «пощечину Аляске».
Потёмкин — парк архитектуры из стали, создан «Casagrande & Rintala» для поселка Курамата в Японии в 2003 году. Стальная смесь между машиной и храмом.[34] Работа состоит из крытых и открытых пространств для постиндустриальной медитации.[35] «Потёмкин» был заказом триенале современного искусства в Японии (англ. en:Echigo-Tsumari Contemporary Art Triennial) в 2003 году.[36]
Потёмкин стоит как Акрополь, служит постиндустриальным храмом, чтобы думать о связи между современным человеком и природой. Я вижу «Потёмкин» как утилизацию металлолома, находящегося между древними рисовыми полями и рекой с прямой осью к храму Синто.[37]
Участок является бывшей нелегальной свалкой, превращенной в парк у реки.[38] Архитектура парка была начерчена в масштабе 1:1 шагами на снегу и затем построена, когда снег расстаял.[39]
Объекты парка сделаны из стали толщиной в один дюйм и переработанных городских и производственных отходов. Участок — 130 метров длинной и 15 метров шириной с серией открытых и крытых пространств.[40]
Касагранде, Марко.