13-10-2023
Катастрофа Ми-26 в Чечне | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
Аварийная посадка из-за пожара двигателей по причине поражения ракетой правого двигателя |
Причина |
боевое повреждение, вызванное огнем ПЗРК |
Место | |
Координаты |
|
Погибшие |
127 |
Раненые |
20 |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
89 |
Пассажиры |
142 |
Экипаж |
5 |
Выживших |
20 |
Катастрофа Ми-26 в Чечне 19 августа 2002 года — самая крупная авиакатастрофа в истории Российских вооруженных сил. Произошла из-за поражения вертолёта ракетой из переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла». Дополнительными причинами, увеличившими количество жертв, стало фатальное стечение обстоятельств: сильной перегруженности вертолёта и падения его на минное поле. Является самой крупной в мире катастрофой вертолёта и одной из самых крупных авиакатастроф в истории России.
Содержание |
19 августа примерно в 16:10 по московскому времени вертолет Ми-26, принадлежащий армейской авиации Сухопутных войск, вылетел из аэродрома Моздок и взял курс на базу в Ханкале. На борту находились военнослужащие, возвращавшиеся к месту службы после отпуска, а также контрактники и солдаты срочной службы, летевшие в Чечню на замену сослуживцам. По причине нелётной погоды в предыдущие дни в Моздоке скопилось достаточно большое количество военнослужащих, ожидающих вылета в Чечню. По этой причине вертолет был сильно перегружен.
В 16:54 Ми-26 был в нескольких километрах от аэродрома Ханкалы и совершал манёвры, заходя на посадку. В это время командир экипажа майор Олег Батанов передал на землю, что услышал хлопок в районе правого двигателя и получил предупреждение бортовых систем о возникновении пожара. Опасаясь, что огонь перекинется на второй основной двигатель, Батанов срочно пошёл на снижение.
При аварийной посадке Ми-26 ударился хвостом о землю и машина развалилась. Военнослужащие, которые находились у дверей, успели выскочить до того, как вертолет вспыхнул. Экипаж также безопасно эвакуировался — он был в кабине, которая практически не пострадала от удара. Однако по трагическому совпадению посадка была осуществлена прямо на минное поле, защищающее базу в Ханкале от вылазок боевиков. По этой причине тушение горящего вертолёта было невозможно, а эвакуация раненых — затруднена. После того как сапёры проделали в минном поле несколько проходов, тушить было уже нечего.
В результате падения вертолёта, пожара и подрывов на минах в общей сложности погибло 127 человек. 117 человек погибло на месте и ещё 10 скончались впоследствии в госпиталях. 20 августа Президент России Владимир Путин объявил 22 августа днём траура в России.
Следствие установило, что основной причиной авиакатастрофы является поражение вертолёта ракетой из ПЗРК «Игла», а причиной большого количества жертв является двукратный перегруз вертолёта, из-за которого пилотам было затруднительно совершить безопасную аварийную посадку.
Из материалов судебного следствия, протоколов допросов, показаний и приобщенной к делу видеозаписи теракта, следует, что преступление совершили пять членов банды. 19 августа 2002 года они прибыли в 6-й микрорайон Грозного, расположенный неподалеку от базы «Ханкала». Там в полуразрушенном двухэтажном доме на улице Тухачевского они оборудовали позицию для стрельбы. Задача была поразить любой вертолёт, маршрут которого из Моздока пролегал через 6-й микрорайон. В 16.54 над Ханкалой появился вертолёт Ми-26, летевший на базу в Ханкале. В направлении вертолёта был осуществлён пуск ракеты из ПЗРК «Игла». Через пять секунд ракета на высоте 180-200 метров поразила правый двигатель вертолёта.
29 апреля 2004 года Ростовский областной суд признал Доку Джантемирова виновным в терроризме и убийстве и приговорил к пожизненному заключению с отбыванием наказания в колонии особого режима. По версии следствия, Джантемиров по вертолету не стрелял, однако он подготовил зенитный ракетный комплекс «Игла», передал его стрелку, отдал команду на поражение, крикнув по-чеченски «Пускай!», а потом заснял гибель вертолета на видеокамеру[1].
3 сентября 2008 года Верховный суд Чеченской республики повторно приговорил к пожизненному заключению Султана Мациева, Шамсутдина Салаватова и Висхана Хабибулаева. В июле 2005 года осуждённые Салаватов, Мациев и Джантемиров получили пожизненное заключение, а Висхан Хабибулаев — 13 лет колонии. Как было установлено, Султан Мациев в феврале 2000 года решил создать собственную боевую группу, куда вошли Шамсутдин Салаватов и Висхан Хабибулаев[2]. Спонсировал их Шамиль Басаев, который в 2001 году выделил деньги на закупку переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) и прикомандировал к группе Доку Джантемирова. В конце 2001 года им удалось купить в Грузии и тайно перевезти в Чечню восемь ПЗРК «Игла». Из них были сбиты три вертолёта Ми-8, а также Ми-26 под Ханкалой[3].
Причиной большого количества жертв является грубое нарушение правил полётов вследствие почти двукратного перегруза. В технических документах на вертолет Ми-26 записано, что он может при условии полной заправки перевозить 82 человека, или же груз весом 20 тонн[4]. Всего на борту Ми-26 находилось почти 150 человек. Это произошло как и из-за нелётной погоды, и как следствие большого количества военнослужащих, ожидающих в Моздоке отправки в Чечню, так и из-за хронической нехватки военно-транспортных вертолётов. Из-за чего нарушался приказ Министра обороны №225 от 1997 года, который запрещал перевозку личного состава на вертолетах Ми-26, Ми-6 и Ми-14.
7 сентября 2002 года министр обороны России Сергей Иванов публично огласил приказ №059, в котором выговор был объявлен заместителю министра обороны Николаю Кормильцеву, командующему войсками Северо-Кавказского военного округа Геннадию Трошеву, первому заместителю главкома Сухопутных войск Александру Морозову. Предупреждён о неполном служебном соответствии первый заместитель командующего войсками Северокавказского военного округа Владимир Булгаков, и.о.командующего группировкой войск в Чечне Сергей Макаров. Ещё ряд высокопоставленных военных получили различного рода служебные взыскания, а командующий армейской авиацией Виталий Павлов представлен к увольнению с военной службы[5].
Катастрофа Ми-26 в Чечне 19 августа 2002 года.