28-09-2023
Рейс 130 Байкал | |
Шасси рейса 130, на заднем плане разрушенная молочная ферма |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
Пожар на борту, отказ гидросистем |
Причина |
Разрушение и возгорание двигателя №2 |
Место |
посёлок Мамоны, Иркутская область, Россия |
Погибшие |
126 (125 в самолёте + 1 на земле) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
RA-85656 |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
116 |
Экипаж |
9 |
Выживших |
0 |
Катастрофа Ту-154 под Иркутском (1994) — авиакатастрофа, произошедшая 3 января 1994 года. На 5-й минуте полета из Иркутска в Москву в районе посёлка Мамоны потерпел катастрофу Ту-154М авиакомпании Байкал, совершавший рейс 130 по маршруту Иркутск — Москва. 116 пассажиров, 9 членов экипажа, а также один человек, находившийся на земле, погибли.
После взлета на высоте 300 метров сигнализация оповестила о пожаре двигателя № 2. Экипаж выполнил разворот в сторону Иркутска и запросил аварийную посадку. Двигатель продолжал гореть, это привело к разрушению расположенных рядом баллонов с гидросмесью. Отказали все гидросистемы самолёта, экипаж утратил возможность управлять машиной. Через 12 минут после взлёта самолёт на скорости порядка 500 км/ч, по скользящей траектории, врезался в молочную ферму в посёлке Мамоны в одиннадцати километрах от взлетной полосы аэропорта Иркутска. От сильного удара самолет развалился на части. Кабина экипажа и первый салон разлетелись вдребезги, а часть фюзеляжа (второй пассажирский салон) и хвостовая часть отлетели далеко на склон. Обломки рейса 130 нашли в 400 метрах от места падения. На молочной ферме в момент катастрофы находились два человека — один погиб, другой получил ранения. Всего погибло 126 человек. Идентифицировать удалось останки 74 человек.
Следственная комиссия установила, что 2-й двигатель на этом самолёте отказывал не в первый раз. Летом 1993 года 2-й двигатель отказал при подлете к Гуанчжоу (Китай). Экипажу пришлось вырабатывать топливо и садиться на аварийную полосу. Экипаж самолёта неоднократно писал послеполётные рекламации, в которых указывали неудовлетворительную работу второго двигателя. В день катастрофы 2-й двигатель смогли запустить лишь со второй попытки. Расшифровка переговоров дала следующий результат.
За две минуты до взлёта было сказано:
— Передай инженеру, который двигатели готовил, что очень плохо подготовлены двигатели, не запускаются. Двадцать минут три двигателя запускали.
За минуту до взлёта:
— Опасные обороты! Кнопку нажимаешь — и не гаснет.
— Ни …я, прогреется отключится. (КВС)
На расстоянии четырёх километров от аэропорта стартёр двигателя № 2 разрушился. Разрушение стартёра произошло из-за попадания постороннего предмета (предположительно, обломка кожуха газосборника ВСУ) под заслонку управления стартёром. Из-за неплотно закрытой заслонки турбина стартёра продолжала раскручиваться и при значительном превышении предельно допустимых оборотов произошло её разрушение. Части стартёра повредили систему подачи топлива, маслопроводы и трубопроводы гидравлической системы. Начался пожар второго двигателя, что и привело к катастрофе.
Диспетчер: Значит, внимание, экипаж. 10600 до Домодедова, запасной Нижний Новгород. Москва запасным не обеспечивает как Внуково, так и Шереметьево.
КВС: Двигатели запущены. Включаем генераторы. Земля, я 85656, конец связи, на воздушный контроль, до свидания.
Диспетчер: Счастливо.
КВС: Передай инженеру, который двигатели готовил, что очень плохо подготовлены двигатели, не запускаются. Двадцать минут три двигателя запускали.
Бортинженер: Загорелось… И не отключается, и не гаснет.
КВС: Что?
Бортинженер: Опасные обороты! Кнопку нажимаешь — и не гаснет. Ну что, горит она, стартер. все отключено… Воздух не подается.
КВС: Ничего, прогреется, погаснет.
Второй пилот: 656-й к взлету готов.
Диспетчер: Взлет разрешаю.
Второй пилот: 656-й, взлет.
27-я минута работы самописца.
КВС: Набираем 6000 (метров) (звуковая сигнализация — непрерывная сирена)
КВС: Действовать согласно руководству. Первому и второму номинальный режим. Подожди спокойно, Илья, а Илья!
Бортинженер: Второй двигатель горит почему-то. (сигнальная лампочка)
КВС: ВСУ горит? Гаси!!
Бортинженер: Включил все три очереди.
КВС: Горит? На самом деле горит?
Бортинженер: Горит табло «Пожар».
КВС: Илья Петрович, доложи обстановку.
Бортинженер: Так. Загорелось табло «Пожар» в мотогондоле № 2. Второй двигатель выключил.
КВС: Илья, сирену выключи…
Штурман: Курс обратный посадочный берем!!!!
Диспетчер: 656-й! Понял. Давление 725 миллиметров, заход разрешаю, снижайтесь до 900 к четвёртому.
КВС: Давление 725 установить.
32-я минута работы самописца.
Диспетчер: 656-й! Пожар какого двигателя?
КВС: Пожар второго двигателя!
КВС: И правого…
Бортинженер: Давление в первой гидросистеме упало!…
Второй пилот: Выпускаем шасси!…
Диспетчер: 656-й принял.
КВС: Шасси не выпускается ни х… Да не выпускается же! От второй гидросистемы давай!
Бортинженер: Да нету же! Давления нет!
Второй пилот: У нас упало давление в обеих гидросистемах!
Диспетчер: 656-й, понял! Удаление где ваше?
Штурман: 400 метров.
КВС: Ребята, не управляется самолет!
КВС: Самолет не управляется!
Диспетчер: Ниже глиссады идете! (непрерывный звук сирены)
Диспетчер: Работайте с посадкой!
Конец записи.
Происшествия и катастрофы в Иркутске | |
---|---|
Пожар (1716) | Землетрясение (1862) | Пожар (1879) | Катастрофа Ту-154 (1994) | Катастрофа Ан-124 (1997) | Авария Ил-76 (1999) | Катастрофа Ту-154 (2001) | Ураган (2004) | Ураган (2005) | Катастрофа A-310 (2006) | Ураган (2007) |
|
Катастрофа Ту-154 под Иркутском (1994).