Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Катастрофа Ту-154 под Иркутском (1994)

28-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 130 Байкал

Шасси рейса 130, на заднем плане разрушенная молочная ферма
Общие сведения
Дата

3 января 1994 года

Характер

Пожар на борту, отказ гидросистем

Причина

Разрушение и возгорание двигателя №2

Место

посёлок Мамоны, Иркутская область, Россия

Погибшие

126 (125 в самолёте + 1 на земле)

Воздушное судно


Ту-154М авиакомпании Байкал

Модель

Ту-154М

Авиакомпания

Байкал

Пункт вылета

Международный аэропорт Иркутск, Иркутск

Пункт назначения

аэропорт Домодедово, Москва

Бортовой номер

RA-85656

Дата выпуска

1989 год

Пассажиры

116

Экипаж

9

Выживших

0

Катастрофа Ту-154 под Иркутском (1994) — авиакатастрофа, произошедшая 3 января 1994 года. На 5-й минуте полета из Иркутска в Москву в районе посёлка Мамоны потерпел катастрофу Ту-154М авиакомпании Байкал, совершавший рейс 130 по маршруту Иркутск — Москва. 116 пассажиров, 9 членов экипажа, а также один человек, находившийся на земле, погибли.

Экипаж

Катастрофа

После взлета на высоте 300 метров сигнализация оповестила о пожаре двигателя № 2. Экипаж выполнил разворот в сторону Иркутска и запросил аварийную посадку. Двигатель продолжал гореть, это привело к разрушению расположенных рядом баллонов с гидросмесью. Отказали все гидросистемы самолёта, экипаж утратил возможность управлять машиной. Через 12 минут после взлёта самолёт на скорости порядка 500 км/ч, по скользящей траектории, врезался в молочную ферму в посёлке Мамоны в одиннадцати километрах от взлетной полосы аэропорта Иркутска. От сильного удара самолет развалился на части. Кабина экипажа и первый салон разлетелись вдребезги, а часть фюзеляжа (второй пассажирский салон) и хвостовая часть отлетели далеко на склон. Обломки рейса 130 нашли в 400 метрах от места падения. На молочной ферме в момент катастрофы находились два человека — один погиб, другой получил ранения. Всего погибло 126 человек. Идентифицировать удалось останки 74 человек.

Причины катастрофы

Следственная комиссия установила, что 2-й двигатель на этом самолёте отказывал не в первый раз. Летом 1993 года 2-й двигатель отказал при подлете к Гуанчжоу (Китай). Экипажу пришлось вырабатывать топливо и садиться на аварийную полосу. Экипаж самолёта неоднократно писал послеполётные рекламации, в которых указывали неудовлетворительную работу второго двигателя. В день катастрофы 2-й двигатель смогли запустить лишь со второй попытки. Расшифровка переговоров дала следующий результат.

За две минуты до взлёта было сказано:

— Передай инженеру, который двигатели готовил, что очень плохо подготовлены двигатели, не запускаются. Двадцать минут три двигателя запускали.

За минуту до взлёта:

— Опасные обороты! Кнопку нажимаешь — и не гаснет.
— Ни …я, прогреется отключится. (КВС)

На расстоянии четырёх километров от аэропорта стартёр двигателя № 2 разрушился. Разрушение стартёра произошло из-за попадания постороннего предмета (предположительно, обломка кожуха газосборника ВСУ) под заслонку управления стартёром. Из-за неплотно закрытой заслонки турбина стартёра продолжала раскручиваться и при значительном превышении предельно допустимых оборотов произошло её разрушение. Части стартёра повредили систему подачи топлива, маслопроводы и трубопроводы гидравлической системы. Начался пожар второго двигателя, что и привело к катастрофе.

Расшифровка переговоров

Диспетчер: Значит, внимание, экипаж. 10600 до Домодедова, запасной Нижний Новгород. Москва запасным не обеспечивает как Внуково, так и Шереметьево.
КВС: Двигатели запущены. Включаем генераторы. Земля, я 85656, конец связи, на воздушный контроль, до свидания.
Диспетчер: Счастливо.
КВС: Передай инженеру, который двигатели готовил, что очень плохо подготовлены двигатели, не запускаются. Двадцать минут три двигателя запускали.
Бортинженер: Загорелось… И не отключается, и не гаснет.
КВС: Что?
Бортинженер: Опасные обороты! Кнопку нажимаешь — и не гаснет. Ну что, горит она, стартер. все отключено… Воздух не подается.
КВС: Ничего, прогреется, погаснет.
Второй пилот: 656-й к взлету готов.
Диспетчер: Взлет разрешаю.
Второй пилот: 656-й, взлет.

27-я минута работы самописца.

КВС: Набираем 6000 (метров) (звуковая сигнализация — непрерывная сирена)
КВС: Действовать согласно руководству. Первому и второму номинальный режим. Подожди спокойно, Илья, а Илья!
Бортинженер: Второй двигатель горит почему-то. (сигнальная лампочка)
КВС: ВСУ горит? Гаси!!
Бортинженер: Включил все три очереди.
КВС: Горит? На самом деле горит?
Бортинженер: Горит табло «Пожар».
КВС: Илья Петрович, доложи обстановку.
Бортинженер: Так. Загорелось табло «Пожар» в мотогондоле № 2. Второй двигатель выключил.
КВС: Илья, сирену выключи…
Штурман: Курс обратный посадочный берем!!!!
Диспетчер: 656-й! Понял. Давление 725 миллиметров, заход разрешаю, снижайтесь до 900 к четвёртому.
КВС: Давление 725 установить.


32-я минута работы самописца.

Диспетчер: 656-й! Пожар какого двигателя?
КВС: Пожар второго двигателя!
КВС: И правого…
Бортинженер: Давление в первой гидросистеме упало!…
Второй пилот: Выпускаем шасси!…
Диспетчер: 656-й принял.
КВС: Шасси не выпускается ни х… Да не выпускается же! От второй гидросистемы давай!
Бортинженер: Да нету же! Давления нет!
Второй пилот: У нас упало давление в обеих гидросистемах!
Диспетчер: 656-й, понял! Удаление где ваше?
Штурман: 400 метров.
КВС: Ребята, не управляется самолет!
КВС: Самолет не управляется!
Диспетчер: Ниже глиссады идете! (непрерывный звук сирены)
Диспетчер: Работайте с посадкой!
Конец записи.


Ссылки

  • Катастрофа Ту-154М а/к «Байкал» в районе Иркутска. airdisaster.ru. Проверено 2 октября 2012. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
  • Иркутские авиакатастрофы

Катастрофа Ту-154 под Иркутском (1994).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06