07-08-2023
Рейс 011 Avianca | |
Разбившийся Boeing 747-283BM борт HK-2910 |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
00:06 |
Характер | |
Причина |
Ошибка экипажа |
Место |
Мехорада-дель-Кампо, близ аэропорта Барахас, Мадрид (Испания) |
Координаты |
40°24′12″ с. ш. 3°26′57″ з. д. / 40.40333° с. ш. 3.44917° з. д. (O)(O) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Имя самолёта |
Olafo |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Рейс |
AV011 |
Бортовой номер |
HK-2910 |
Дата выпуска |
24 августа 1977 года (первый полёт) |
Пассажиры |
173 |
Экипаж |
19 |
Погибшие |
181 |
Выживших |
11 |
В ночь с 26 на 27 ноября 1983 года в окрестностях Мадрида потерпел катастрофу Boeing 747-283BM компании Avianca, в результате чего погибли 181 человек.
Самолёт должен был выполнять плановый рейс AV011 по маршруту Франкфурт-на-Майне — Париж — Мадрид — Каракас — Богота. Однако в субботу 26 ноября участок маршрута от Франкфурта до Парижа был отменён. Тогда 55 пассажиров, которые намеревались сесть на рейс AV-011 во Франкфурте, были вынуждены добираться в Париж рейсом 116 компании Lufthansa. Ожидая их, рейс 011 задержался в общей сложности на 1 час 20 минут. Всего на борту находились 19 членов экипажа, ещё 4 члена экипажа летели пассажирами, а также 169 пассажиров. В баки было залито 66 500 фунтов топлива, а общий взлётный вес составлял 514 156 фунтов. В 22:25:35 UTC (23:25:35 местного времени) рейс 011 вылетел из парижского аэропорта Шарль-де-Голль. По плану, полёт по приборам (IFR) должен был проходить на эшелоне 370 (11,3 километра) через точки Vason (Париж), Limoges, Pamplona, Barahona и Castejón[1].
Последняя радиопередача с французскими диспетчерами состоялась в 23:31:30, когда экипажу было дано указание переходить на связь с центром в Мадриде. В 23:31:50 экипаж перешёл на связь с испанскими диспетчерами и сообщил им о своём маршруте полёта. Затем в 23:46:34 экипаж получил разрешение на снижение до эшелона 190 (5,8 километров). В 23:52:43 экипаж связался с диспетчером подхода (APP) аэропорта Барахас (Мадрид), доложил, что они только что прошли Бараону (Barahona) и запросили разрешение направляться сразу к точке CPL (Campo Real), тем самым минуя Castejón, что позволяло спрямить маршрут и раньше выйти к началу захода на посадку. Когда диспетчер подхода одобрил это, то в 23:52:55 экипаж связался с диспетчером центра (ACC) и доложил о намерении направиться к точке Campo Real, на что диспетчер дал указание следовать к ней и снижаться до эшелона 90 (2,7 километра). В 23:56:44 экипаж перешёл на связь с диспетчером Мадрид-подход и получил от него разрешение снижаться к аэропорту, а также данные о погоде и давление аэродрома. В 00:00:07 уже в воскресенье 27 ноября экипаж доложил о занятии высоты 9000 футов, на что получил разрешение продолжать снижаться. В 00:03:29 диспетчер подхода сообщил, что посадка будет осуществляться на полосу 33 и дал указание переходить на связь с башней. Находясь в 7 милях от курсового радиомаяка, рейс 011 выполнил разворот и направился в сторону маркера Exterior (MA). В 00:03:56 экипаж установил связь с башней аэропорта Барахас и получил разрешение на посадку на полосу 33. Это была последняя радиопередача с самолёта[1].
В 00:06:05 Боинг снижался по направлению на MA (курс 284°) в посадочном положении, когда сработала сигнализация GPWS, предупреждая об опасно малой высоте, но только в 00:06:18 второй пилот сообщил командиру об опасности. Однако ничего предпринять экипаж не успел, потому что уже в 00:06:19 (01:06:19 местного времени), то есть через секунду, снижающийся с вертикальной скоростью 1016 футов/мин Боинг на высоте 2247 футов (684 метра) на скорости 142 узла (263 км/ч) врезался двигателем 4 (крайний правый) и стойками основного шасси в холм. Правая плоскость крыла при этом ударилась о дерево 4—5 футов высотой, из-за чего отделилась её крайняя треть. Затем через три секунды и пролетев 240 метров, авиалайнер на скорости 135 узлов (250 км/ч) ударился о второй холм. Пролетев затем ещё 320 метров за 6 секунд, с примерной скоростью 126 узлов (233 км/ч) Боинг врезался правой плоскостью крыла о третий холм и разрушился на пять частей, которые заскользили по склону, оставляя за собой значительное число обломков[2].
Катастрофа произошла в муниципалитете (O))[1]. В катастрофе погибли все 23 члена экипажа (в том числе и 4 летевшие пассажирами) и 158 пассажиров, то есть всего 181 человек. Остальные 11 пассажиров получили серьёзные ранения, но выжили[3]. На 2013 год это крупнейшая катастрофа в истории авиации Колумбии. Также данная авиакатастрофа занимает первое место среди произошедших на континентальной части Испании и второе место в стране вообще (после столкновения на Тенерифе, Канарские острова)[4].
По данным расследования, происшествие произошло вследствие того, что командир экипажа не имея точных сведений о местонахождении самолёта относительно местности попытался перехватить сигнал курсового радиомаяка с неверной траектории, нарушив манёвр захода на посадку по приборам, при этом снизившись ниже безопасной высоты, что привело к столкновению с землёй. Катастрофе способствовали ошибки в навигации, в результате чего экипаж неверно определил своё местонахождение, отсутствие действий на сообщения GPWS, плохая взаимосвязь между членами лётного экипажа, а также неверная информация от диспетчера контроля о местонахождении самолёта и отсутствие радарного сопровождения рейса[5].
|
Катастрофа Boeing 747 под Мадридом (1983).