10-05-2023
Католицизм в Болгарии. Католическая церковь Болгарии — часть всемирной Католической церкви.
Католицизм — третья по численности религиозная деноминация страны после православия и ислама. По данным переписи 2011 года в стране проживает 48 945 человек (0.85 % населения) римско-католического вероисповедания[1]. Католические справочники приводят цифру около 60 000 человек католиков латинского обряда[2]. Грекокатолики страны объединены в Болгарскую грекокатолическую церковь, их численность около 10 000 человек[3].
Католики страны принадлежат трём группам, различным по своему историческому происхождению. Первая — потомки переселенцев с Запада, в первую очередь потомки саксонских рудокопов на северо-западе страны и выходцев из колоний Рагузы. Вторая — потомки обращенных в католицизм павликиан. Большая часть этой общины проживает в Румынии и Сербии и известна как банатские болгары. Однако и в самой Болгарии есть значительное количество католиков этой группы, так, в городе Раковски католики составляют большинство населения. Третья группа — принявшие католичество в различные исторические периоды православные. Большая их часть принадлежит к грекокатоликам.
Содержание |
Первые латинские миссионеры появились в Болгарии ещё до Великого раскола христианской церкви при Борисе I. После крещения болгарского народа из-за разногласий с патриархом Фотием Борис подчинил болгарскую церковь папе Николаю I, заключив с ним унию. Уния просуществовала четыре года, в 870 году Болгария перешла под омофор нового константинопольского патриарха Игнатия, который предоставил Болгарской епархии широкую автономию.
Ещё одна уния Болгарии со Святым Престолом была заключена в 1204 году при царе Калояне, она продлилась до 1235 года. После её падения вплоть до XVI века Католическая церковь не имела с Болгарией никаких связей, а в XIV веке Болгария была завоёвана Османской империей.
Новое появление католиков на территории страны датируется XVI веком. В страну начали переселяться исповедующие католицизм саксонские рудокопы и торговцы из адриатического города Рагуза (совр. Дубровник). Католические миссионеры развернули широкую деятельность по обращению в католичество остатков некогда многочисленной еретической секты павликиан и преуспели в этой деятельности, в XVII веке подавляющее большинство павликиан стали католиками. Турецкое правительство сначала не мешало деятельности католических миссионеров, однако с 1700 года начало преследование католиков. Католическая община Чипровца было ядром антитурецкого Чипровского восстания.
В конце 1850-х среди болгар усилилось движение за независимость национальной церкви от Константинополя. Часть духовенства на этой почве выступила за унию с Римом. Возглавлявший сторонников унии архимандрит Иосиф Сокольский 8 апреля 1861 года был посвящён папой Пием IX в епископы и назначен главой Богарской католической церкви византийского обряда. В этом качестве он был признан и султаном. Церковь быстро росла, число грекокатоликов в Болгарии превысило 60 000 человек, но когда в 1870 году фирманом султана Абдул-Азиза, в частности, в ответ на требования России был учреждён Болгарский экзархат под юрисдикцией Константинополя, который де-факто стал независимой церковной структурой, три четверти болгарских грекокатоликов вернулось в православие. После Русско-турецкой войны 1877—1878 годов и освобождения от турецкого ига в стране сохранилась небольшая греко-католическая община.
В начале XX века влияние Католической церкви в Болгарии резко выросло. Многочисленные монашеские ордена и институции открыли в стране ряд школ, колледжей и госпиталей, строились католические церкви. Князь, а затем царь Болгарии Фердинанд I был сам по рождению католиком и был женат на ревностной католичке Марии-Луизе Бурбон-Пармской, поэтому поддерживал деятельность католических структур. В 1925 году были установлены дипломатические отношения между Болгарией и Святым Престолом, большую роль в подготовке этого события сыграл папский нунций Анджело Ронкалли (будущий папа Иоанн XXIII).
После Второй мировой войны коммунисты начали политику преследования Католической церкви в Болгарии. Все католические церкви были закрыты, ценности конфискованы. На «католических процессах», проходивших в 1951—1952 годах 60 католических священников были осуждены «за шпионаж», четверо из них расстреляны. После падения коммунистического режима Католическая церковь в Болгарии получила возможность свободного функционирования. В 1990 году были восстановлены дипломатические отношения со Святым Престолом, в мае 2002 года Болгарию посещал с визитом Папа Иоанн Павел II.
Всего в Болгарии существует 2 католические епархии латинского обряда — Никополь и София-Пловдив. Они не объединены в митрополию и обе имеет статус епархии прямого подчинения Святому Престолу. Болгарская грекокатолическая церковь имеет статус апостольского экзархата, центр находится в Софии.
Статистика по епархиям (данные 2006 года)[2]:
Епархия | Статус | Обряд | Число католиков | Число священников | Число приходов | Глава | |
Епархия Никополя | Никопол | Епархия прямого подчинения | Латинский | 30 000 | 10 | 19 | Петко Йорданов Христов |
Епархия София-Пловдив | София–Пловдив | Епархия прямого подчинения | Латинский | 34 000 | 21 | 16 | Георги Иванов Йовчев |
Апостольский экзархат София | София | Апостольский экзархат | Византийский | 10 000 | 21 | 21 | Христо Пройков |
Страны Европы: Католицизм | |
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы ² Также в Азии |
Католицизм в Болгарии.