Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Кембриджский неоплатонизм

09-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Гравюра Бенджамина Уичкоута (Benjamin Whichcote), лидера и вдохновителя кембриджского платонизма

Кембриджские неоплатоники — группа английских философов из Кембриджа в XVII веке. Высоко оценивали античную философию Платона и неоплатонизма и стремились возродить ее в Новое время. Знали и использовали также идеи Аристотеля, стоицизма, современных им философов (Р. Декарт, Б. Спиноза, Ф. Бэкон, Т. Гоббс) и Каббалу (рукописи каббалиста Лурии кембриджскому кружку неоплатоников предоставил Христиан Кнорр фон Розенрот)[источник не указан 789 дней]. Кембриджские неоплатоники одними из первых в Англии познакомились с трудами Декарта. Восприятие и понимание античной и современной философии проходило под влиянием неоплатоников итальянского возрождения, в частности Марсилио Фичино.

Критика кембриджского неоплатонизма была направлена против:

Одним из главных принципов был принцип единства религии и разума. Признавали важную роль разума для достижения божественного блага, приближения к Богу. Это была мистическая концепция разума, в которой он понимался как «свеча Господа», эхо божественного в человеческой душе. Разум не противопоставлялся вере, но вера начиналась с разума.

«Я не противопоставляю рациональное духовному, поскольку духовное есть наиболее рациональное», — Б.Уичкоут[1].

Были сторонниками теории врождённых идей в ее теологическом понимании. Познание — это актуализация внедрённых в бессмертную человеческую душу идей. Кембриджские неоплатоники считали разум справедливым и надежным судьёй в религиозном споре, поэтому призывали пуритан и англиканскую церковь к диалогу.

Представители

Примечания

  1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КЕМБРИДЖСКОГО НЕОПЛАТОНИЗМА XVII в. (2002). Архивировано из первоисточника 15 марта 2012. Проверено 22 июля 2008.

Ссылки

  • М. В., Коснырева Основные идеи кембриджского неоплатонизма XVII в. (2002). Архивировано из первоисточника 15 марта 2012. Проверено 22 июля 2008.
  • The Cambridge Platonists at the Stanford Encyclopedia of Philosophy by Sarah Hutton
  • Авксентьевская М. В. Кембриджский платонизм: между магией и наукой //Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина.№ 4(17).СПб., 2008. С. 16-24.
  • Артемьева О. В. Кембриджские платоники // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Ковалева И. В.,Семенов А. А. Общая характеристика философии Генри Мора в контексте основных научных и теоретических проблем XVII века //Академия:исследования и материалы по истории платонизма. Вып.5.Спб., 2002. С.345-364.
  • Семенов А. А. Психофизический дуализм Декарта и отношение к нему кембриджских неоплатоников. Универсум платоновской мысли:платонизм и античная психология. СПб., 2000.С.117-122.
  • Cassirer E. The Platonic Renaissance in England. Austin: University of Texas Press, 1953.
  • More Henry. Enthusiasmus Trimphatos. California, 1966.
  • Panley De W.C. The Candle of the Lord (Cambridge Platonists). New York, 1970.
  • Roberts, James D. From Puritanism to Platonism. Hague, 1968.
  • Patrides C.A., ed. The Cambridge Platonists. Selections. Cambridge: Cambridge U.P., 1980.

Кембриджский неоплатонизм.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06