Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Керексуры

23-05-2023

Перейти к: навигация, поиск
Херексуры могильника в местности Оргойтон близ села Зарубино в Бурятии

Херексу́ры (керексуры, монг. хэрэгсүүр) — погребальные сооружения, представляющие собой грунтово-каменную насыпь разной высоты от одного до двух-трех метров.

Описание

Вокруг насыпи располагается оградка, выложенная в виде круга диаметром до 20 м или квадрата из камней небольших размеров. Иногда внутри круга камнями выложены цепочки в виде радиально расходящихся «лучей» или «дорожек».

Керексуры сопровождаются небольшими каменными кольцами, выкладками, жертвенниками, погребениями культуры плиточных могил. Располагаются керексуры одиночно или в группе, на характерных участках рельефа — на склонах и у подножия сопок.

Керексуры могут быть как с захоронениями, так и без захоронения. Датируются более ранним временем, чем захоронения культуры плиточных могил[1] — т.е. концом II – началом I тысячелетия до н.э., временем позднего бронзового века и начальным периодом скифской эпохи[2]. Захоронения европеоидов на грунте, в ямах[3][4]. Нередко встречаются курганы с более поздними впускными погребениями. При раскопках встречаются артефакты эпохи бронзы до предметов современности. Часть культуры керексуров может принадлежать к протомонголам.

В середине 1980-х годов археолог Ю. С. Худяков выявил сопряженность оленных камней с херексурами на территории Монголии и Забайкалья. На основании этого предложил их объединить в рамках одной культуры, назвав ее «культурой херексуров и оленных камней»[5].

Ареал

Керексуры встречаются на Алтае, в Туве, в Монголии, в Забайкалье (Бурятия и Забайкальский край).

Происхождение названия

Термин введён в оборот Г. Н. Потаниным в 1880-е годы[6].

Существует несколько версий о происхождении названия, среди которых общее место — двусоставность слова. Часто встречается связь с древними кыргызами: так, Б. Я. Владимирцов писал: «Дербеты называют их киргизовыми гнездами ("киргиз-ур") и приписывают их какому-то древнему, неведомому народу "киргис", который, по их мнению, не имел ничего общего с казак-киргизами».

Примечания

  1. Цыбиктаров А. Д. Работы Кяхтинского краеведческого музея // АО 1986 г. – М.: Наука, 1988. – С. 251-252.
  2. Цыбиктаров А. Д. О датировке херексуров в Южной Бурятии, Северной и Центральной Монголии // Хронология и культурная принадлежность памятников каменного и бронзового веков Южной Сибири. – Барнаул: Изд-во ИИФиФ и АГУ, 1988. – С. 130-132.
  3. Керексур // БРЭ. Т.13. М.,2009.
  4. Бурятия // БРЭ. Т.4. М.,2006.
  5. Худяков Ю. С. Херексуры и оленные камни // Археология, этнография и антропология Монголии. – Новосибирск: Наука, 1987. – С. 136-162.
  6. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. – СПб.: Типография Киршбаума, 1881. – Т. II. стр. 48-64, 230-237.

Литература

  • Боковенко Н. А. Новые памятники радиальной конструкции эпохи поздней бронзы в Центральной Азии. // // Комплексные общества Центральной Евразии в III—I тысячелетии до н. э. Челябинск, 1999. С. 175—176.
  • Генинг В. Ф., Зданович Г. Б., Генинг В. В. Синташта. Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Челябинск, 1992.
  • Епимахов А. В. Погребальные памятники синташтинского времени (архитектурно-планировочное решение) // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Материалы конференции. Часть V, кн. 1. Челябинск, 1995. С. 43 — 47.
  • Ермолаева А. С. Памятники переходного периода от эпохи бронзы к раннему железу // Археологические памятники в зоне затопления Шульбинской ГЭС. Алма-Ата, 1987. С. 64 — 94.
  • Зданович Г. Б., Зданович Д. Г. Протогородская цивилизация «Страна городов» Южного Зауралья (опыт моделирующего отношения к древности) // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Материалы конференции. Часть V, кн. 1. Челябинск, 1995. С. 48 — 62.
  • Комарова М. Н. Своеобразная группа энеолитических памятников на Енисее // Проблемы западносибирской археологии. Эпоха камня и бронзы. Новосибирск, 1983. С. 76 — 90.
  • Коновалов П. Б. Культура курганов-керексуров Центральной Азии // Проблемы археологии степной Евразии. Тез. конф. Кемерово, 1987. С. 120—124.
  • Кореняко В. А. О социологической интерпретации памятников бронзового века (погребения дандыбай-бегазинского типа). СА, № 2, 1990. С. 28 — 40.
  • Мерперт Н. Я. К вопросу о древнейших круглоплановых укрепленных поселениях Евразии // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Материалы конференции. Часть V, кн. 1. Челябинск, 1995. С.116 — 119.
  • Молодин В. И., Комиссаров С. А. Андроноидный могильник на территории Восточного Туркестана (Синьцзяна) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том VI. Новосибирск, 2000. С. 342—349.
  • Савинов Д. Г., Рева Л. И. К вопросу о ритуальных памятниках эпохи бронзы Южной Сибири // Культура древних народов Южной Сибири. Барнаул, 1993.
  • Хаврин С. В. Памятники андроновской культуры на территории Северного Китая // Северная Евразия от древности до средневековья. Тез. конф. к 90-летию М. П. Грязнова. СПб, 1992. С. 45 — 46.
  • Хань Кансинь. Исследование человеческих останков из могильника Гумугоу на реке Куньцюэхэ в Синьцзяне // Каогу Сюэбао, № 3, 1986 (на кит. яз.)
  • Худяков Ю. С. Херексуры и оленные камни // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск, 1987. С.136 — 162.
  • Цыбиктаров А. Д. О датировке херексуров в Южной Бурятии, Северной и Центральной Монголии // Хронология и культурная принадлежность археологических памятников каменного и бронзового веков Южной Сибири. Тез. конф. Барнаул, 1988. С. 130—132.
  • Цыбиктаров А. Д. Херексуры Бурятии, Северной и Центральной Монголии // Культуры и памятники бронзового и раннего железного веков Забайкалья и Монголии. Улан-Удэ, 1995. С. 38 — 47.
  • Цыбиктаров А. Д. Культура плиточных могил Монголии и Забайкалья. Улан-Удэ, 1998. 287 с.
  • Цыбиктаров А. Д., Кузнецов Д. В. Открытие курганов монгун-тайгинского типа на юге Бурятии // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том VI. Новосибирск, 2000. С. 429—434.
  • Чугунов К. В. Выделение погребальных памятников аржанского этапа в Туве // Вторые исторические чтения памяти М. П. Грязнова. Часть 2. Тез. конф. Омск, 1992. С. 78 — 79.
  • Bokovenko N.A., Legrand S. Das karasukzeitliche Graberfeld Ancil Con in Chakassien. // Eurasia Antiqua. Band 6. Mainz am Rhein, 2000. S. 209—248.
  • Čugunov K.V. Der skythenzeitliche Kulturwandel in Tuva. // Eurasia Antiqua. Band 4. Mainz am Rhein, 1998. S.273 — 308.
  • Han Kangxin. The Study of Ancient Human Skeletons from Xinjiang. China // Sino-Platonic Papers. V.51. 1994.
  • Jettmar K. Fortified «Ceremonial Centres» of the Indo-Iranians // Этнические проблемы истории Центральной Азии в древности. М., 1981. С. 220—229.
  • Mei Jianjun, C.Shell. The existence of Andronovo cultural influence in Xinjiang during the 2nd millennium BC // Antiquity. Vol. 73, № 281, 1999. P. 570—578.
  • Pulleyblank E. Chanese and Indo-Europeans // Journal of the Royal Asiatic Society. 1966. № 1 — 2. P. 9 — 39.

Ссылки

  • http://archaeology.itcwin.com/articles/A76.htm

Керексуры.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06