06-09-2023
Кибермоббинг — это термин, пришедший (от англ. Cyber-Mobbing) английского языка, так же Интернет-моббинг (Internet-mobbing), кибербуллинг (Cyberbullying), под которым понимают намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.
Кибермоббинг осуществляется в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства. В том числе в Интернете по средством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями (Instant Messenger, например ICQ) в социальных сетях, а также через размещения на видеопорталах (YouTube, Vimeo других) непристойных видеоматериалов, либо посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или надоедливых звонков).
Лица, совершающие данные хулиганские действия, — которых часто называют «Булли» или «Мобберы» — действуют анонимно, так что жертва не знает, от кого проистекают агрессивные действия.
Обычно под моббингом понимают групповой психологический террор в виде косвенной или прямой травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его увольнения.
В широком смысле моббинг представляет собой систематическое, повторяющееся в течение длительного времени третирование, оскорбление, унижение достоинства другого человека, например, в школе, на рабочем месте, в тюрьме, и через Интернет (кибермоббинг), и так далее. Типичные действия, осуществляемые при моббинге — это распространение заведомо ложной информации (слухов и сплетней) о человеке, насмешки и провокации, прямые оскорбления и запугивание, социальная изоляция (бойкот и демонстративное игнорирование), нападки ущемляющие честь и достоинство человека, причинение материального или физического вреда.
К формам психологического давления присущего традиционному моббингу добавляются возможности всемирной паутины, благодаря чему кибермоббинг приобретает следующие функции:
Дети, которые стали жертвами кибермоббинга в Интернете, как правило, уже ранее были целью моббинга в реальной жизни. В большинстве случаев, основной удар кибермоббера приходится на внешний вид, на «аватар» подростка или взрослого (например, слишком худой или слишком толстый и так далее).
Основное количество жертв и мобберов приходится на возраст между 11-16 годами — пубертатный период, характеризующийся высокой чувствительностью к любым оскорблениям, слухам и социальным неудачам.
Это не играет роли, научены ли подростки обращаться с конфликтами, уметь выходить из конфликтной ситуации, активно обороняться или имеют широкий круг друзей, которые могут их поддержать. В действительности мы наблюдаем, что наиболее социально адаптированные и приспособленные ученики, которые избегают конфликтов, очень легко могут стать целью кибермоббинга. Терапия при сложных нарушениях может длиться около 3-х месяцев. Основная цель терапии — заново помочь создать положительное социальное окружение, в котором дети себя будут чувствовать полноценно, освободить их от цепей социальной изоляции. Длительное воздействие на ребёнка кибер-террора приводит к сильному нарушению его самооценки и чувства собственного достоинства. …Ужасающее воздействие такого нового феномена, как кибермоббинг вызвало к жизни различные общественные и государственные инициативы для поддержки развития у детей медиакомпетенций и запуску превентивных проектов, направленных против кибермоббинга. Так в 2009 году в Евросоюзе была запущена „Safer Internet Programme“ ,) в которой участвуют 26 стран ЕС.— Иоахим Вальтер (Joachim Walter) детский психиатр Гамбург[2]
Зачастую жертвы не могут получить адекватную помощь от родителей или учителей, так как до сих пор последние не владеют опытом и знанием о данной проблематике.
В осуществлении кибер-террора участвует примерно равное количество мальчиков и девочек. Исследование 2008 года показало, что 16 % из опрошенных людей сами когда-либо занимались кибермоббингом в Интернете, а 40 % из них воспринимали данное действие как шутку, проделку.
Учителям не всегда просто удается вовремя обнаружить случаи кибермоббинга в школе на этапе их возникновения. Как правило, учителя узнают о случае кибермоббинга достаточно поздно, на этапе эскалации конфликта. Упреждающие меры по узнаванию кибер-террора в школе могут способствовать смягчению конфликта и препятствуют его распространению.
Возможные признаки кибермоббинга в школе:
Как только кто-то становится жертвой кибермоббинга, так сразу к нему приходит ощущение полной беспомощности. Словесные аргументы или просьбы оставить в покое не имеют шансов в борьбе с анонимной кибермоббинг группой. Низкая самооценка жертвы обостряет ситуацию отчаяния и беспомощности. Оставшись «наедине» с кибермобберами, трудно ожидать помощи или поддержки со стороны: если негативное видео попало в сеть, то за короткий период времени оно наберет большое количество просмотров. Как следствием может стать незамедлительная социальная стигматизация жертвы.
Родители должны подробно расспросить ребёнка о случившемся прецеденте моббинга и информировать о нём школу. Взрослые могут также помогать детям и подросткам в противостоянии кибертеррору: например, могут сообщить полиции, выступить в качестве медиатора в разрешении конфликта.
Совершенствование знаний и понимания в области медиакомптенций родителей, педагогов и воспитателей — лучшая профилактика в борьбе с кибермоббингом.
Быстрые и превентивные действия против моббинга смягчают, а в лучшем случае предотвращают эскалацию конфликта.
Большинство жертв не отваживается обратиться за помощью и предать огласке их травлю, потому что боятся оказаться полностью изолированными от социального окружения.
Повсюду в цифровом мире, как и в реальной действительности, распространяется принцип всеобщей ответственности: все люди ответственны за то, что они смотрят, что они делают, что они публикуют в Интернете.
Восточная Азия
Южная Корея
В 2007 году разработала законопроект, направленный на борьбу против моббинга в Интернете.[4]
Европа
Франция В мае 2011 года Министр образования Франции совместно с поддержкой Facebook постановила: мобберы должны быть идентифицированы и при определенных обстоятельствах освобождены от занятий или исключены из школы. Учителя обязаны вести учет контента блогов.[5]
Германия В Германии кибермоббинг не имеет собственной объективной стороны преступления, но тем не менее отдельные его стороны наказуемы. Кибермоббинг в Германии причисляется к дели́кту — частному или гражданско-правововому проступку, который влечет за собой высшее наказание для взрослых до 5 лет. Подростки, как правило, подвергаются меньшему наказанию — до 10 лет ареста или принудительным исправительным работам. Существует закон о «защите прав молодого поколения», в которых существуют параграфы, регулирующие использование медиа.
США
В США в 2009 году прецедент кибербуллинга (кибермоббинга в английском написании), даже со смертельным исходом не попал под существующее законодательство. Федеральный судья США снял обвинение с пятидесятилетней матери, т.к она была зарегистрирована не под своим именем. По мнению судьи, она не смогла разобраться в многочисленных пунктах условия договора присоединения, прочла его не внимательно и подписала.
Вместе со своей тринадцатилетней дочерью она под фальшивым профилем осуществляла третирование знакомой дочери в социальной сети MySpace, что привело к суициду последней.[6]
В штате Миссури в 2008 году был введен закон против кибермоббинга, который был вызван самоубийством тинейджера, имевшим широкий общественный резонанс.[7]
В штате Нью-Дже́рси в результате суицида одной студентки были приняты строгие законы против моббинга в школе и в высших учебных заведениях. Весной 2011 года в Белом доме в Вашингтоне состоялся антимоббинг-саммит. На встрече представители Facebook объяснили, что в будущем планируют создать отдел медиации по спорам.
Россия
В России отсутствует законодательная база определяющая мобберов и жертв кибермоббинга. Но гражданская инициатива и социальные службы понимая проблему моббинга в учбеных заведениях уже начали работу по консультированию и открыли телефон горячей линии при Комитете по социальной политике города Санкт-Петербург правительства Санкт-Петербурга РФ — (812)387-4211 — круглосуточно[8]
Также существует группа в социальной сети Вконтакте.ру «Анти-КиберМоббинг» (Anticybermobbing). В которой можно получить консультацию в реальном времени.
В Москве существует бесплатная служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета «Дети онлайн» — 8-800-25-000-15 с 9 до 18 МСК по рабочим дням. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет.[9]
Технологии | Позитивное использование | Возможные злоупотребления |
---|---|---|
Мобильные телефоны | 1.Общение с помощью текста и картинок
2.Картинки и фильмы снимать и отправлять 3.Слушать музыку 4.Играть 5.Пользоваться Интернетом 6.Писать E-Mails 7.Предоставить ребёнку больше независимости и возможность использовать мобильный телефон при ЧС |
1.Систематическиосуществлять анонимные звонки и сообщать негативные сообщения (угрозы, запугивания, оскорбления).
2. Делать компрометирующее видео и фото, публиковать их в Интернете (например, Happy Slapping) |
Instant Messenger(IM) | 1.Общаться с друзьями в чате (писать или разговаривать)
2.Быстрая и эффективная возможность оставаться на связи |
1. Рассылать подлые сообщения, картинки или видео
2. Использовать другой аккаунт, чтобы писать негативные сообщения людям из контакт-листа. |
Чат | 1. Люди со всего мира могут обсуждать общие темы в группах.
2. Хорошая возможность для знакомства с другими людьми |
1. Отправлять анонимные угрозы или оскорбления.
2. Создание групп, в которых намеренно игнорируются определенные люди. 3. Выстраивание фальшивых дружеских или родственных отношений (чтобы узнать личную, интимную информацию). Возможные последствия: распространение слухов, психологический террор. |
1.Электронные письма, картинки, сведения быстро и эффективно отправлять в любую точку мира. | 1. Рассылать злые и негативные сообщения.
2. Рассылать непристойные материалы (видео, картинки или компьютерные вирусы). 3. Взлом другого аккаунта, для испоьзования личного E-Mail для рассылки различной информации или для его удаления. |
|
Веб-камера | 1.Делать фото и снимать видео.
2.Видеть другого человека на экране и вести с ним диалог. 3.Проводить видеоконференции. |
1.Непристойное видео снимать и рассылать.
2. Убеждать или принуждать молодых людей к непристойным действиям. 3. Публиковать в Интернете личные фото и видео материалы после расставания, чтобы опозорить экс-друга/экс-подругу. |
Социальные сети | 1.Вступать в контакты с друзьями, знакомится с новыми людьми, назначать встречи.
2. Возможность креативно проявлять себя в Интернете, например, публиковать свои музыкальные сочинения. 3.Создавать свой личный профиль и свою домашнюю страницу, редактировать её содержание. |
1. Писать обидные комментарии к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах.
2. Распространять непристойное видео и фото. 3. Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека (например, рассылка сообщений с этого аккаунта, дополнение лживой информации). 4. Намеренное создание группы, для выражения ненависти и травли определенного человека. 5. Создание фальшивого профиля для третирования другого человека. |
Видео-порталы | 1.Скачивать интересное и развлекательное видео, загружать свое видео. | 1.Непристойное, компрометирующее, позорящее другого человека видео публиковать в Интернете.
2. Личные фотографии (в основном эротического содержания) после разрыва отношений публиковать в Интернете с целью досадить бывшему партнеру/партнерше. |
Система управления обучением | 1. Помощь для самостоятельного обучения.
2. Предоставление учебных материалов, домашних заданий, рефератов. |
1.Писать непристойные новости. |
Игровые порталы, виртуальные миры(например Worldof Warcraft) | 1.Во время онлайн-игр общаться с геймерами всего мира (письменно и устно).
2. Виртуальные миры позволяют пользователям создавать свои аватары, которые репрезентируют их авторов другим пользователям в виртуальном мире. |
1.Опытные игроки заведомо выбирают себе слабых соперников и убивают их персонажей.
2. Намеренное удаление игрока из группы или игровых событий. |
Кибермоббинг.