04-10-2023
Вокзал | |
Киевский вокзал
|
|
|
|
Страна | Россия |
Город | Москва |
Архитектурный стиль | неоклассицизм, ампир |
Автор проекта | И. И. Рерберг, B. К. Олтаржевский, В. Г. Шухов, С. С. Алёшин, Ф. И. Рерберг |
Строительство | 1914—1918 годы |
Основные даты: 1934 — переименование из Брянского вокзала в Киевский
|
|
Статус | памятник архитектуры, охраняется государством |
Сайт | Официальный сайт |
Киевский вокзал на Викискладе |
Киевский вокзал (до 1934 года — Брянский вокзал) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Киевская, один из 9-ти железнодорожных вокзалов Москвы по адресу пл. Киевского Вокзала, д. 2. Памятник архитектуры и инженерного искусства.
Содержание |
Решение о строительстве Киевского вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков по требованию городских властей на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост (архитектор Роман Клейн).
Вокзал сооружён в 1914—1918 годах. Архитектурный проект — И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов — В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов — художник Ф. И. Рерберг. В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Общая площадь Киевского вокзала более 36 тысяч кв. метров. Пассажиропоток Киевского вокзала равен более 400 человек/час.[1]
К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное остеклённое арочное покрытие (длина 321 м, ширина пролёта 47,9 м, высота 28 м, вес конструкций более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы прекрасно видны и демонстрируют изящность величественного сооружения.
Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.
В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года для того, чтобы подчеркнуть величие здания Киевского вокзала, было решено расширить площадь Киевского вокзала до Дорогомиловской улицы и архитектурно оформить её с учетом ансамбля Москвы-реки и Бородинского моста.
В 1940—1945 с северной стороны вокзала был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и станцией метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин).
В 2003—2004 годах дебаркадер Киевского вокзала был перестроен по упрощённому проекту: 27 клёпаных стальных арок перекрытий заменены сварными, оставлены только четыре клёпаные шуховские арки в торце перекрытия, примыкающем к зданию вокзала. Внешний вид дебаркадера существенно не изменился.
На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые до отмены перехода на зимнее время в 2011 году вручную переводились на зимнее и летнее время дважды в год. Это единственные такие часы в Москве , за исключением курантов Кремля.
Станция Москва-Пассажирская-Киевская
Киевское направление
|
|
Московская железная дорога | |
Отделение ж. д.: | |
---|---|
Дата открытия: | |
Количество платформ: |
11 платформ |
Количество путей: |
12 |
Тип платформ: |
боковые |
Форма платформ: |
прямая |
Выход к: |
Площадь Европы, Бережковская набережная, Большая Дорогомиловская улица, Брянская улица, Киевская улица |
Расположение: | |
Пересадка на станции: |
Киевская: Арбатско-покровской, Филёвской и Кольцевой линий |
Пересадка на: |
Тб: 7, 17, 34, 34к, 39; |
Расстояние до Москвы: |
0 км |
Тарифная зона: |
0 |
Код в АСУЖТ: |
198103 |
Код в «Экспресс-3»: |
2000007 |
В непосредственной близости Киевского вокзала находятся две железнодорожные станции — Москва-Пассажирская-Киевская (код 811903) и Москва-Товарная-Киевская (код 198002). Однако грузового сообщения там нет, грузовые поезда идут до станции Москва-Сортировочная, в 4 км от Киевского вокзала.
От Киевского вокзала идут электрички (пригородные поезда) на Солнечную, Лесной Городок, Апрелевку, Бекасово II, Кресты, Нару, Малоярославец, Калугу-1 и Калугу-2, а также аэроэкспрессы до аэропорта Внуково и экcпрессы до Сухиничей, Калуги, Малоярославца, Наро-Фоминска, Лесного Городка, «Солнечной».
Скорые и пассажирские поезда с Киевского вокзала идут на Брянск, далее на Киев, оттуда — в другие крупные города Украины, Молдавии и стран южной и юго-восточной Европы (Венгрии, Словакии, Сербии, Болгарии, Румынии). По состоянию на декабрь 2011 года с Киевского вокзала отправляются следующие пассажирские поезда (данные в хронологическом порядке отправления):
В непосредственной близости от Киевского вокзала расположен вход на три станции метро Киевская — Арбатско-Покровской, Кольцевой и Филёвской линий.
Брянский вокзал вскоре после постройки
Шуховский металло-стеклянный дебаркадер Киевского вокзала
Внешний вид дебаркадера
Мемориальная доска вокзала
Основание несущей арки Киевского вокзала с заклёпками
(рус.)
(англ.)
(нем.)
Вокзалы Москвы |
Белорусский | Казанский | Киевский | Курский | Ленинградский | Павелецкий | Рижский | Савёловский | Ярославский | Нижегородский (бывший) | Центральный (не реализован) | Правительственный |
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Киевский вокзал.