Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Кинооператор

19-06-2023

Содержание

Оператор, расположившийся на Бранденбургских воротах (1926)

Кинооператор — профессия в кинематографе. Специалист, управляющий киносъемочным аппаратом, с помощью которого происходит запись движущегося изображения на кинопленку[1]. В современном кинематографе оператор чаще всего использует цифровую кинокамеру, позволяющую получать кинофильмы без использования пленки. Несет ответственность за изобразительное решение фильма. Оператор — специалист, знающий выразительные возможности освещения, кино- и видеоаппаратуры, вспомогательной операторской техники: тележек, кранов, стэдикамов и т. д. В современном кинематографе непосредственно участвует в создании спецэффектов.

Оператор создает изобразительное решение фильма совместно с режиссёром и художником. Является одной из ключевых фигур в создании кино и теле- фильмов всех видов: художественных, игровых, документальных, научных и многих других.

Вадим Абдрашитов:

«Именно оператор воплощает на экране всё то, что называется изображением и является сутью кино-видео фильма. Создание атмосферы, передача актерского мастерства зрителю, реализация стиля и жанра картины — это есть работа и предмет творчества операторов. Лучшие их работы являются высочайшими достижениями киноискусства».

Камермен

Некоторое распространение в кинематографическом обиходе получило жаргонное название камермен (англ. cameraman), изначально термин появился в американской киноиндустрии. Употребляется в отношении сотрудников, не управляющих непосредственно киносъёмочным аппаратом, а осуществляющим его запуск и останов, движение по съёмочной площадке и устраняющим препятствия оператору[1].

Операторская группа

Коллектив специалистов, создаваемый на время производства кинофильма и обеспечивающий бесперебойную и качественную съемку. В западной терминологии эквивалентом операторской группы можно считать camera crew. Кроме операторов в неё входят ассистенты оператора, дольщики, кранмейстеры и механики съемочной техники. В группу может входить более одного оператора для проведения многокамерных съемок или работы в несколько смен. Современная технология производства предусматривает в составе группы отдельного оператора, обслуживающего систему «Стэдикам». Также на киностудиях к операторской группе прикрепляется отдельный оператор, осуществляющий комбинированные съемки. При пленочной технологии кинопроизводства в операторской группе обязательно присутствует специалист, обеспечивающий работу видеоконтрольных устройств. По окончании съемочного периода операторская группа распускается и во время монтажно-тонировочного периода в производстве фильма участвует только оператор-постановщик.

Оператор-постановщик

Или главный оператор — руководитель операторской группы и группы осветителей. В отличие от остальных операторов, работающих только во время съемочного периода, после его окончания следит за производственным процессом до момента сдачи фильма заказчику. Присутствует при выборе дублей, монтаже, цветоустановке (при пленочной технологии производства) или цветокоррекции. В конечном счете несет ответственность за соответствие изобразительного ряда первоначальному режиссёрскому замыслу. Считается автором фильма наравне с режиссёром-постановщиком и сценаристом.

Ассистент оператора

Специалист, осуществляющий технический контроль за отдельными параметрами съемки, заряжающий кинопленку в кассеты и отвечающий за их бесперебойную работу. У одного оператора может быть более одного ассистента. Но при любом их количестве обязательным является «ассистент на фокусе» или 1-й ассистент (англ. focus puller[2]). Кроме других обязанностей, он осуществляет контроль за соблюдением точности фокусировки в сложных сценах. Перед съемкой дублей измеряет дистанции от камеры до объектов съемки и размечает кольцо наводки фокуса на киносъемочном аппарате в соответствии со сценой. Во время съемки осуществляет перевод фокуса с объекта на объект и следит по видеоконтрольному устройству за точностью наводки. Роль первого ассистента в кинопроизводстве очень велика, поскольку неточная фокусировка делает полученное изображение непригодным для использования в фильме. Точная наводка требует знаний особенностей киносъемочной оптики, непрерывного контроля юстировки объективов и камеры, а также безупречного зрения. Кроме фокусировки первый ассистент следит за нежелательными засветками и бликами от источников света и предотвращает их своевременной установкой светозащитных зонтов, экранов и компендиумов. Второй ассистент оператора, если он предусмотрен штатным расписанием, записывает номера кадров, дублей и прочую информацию на хлопушке-нумераторе и заряжает неэкспонированную кинопленку в кассеты. Кроме того, он фиксирует в специальном журнале номера эмульсии, даты съемки и даты отправки в проявку каждого отснятого рулона, а также следит за транспортировкой операторского оборудования и его доставкой к месту съемки. Также на нём лежит обязанность измерения экспозиционных параметров и цветовой температуры освещения.

Примечания

  1. ↑ Съёмочная группа  (рус.). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012. Проверено 3 июня 2012.
  2. en:Focus puller

Ссылки

  • Русскоязычный сайт кинооператоров
  • Сайт премии киноизобразительного искусства «Белый квадрат» Премия вручается за лучшую операторскую работу в полнометражном художественном фильме отечественного производства.
  • Aлeкcaндр Янoвcкий «Cвoй гoрoд я пoдaрил внуку…»//Журнал «Флорида»-2003

Кинооператор.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06