29-06-2023
Клаксо́н — устройство подачи звуковых сигналов и сам этот сигнал.[1] Термин получил распространение по названию фирмы производителя — Klaxon Signals Ltd[2] выпускавшей их с 1908 года. А само слово клаксон происходит от слова древнегреческого, по значению соответствующего термину «вой».
Содержание |
Первые образцы клаксонов делавшиеся для велосипедов и автомобилей, представляли собой механическое устройство, состоящее из пружинящей пластины с фиксирующей заклепкой в середине. Пластина, соприкасаясь с вращающимся зубчатым колесом, производила специфический звук. Для его усиления и придания направленности, к пластине крепили специальный рупор.[3] Позже Рис Миллер (Miller Reese Hutchison) совместно с Томасом Эдисоном получили патент на клаксон с электрическим вращением шестерни.
С годами конструкция клаксона развивалась. Появились новые принципы образования звука, использовавшие в дополнение к электромеханическому пневматику и электронику. Звуковые сигналы стали изготавливать многие фирмы, в том числе производители транспортных средств, но по традиции их всё ещё продолжают иногда называть клаксонами.
В настоящее время подача звукового сигнала с помощью вращающейся шестерни и пластины, как это было в первых клаксонах, практически не применяются. Исключением являются некоторые модели трамваев, велосипедов и отдельные ручные звонки, например для вызова персонала в небольших отелях или магазинах. Наибольшее распространение имеют следующие способы:
Клаксон звучавший при погружении подлодок США во Второй мировой войне | |
|
|
Помощь по воспроизведению |
Исторически сложилось, что тон и сила звука клаксона транспортного средства, связаны с размером этого средства и, зачастую как следствие сего, длиной его тормозного пути. Закономерность проста: звук мощнее и ниже — транспорт больше и тяжелее. Причина логична. Большому транспорту (локомотив, теплоход) необходимо оповестить о себе на бо́льшее расстояние.[4] Для этого и требуется большая мощность звука и низкая частота. Кстати, и клаксоны для таких сигналов имеют заметные размеры, что делает принципиально невозможным их размещение в чем-то мелком, например в мотоколяске.
Интересно, что в целом ряде стран требование такой закономерности введено законодательно, поэтому действительно даже по звуковому сигналу можно судить о размерах приближающегося транспорта.[4]
В настоящее время на автотранспорте клаксоны обычно используются парами. Один с высоким тоном, другой с низким. Это обеспечивает силу и красоту звучания. Но средняя частота таких сдвоенных сигналов, все равно укладывается в указанную выше закономерность.[4]
Клаксон (устройство).