20-07-2023
Пьер Кластр | |
Pierre Clastres | |
Род деятельности: |
французский антрополог и этнолог |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Габриак (Лозер) (Gabriac en Lozère) |
Пьер Кластр — французский антрополог и этнолог, родился 17 мая 1934 в Париже и трагически погиб 29 июля 1977 в Габриаке (Лозер). Он особенно известен благодаря своим работам по политической антропологии, антиавторитарным убеждениям и монографии о парагвайских индейцах гуаяки (аче).
Содержание |
Будучи студентом, членом Объединения студентов-коммунистов, Пьер Кластр находился под влиянием революционной организации «Социализм или варварство». Он снова встретится с несколькими бывшими членами этой организации в 1977 году, когда он участвовал в основании журнала «Libre», плечом к плечу с Мигелем Абенсуром, Корнелиусом Касториадисом, Марселем Гоше, Клодом Лефором и Морисом Лучиани.
Философ по образованию, он интересовался американской антропологией под влиянием Клода Леви-Стросса и Альфреда Метро.
Пьер Кластр провел 1963 год среди индейцев гуаяки в Парагвае. В 1965 году он побывал у гуарани, снова в Парагвае. Дважды посещает чулупи: в 1966 и 1968 годах. В 1970 году он ненадолго пребывает у яномами со своим коллегой Жаком Лизо. И наконец, он посещает индейцев гарани в Бразилии. В том же году он становится исследователем Национального Центра Научный Исследований (CNRS) и издает ряд статей на тему «Общество против государства». Критик структурализма, в прямом конфликте с Клодом Леви-Строссом, у которого ему особенно не нравится видение войны как провала обмена, он покидает Лабораторию общественной антропологии. В 1975 году он становится директором исследований в пятом отделе Школы Высшего Обучения (l’Ecole Pratique des Hautes Etudes). Наконец в 1977 году он преждевременно умирает в дорожной аварии оставив свою работу незавершенной.
В своей наиболее известной работе «Общество против государства», Кластр критикует одновременно и эволюционнистов, которые хотят, чтобы государством былa бы целесообразность любого общества и руссоистам с их естественной невиновностью человека. Делая это, он выталкивает государство с его центрального места, которое оно занимало в политической антропологии для того, чтобы выдвинуть на передний план проблему его появления в контексте понятия силы принуждения.
Кластр, Пьер.