27-07-2023
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации | |
---|---|
| |
Вид | Федеральный закон России |
Номер | 21-ФЗ |
Принятие | Государственной думой 20 февраля 2015 года |
Одобрение | Советом Федерации 25 февраля 2015 года |
Подписание | Президентом России 8 марта 2015 года |
Вступление в силу | 15 сентября 2015 года |
Первая публикация | Российская газета, 11 марта 2015 года, № 6620[1] |
Действующая редакция | от 28 февраля 2023 |
Электронная версия | |
Текст в Викитеке |
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ)[2] — кодифицированный нормативный правовой акт (федеральный закон), устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции и мировыми судьями административных дел в Российской Федерации, в частности, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
КАС РФ не применяется при рассмотрении дел об административных правонарушениях и дел об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ; дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
Вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ изменены и утратили силу некоторые положения Гражданско-процессуального Кодекса РФ, например, утратил силу подраздел III раздела II «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» (главы 23—26.2), глава 22.1 «Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок», глава 35 «Госпитализация гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке»; также внесены изменения в такие нормативно-правовые акты, как Налоговый Кодекс РФ, Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и другие[3].
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации принят Государственной думой 20 февраля 2015 года, одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года и подписан Президентом Российской Федерации 8 марта 2015 года, вступил в силу с 15 сентября 2015 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен другой срок вступления в силу (согласно Федеральному закону от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»[4])[5].
С 8 марта 2015 года на основании статьи 126 КАС административный истец, в случае, если он намерен вести дело, где обязательно наличие представителя и по тем категориям дел, где представительство необходимо, самостоятельно, обязан иметь высшее юридическое образование или обращаться в суд через своего представителя по нотариальной доверенности либо акту, управомачивающему такое представительство[6]. В соответствии со статьёй 55 КАС представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Если по категории дела нет указания на обязательное представительство, лицо имеет право, не имея высшего юридического образования, представлять самостоятельно своё дело в суде.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.