Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Кокшенёва, Капитолина Антоновна

19-04-2023

Капитолина Кокшенёва
Дата рождения:

5 сентября 1958 (54 года)

Место рождения:

г. Тара Омской области, Западная Сибирь, СССР.

Гражданство:

 Россия

Род деятельности:

литературный критик, филолог

Годы творчества:

с 1990

Дебют:

«Раскольники и собиратели» (1990)

Капитолина Антоновна Кокшенёва (род. 5 сентября 1958, г. Тара Омской области, СССР) — литературный и театральный критик. Старший научный сотрудник Института Мировой литературы РАН. Заведующая кафедрой журналистики Института бизнеса и политики, доктор филологических наук.

Содержание

Биография

Окончила театроведческий факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС). С 1993 по 2012 год возглавляла отдел культуры журнала «Москва». Лауреат Всероссийской литературной премии им. Братьев Киреевских. В 2008 году за книгу «Русская критика» получила общественную награду «Карамзинский крест», присужденную объединением литераторов «Басткон».

Библиография

Книги

  • Архимандрит Феодор. «О духовных потребностях в жизни». («В светлом просторе истины». Вступительная статья, комментарии, первая подготовка к переизданию). — М, 1991.
  • Раскольники и собиратели. — М, Молодая гвардия, 1990.
  • Умеет ли кукла плакать? (Традиционные кукольные театры мира). — М. 1995.
  • Сто великих театров мира. — М, Вече. 2001.
  • Русская трагедия. XVIII век. Эволюция жанра. — М, ИМЛИ РАН, Наследие, 2001.
  • Революция низких смыслов. (Статьи о современной культуре и литературе). — М., Лето, 2001.
  • Самые знаменитые живописцы России. — М, Вече, 2002.
  • Русская культура в современном контексте. — ARCIPELAGO. Universita di Bergamo (Италия) 2003,
  • Русская критика. (Современная литература и культура в контексте традиции). — М., Порог, 2007.

Статьи

Капитолина Кокшенёва — автор сотен статей в различных изданиях: журналах «Москва», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Русский журнал», "МОЛОКО", «Лад», «Сибирские огни», «Сибирь», «Подъем», «Стратегия России», «Балтика», «Театральная жизнь», «Россия православная», «Новая Россия», «Коломенский альманах», «Роман-газета», «Волшебная гора»; в газетах — «Труд», «Литературная газета», «Литературная Россия»[1], «Российский писатель», «Книжное обозрение», «Московский церковный вестник», «Гудок», «Десятина».

Цитаты

О постмодернизме

Глобальные культурологические мутации, происходящие в отечественной культуре, очевидны. Но, пожалуй, именно в отношениях современности и классики они наиболее принципиальны и глубоки. Речь идет уже не просто о "приключении идей" и "переосмысливании классики", но о сущностном искажении ее, о снижении и удешевлении ее мировоззренческого пафоса, и, в конечном счете, о борьбе с тем типом человека, что в напряжении всех духовных сил был удержан в культуре в век классиков. Очень симптоматично и показательно прокомментировал новый журнал "Цитата" знаменитые слова Достоевского "Широк человек, я бы сузил": "Да с такой цитатой можно смело украшать самый элитный лоток, о чем бы ни шла речь, - о моде, о психологии, о маньяках или о коррекции фигуры". Постмодернистский зуд проявляется не только в том, чтобы "заимствовать" у классиков цитаты и идеи, но чтобы обесценить их "серьез" "до полной гибели", чтобы сровнять секс и сияние, апологию и протест, а страдательность души и глубину мысли "уравнять в правах" с "муками" о евростандарте фигуры.[2]

.

О критике и народности

Содержание и задачи художественной критики обширнее и значительнее служения какой-либо одной «любимой идее». И если укрупнить масштаб до обязанности критики не ошибаться, то есть почувствовать и установить в современной литературе ту меру, которая «оставит» имя писателя в истории, то многие ли могут на нее претендовать?! Между тем, кроме, очевидно, отчаянных дилетантов и никогда не имеющих реальной самооценки графоманов, критики и сегодня (несмотря на все «критические моменты») все же догадываются, что в русской литературе всегда сохранялся свой тип нормы, который во многом и определял «государственное состояние» ее взгляда. И «состояние» это уже четвертое столетие крепчайшим образом связано с народностью, бывшей, конечно же, ценностью еще и до всякого высказанного отношения к ней как ценности.[3]

.

О музыке

Что касается музыки, то здесь ситуация такова. Одно дело радиостанция «Орфей», другое дело музыкальная среда, которая все время окружает человека. К сожалению, в этом смысле я считаю, что наше пространство в основном заполнено поп-музыкой, либо какой-то молодежной музыкой (которая относится к молодежным субкультурам). Что я имею в виду? Меня, например, потрясает — едешь где-нибудь по глубинке России, скажем на автобусе из города Вологды в Ферапонтов монастырь посмотреть фрески Дионисия. Красивая дорога, исторические места, пять раз по ней Иван Грозный ездил… Проезжаешь мимо деревни Перхурьево, где была родина композитора Валерия Гаврилина. И едешь среди этой природы, красоты, то есть среди какой-то первозданности, и звучит у водителя какая-то совсем современная музыка. И люди как бы не понимают, что она как наждачная бумага, в этой ситуации…[4]

.

Оценки

«Из числа критиков Капитолина Кокшенёва ближе всего мне и своей позицией, и глубиной, и точностью», — замечал писатель Валентин Распутин[источник не указан 554 дня].

По мнению писателя и публициста Дмитрия Володихина,

Капитолина Кокшенёва заслужила добрую славу как один из ведущих, наиболее ярких и зрелых критиков в среде почвенников. Она без страха и сомнения высказывает «платформу», с которой и оценивается современный литературный процесс… Важнейшим смыслом её книги «Русская критика» стало то, что автор чутко уловил потребность современной русской культуры не только биться с агрессией, ведущейся против неё, но и услышать имена тех, кто в наши дни выражает сокровенные тайны её души. Она уловила и смогла сделать эту работу[5].

Писатель Геннадий Старостенко утверждает, что

Капитолина Кокшенева — не просто критик, но исследователь, и не просто исследователь, но поисковик. В основе ее творческого метода — отнюдь не бесстрастный анализ происходящего в искусстве, но заинтересованный поиск того, что поможет человеку обрести животворную связь с историческими судьбами своей страны. Поиск сил, что в конечном итоге свалят с русской культуры саркофаг, старательно натягиваемый на неё ревнителями трупного модерна и «универсальных ценностей»[6].

«Критиком с убеждениями, но без стиля» называет Кокшенёву критик Евгений Ермолин[7].

Примечания

  1. Капитолина Кокшенёва. Липа в Липках // Литературная Россия. 30. 10. 2009.
  2. Русская народная линия: Капитолина Кокшенева «Культурологические мутации»
  3. Glfr: Капитолина Кокшенева «Будь или не будь»
  4. Радиостанция «Орфей»: Капитолина Кокшенева «Не из той оперы…»
  5. Д. Володихин. Новые герои // «Политический журнал», № 162, 9 июля 2007.
  6. Г. Старостенко. «Русская критика» Капитолины Кокшенёвой // Полдень: Литературный альманах. — 2007, № 5.
  7. Е. Ермолин. Критик в Сети // «Знамя», 2003, № 3.

Ссылки

  • Биография на сайте ГЛФР
  • Интервью К. Кокшеневой: «Последний срок» лечит болью
  • Капитолина Кокшенёва: «Нужна культурная воля государства»
  • Официальный блог koksheneva — Капитолины Кокшеневой в Живом Журнале

Кокшенёва, Капитолина Антоновна.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06