Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Коммунарское движение

25-08-2023

Коммунарское движение — возникшая в 60-х годах XX века неформальная ассоциация, связывающая коммунарские клубы — неформальные коллективы, в той или иной мере являющиеся последователями определенной педагогической методики, которая известна в педагогической литературе под названиями: коммунарская методика, методика коллективного творческого воспитания, методика Игоря Петровича Иванова, орлятская методика и прочие[1].

Содержание

История коммунарства

Начало

В 1956 году по инициативе педагога-исследователя И. П. Иванова (позже профессора ЛГПИ им. А. И. Герцена и действительного члена АПН СССР) в Ленинграде было создано небольшое молодежное инициативное субкультурное объединение педагогов «Союз энтузиастов» («СЭН»). Первоначально это был кружок преимущественно пионерских вожатых (Л. Г. Борисова и другие), которые были крайне не удовлетворены современной им отечественной педагогикой, господствовавшей в пионерской организации системой воспитательной работы, «Сэновцы» разыскивали, где могли, материалы о предшественниках, серьезно изучали опыт С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, опыт скаутов, «пионерского движения» 20-х годов, идеи А. П. Гайдара и «тимуровского движения», знакомились с «харцерским движением» в Польше[2]. Термин «коммуна», по их мнению, должен был указывать на идейно-методическую приверженность опыту макаренковской коммуны.

Добровольность участия, коллективное планирование, коллективное исполнение и коллективная оценка сделанного, чередование творческих поручений, ротация выборных руководителей (институт «дежкомов», то есть «дежурных командиров»), институт временных «советов дела» при высшей власти «общего сбора», «откровенные разговоры» («огоньки» — когда каждый говорит откровенно о каждом, в том числе и о взрослых «старших друзьях»), «сетка традиций», включающая многодневные «сборы» и летние палаточные лагеря труда и отдыха, другие составляющие методики позволили «возродить» многое из того, что было свойственно стилю и образу жизни клубов С. Т. Шацкого, скаутских и пионерских отрядов И. Н. Жукова, тимуровских команд.

Важнейшую роль в распространении образа жизни коммунарского коллектива, максимально приближенного к первоисточнику, сыграло то, что коммунарская методика была положена в основу работы во Всероссийском лагере ЦК ВЛКСМ «Орлёнок». Летом 1962 года «Комсомольская правда» и ЦК ВЛКСМ собрали в «Орлёнке» 50 старшеклассников из различных городов; в отряд были приглашены несколько подростков из Коммуны юных фрунзенцев, а также трое «старших друзей» КЮФа. Ребята разъехались по своим городам и там многим из них удалось создать подростковые сообщества, которые стали называть себя «секциями» клуба юных коммунаров. Секции проводили «коллективные творческие дела» и воспроизводили стиль и образ жизни КЮФ (в той мере, в какой они могли их освоить за проведенные в «Орленке» 40 дней)[3].

В 1963 году в «Орлёнке» прошёл первый Всесоюзный Сбор юных коммунаров. С этого времени и появился в прессе термин «коммунарское движение».

После изучения сотрудником «Комсомольской правды» С. Л. Соловейчиком жизни КЮФ и опубликования статьи «Фрунзенская Коммуна», 24 января 1962 г. газета объявила о создании заочного «Клуба юных коммунаров» («КЮК») и призвала комсомольцев-старшеклассников, учеников ремесленных и технических училищ создавать секции этого клуба из первичных комсомольских организаций — групп, классов.

КЮК в «Комсомольской правде» и «коммунарские» смены в «Орлёнке» породили первую волну коммунарского движения. Оно распространилось почти на всю страну (крупнейшими центрами коммунарского движения были Москва, Ленинград, Челябинск, Свердловск, Тула, Воронеж, Харьков, Киев, Донецк, Одесса, Минск. Петрозаводск), воспитало несколько поколений педагогов-энтузиастов и охватывало во времена расцвета (середина 60-х годов) десятки тысяч школьников и подростков[4].

В осенние, зимние, весенние и летние каникулы в разных городах стали проводиться (иногда даже одновременно в нескольких городах сразу) Всесоюзные коммунарские сборы, на которые собиралось одновременно по 100, 200, 300 человек из 10—20 секций клуба ЮК разных городов страны.

С осени 1963 года в «Комсомольской правде» стала выходить тематическая страница для старшеклассников «Алый парус», которая была задумана как печатный орган «коммунарского движения». «Секции» клуба ЮК стали создаваться при редакциях молодежных газет, в школах, при Домах культуры, при Дворцах пионеров. Некоторые из таких «секций» официально числились как городские штабы комсомольцев-старшеклассников (ГКШ).

С декабря 1965 года была прекращена поддержка коммунарского движения со стороны ЦК ВЛКСМ; было объявлено, что в таком случае дальнейшая судьба коммунарских объединений будет зависеть от их взаимоотношений с комсомольскими органами «на местах». Движение официально не запрещалось, но с тех пор во многих городах отношение к секциям клуба ЮК стало крайне неблагоприятным.

Разработку методики коллективного творческого воспитания с 1963 года продолжал руководимый И. П. Ивановым творческий коллектив студентов и преподавателей ЛГПИ им. А. И. Герцена — Коммуна им. А. С. Макаренко (КИМ, 1963—1991).

Важным событием не только для коммунарского движения, но для всего общественно-педагогического движения страны оказался январский сбор 1968 года клуба ЮК Свердловска «Алый парус», на котором с участием делегаций из Москвы и Перми была проведена своего рода научно-практическая конференция по проблемам коммунарского движения.

Социальные и педагогические явления, возникшие под влиянием коммунарства

Наиболее известные коммунарские коллективы

Следует заметить, что трудно строго отграничить коммунарские коллективы от разнообразных близких к ним сообществ.

  • Коммуна юных фрунзенцев (Ленинград, 1959—1972)
  • Коммуна имени А. С. Макаренко (Ленинград, 1963—1991)
  • Форпост культуры имени С. Т. Шацкого (ныне Социальный педагогический комплекс «Форпост в Лужниках») (Москва, 1971 — н.вр.)
  • Юнкоровский клуб «Товарищ» (Петрозаводск, 1965 — н. вр.)
  • Военно-поисковый отряд «Дозор» (Москва, 1973 — н. вр.)
  • Архангельский городской штаб школьников (1961 — н. вр.)

Примечания

  1. http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/22/1 М. Кордонский. Введение в коммунарское движение
  2. http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/17/8 Р. Соколов. В поисках «настоящей социальной педагогики», раздел 2.4.1.3
  3. http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/4/9 Р. Соколов. Лаборатория оптимизма: круг первый
  4. Левые в России: от умеренных до экстремистов. История возникновения и развития леворадикального движения в СССР/России в 80-е — 90-е гг. XX в. Предшественники движения в 70-е – первой половине 80-х гг.. Проверено 20 ноября 2010.

Ссылки

  • М. Кордонский. Введение в коммунарское движение
  • Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика
  • С. Соловейчик. Воспитание по Иванову
  • Факты о коммунарском движении на сайте «Технология альтруизма»
  • Раздел «Коммунарское движение: попытки осмысления» на сайте «Технология альтруизма»
  • Р. Соколов. Краткий очерк истории общественно-педагогического движения


Коммунарское движение.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06