11-06-2023
Компоно́вка танка — функционально обусловленное размещение комплекса вооружения, экипажа, моторно-трансмиссионной установки, элементов броневой и специальной защиты, ходовой части, систем танка и вспомогательного оборудования.
Различают общую и частную компоновки.
Содержание |
Главной задачей общей компоновки является получение наиболее высоких показателей боевых свойств танка при заданных массе и габаритах. Основное компоновочное средство для решения этой задачи состоит в уменьшении внутреннего забронированного объёма танка при условии выполнения требований, предъявляемых к общей компоновке. Высвободившийся при этом резерв массы обычно используется для повышения уровня основных боевых свойств танка. Вследствие этого величину забронированного внутреннего объёма танка можно считать показателем совершенства компоновки танка. Так, например, если допустить примерно равное для современных ОБТ соотношение массы брони и оборудования танка, то отношение массы танка к его объёму m/V даст значение условного коэффициента защиты. Например, для танка Т-72 при массе 41 т и внутреннем объёме 11,8 м³ коэффициент защиты равен 3.47; для М1 «Абрамс», при массе 53.4 т и внутреннем объёме 19.7 м³, коэффициент защиты — 2,71. Естественно, этот коэффициент является приблизительным, так как в нём используется не масса брони, а всего танка в целом, однако иметь данные по массе только брони по ряду причин проблематично, поэтому к коэффициенту защиты и добавлено определение «условный».
Танк | Масса, т | Внутренний объём V, м³ |
Коэффициент защиты m/V |
Калибр вооружения, мм |
---|---|---|---|---|
ИС-3 | 46 | 11,5 | 4 | 122 |
M46 | 44 | 14,6 | 3,01 | 90 |
Pz. V «Пантера» | 45 | 17,2 | 2,62 | 75 |
Т-72 | 41 | 11,8 | 3.47 | 125 |
М1 «Абрамс» | 53,4 | 19,7 | 2,71 | 105 |
«Леопард-2» | 55,2 | 19,4 | 2,85 | 120 |
«Чифтен» Mk 5 | 54,8 | 21,8 | 2,51 | 120 |
AMX-30 | 36 | 16,55 | 2,18 | 105 |
В «классической немецкой компоновке» времён Второй мировой войны (напр., танк «Тигр)» трансмиссия размещается впереди, а двигатель — сзади корпуса танка, который в результате получается широким и недлинным. Положительными сторонами такой компоновки танка являлись:
Однако в результате танк получился высоким и тяжёлым, поскольку толстая лобовая броня занимала большую площадь по сравнению с машинами иных компоновочных схем; из-за того, что двигатель и трансмиссию соединял карданный вал, зона работы которого (около 30 см) была фактически пустой. Ширина танка превысила железнодорожные габариты, что вызывало сложности при его транспортировке.
Это заготовка статьи о бронетехнике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Компоновка танков.