Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Конституционный суд Испании

26-08-2023

Здание Конституционного суда Испании в Мадриде

Конституционный суд Испании (исп. Tribunal Constitucional de España) — высший орган конституционного контроля в Испании.

Конституционный суд Испании был создан в соответствии с конституцией 1978 года[1]. Регламентирующий деятельность суда органический закон, принятый в 1979 году, определяет суд как высшую инстанцию толкования Конституции и провозглашает его независимость от остальных конституционных органов, устанавливая, что Конституционный суд подчиняется только Конституции и данному Органическому закону[2]. Конституционный суд не входит в судебную систему Испании[источник не указан 134 дня], а высшим органом судебной ветви власти является Верховный суд Испании.

Содержание

Состав

Суд состоит исключительно из юристов; их количество (12) чётко закреплено в конституционном тексте. Каждые три года состав суда обновляется путём ротации трети судей, которые назначаются квалифицированным большинством Генеральных кортесов Испании — тремя пятыми членов Конгресса (Палаты депутатов) и Сената. Благодаря этому, назначение каждого из конституционных судей должно быть результатом широкомасштабного политического консенсуса, что на практике требует содействия по крайней мере двух больших общенациональных политических партий.

Процедура

Суд осуществляет свою компетенцию рассмотрения законов на соответствие или несоответствие Конституции посредством процедур абстрактного контроля, обычных для других конституционных судов: ходатайство о неконституционности (recurso de inconstitucionalidad) и запрос о неконституционности (cuestión de inconstitucionalidad) (статьи 161 и 163 Конституции Испании, ст. 27—40 ОЗКС). Суд также может контролировать конституционность закона в конкретных ситуациях: при защите основных прав гражданина в рамках процедуры индивидуального ходатайства (recurso de amparo) или при урегулировании конфликта полномочий, если Суд усматривает, что закон, который должен быть применён в данной процедуре, противоречит Конституции (ст. 55.2 и 67 ОЗКС).

Как в случае ходатайства, так и в случае запроса о неконституционности Суд рассматривает лишь действующие законы. Единственная процедура превентивного контроля норм, существующая в Испании, относится к международным договорам (ст. 95 Конституции). Первоначально закон, регламентирующий Суд, предусматривал возможность «предварительного ходатайства», которое могло быть внесено политическим меньшинством против законов, принятых Кортесами, до их промульгации или официальной публикации. Этот опыт оказался неудачным: поступало очень большое число ходатайств, угрожавших парализовать законодательную деятельность и превратить Суд фактически в третью палату парламента. Поэтому данная компетенция превентивного контроля была отменена (Органический закон 4/1985 от 7 июня и РКС [Решение Конституционного суда] 66/1985 от 23 мая). В последние годы идёт дискуссия о возможности восстановления предварительного ходатайства, ограниченного законами, которые должны будут выноситься на референдум.

Ходатайство о неконституционности

Ходатайства о неконституционности подвержены строгим правилам сроков и легитимации. Они могут быть поданы только в трёхмесячный срок после официальной публикации оспариваемого закона. Правом ходатайства обладают Председатель правительства (Presidente del Gobierno), правительство или парламент одного из автономных сообществ Испании, омбудсмен, или Народный защитник Испании (Defensor del Pueblo) и политическая оппозиция (пятьдесят депутатов или сенаторов).

Большинство ходатайств о неконституционности призваны разграничить полномочия между центральными учреждениями государства и 17 автономными сообществами, каждое из которых имеет собственный парламент, принимающий постановления, имеющие в пределах его компетенции силу закона. Ходатайства о неконституционности, вносимые депутатами или сенаторами от политического меньшинства, встречаются реже, но они имеют важное политическое значение, так как затрагивают вопросы, наиболее дискуссионные как для политических кругов, так и для общественного мнения.

Запрос о неконституционности

В отличие от ходатайства, запрос о неконституционности может быть инициирован в Испании любым судьёй или судом, который, будучи компетентен вести некоторый процесс, считает, что закон, который он должен применить, может быть неконституционным. На практике большинство рассмотрений законов, которыми занимается Конституционный суд Испании, является следствием запросов о неконституционности. За 2006—2011 годы каждый год в среднем подаётся 110 запросов и 21 ходатайство о неконституционности.

Посредством этого досудебного механизма Конституционный суд рассматривает самые разнообразные законы: некоторые из них новые, как в случае ходатайств о неконституционности, но многие приняты до Конституции или даже в очень древние времена. Самый старый закон, рассматривавшийся Конституционным судом Испании, восходит к XIII веку (судебник Альфонсо X Мудрого «Семь частей», продолжающий регламентировать наследование дворянских титулов: РКС 126/1997 от 3 июля). В запросе могут быть затронуты любые законы, регламентирующие случаи из реальной жизни, которые подлежат рассмотрению в суде лицами, заинтересованными в решении юридического конфликта.

История

До создания современного КС в 1978 году орган конституционного контроля имела также Вторая Испанская республика (1931—1939) — «Суд конституционных гарантий», по образцу старейших европейских органов такого типа (австрийского или чехословацкого). Разработчики новой конституции учитывали неудачный опыт республиканского суда, чтобы избежать его недостатков, особенно политизации.

Примечания

  1. Глава IX Конституции Испании.
  2. Статья 1 Органического закона о Конституционном суде.

Конституционный суд Испании.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06