12-10-2023
Корветы типа «Флауэр» | |
---|---|
Flower class corvette | |
Проект | |
Страна | Антигитлеровская коалиция: Великобритания Канада Британская Индия Новая Зеландия США Греция Свободная Франция Нидерланды Норвегия Югославия Южно-Африканский Союз Страны Оси: Третий рейх Послевоенные флота: Израиль Ирландия Аргентина Чили Венесуэла Доминиканская Республика |
Годы постройки | 1939 |
В строю | отправлены на слом |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 940—1030 т (стандартное)[1][2] |
Длина | 62,48-63,40 м[1] |
Ширина | 10,06 м |
Осадка | 3,35-3,51 м[1] |
Двигатели | одновальная, паровая машина тройного расширения |
Мощность | 2750 л. с. |
Скорость хода | 16 узлов (29,6 км/час) |
Дальность плавания | 3500 морских миль(6482 км) 12-узловым (22,2 км/час) ходом при запасе 230 т мазута |
Экипаж | 85-90[1] |
Вооружение | |
Радиоэлектронное вооружение | ASDIC |
Артиллерия | 1 × 101,6-мм/45 BL Mk IX |
Зенитная артиллерия | 2×2 12,7-мм пулемет Vickers, 2×2 7,62-мм пулемет Lewis[1] 1*40-мм/40 «пом-пом»[1] |
Противолодочное вооружение | 2 бомбомета, 2 бомбосбрасывателя, 40 глубинных бомб |
Минно-торпедное вооружение | нет[3] |
Корветы типа «Флауэр» (англ. Flower class) — тип корветов периода Второй мировой войны. Корабли, сыгравшие огромную роль в Битве за Атлантику и ставшие для англичан таким же символом победы, каким для русских является танк Т-34[4][5]. Предназначались для противолодочной обороны трансатлантических конвоев, однако, выполняли разнообразные боевые задачи, в том числе, патрульную и минно-тральную службу. Всего было построено 267 корветов этого типа.
Содержание |
Класс корветов возродился в Королевском флоте в 1939 году, когда были переклассифицированы 112 конвойных (или эскортных) шлюпов, построенных в 1915-1938 годах для колониальной службы.[6] Но, осознав неизбежность войны, Британское Адмиралтейство начало несколько срочных военных программ. Подобно Первой мировой войне, главное внимание уделялось Флоту метрополии. От эскортных же сил требовались дешевизна, простота и возможность массовой постройки.[6] (Понимание важности ПВО и усиление зенитного вооружения пришло с началом войны).
Адмиралтейство обратились в фирму Smith’s Dock Со. Ltd South Bank в Мидлсборо с просьбой разработать проект корабля, который можно было бы быстро и в больших количествах строить на верфях, не имеющих опыта военного кораблестроения. В качестве прототипа было выбрано ранее построенное на той же верфи китобойное судно Southern Pride, использовавшее простую в обслуживании паровую машину, но угольный котел был заменен нефтяным. Корпус корабля удлинили для размещения погребов боезапаса и возросшего экипажа.
Скорость нового корабля, 16 узлов, хотя и невысокая, была больше, чем у подводной лодки в подводном положении, зато малая длина позволяла описывать циркуляцию практически на месте.четырехдюймового орудия, огражденного барбетом, и (в некоторых случаях) двухфунтового зенитного орудия «пом-пом» на круговой платформе в корме. Все это дополнялось парой пулемётов «Льюис» или «Виккерс» на мостике. Первые корветы, с их коротким полубаком и мостиком китобоя мало походили на боевые корабли: на волнении экипажи, состоявшие из новобранцев и резервистов, очень быстро укачивало, а из-за короткого полубака палубу в районе надстройки сильно заливало.
Вооружение состояло из открытогоДля того, чтобы приспособить корабли к решению изменившихся задач, пулеметы Льюис на них заменили на 20-мм пушки Эрликон, а для размещения экипажа, возросшего с 47 в первоначальном проекте до 95 человек, полубак удлинили сначала до половины длины корабля, затем до двух третей. Это же помогло решить проблему с заливаемостью. Иногда новый вариант называется «Модифицированный Flower».[2]
Флаг | Flower | Мод. Flower |
Castle | Потери |
---|---|---|---|---|
Великобритания | 150 | 26 | 39 | 21 |
Канада | 86 | 36 | 12 | 10 |
Британская Индия | - | 3[8] | - | - |
Новая Зеландия | - | 2[8] | - | - |
США | 10[8] | 15[8] | - | - |
Греция | 4[8] | - | - | - |
Свободная Франция | 9[8] | - | - | 2 |
Нидерланды | 1[8] | - | - | - |
Норвегия | 6[8] | - | 1 | 3 |
Югославия | 1[9] | - | - | - |
Южно-Африканский Союз | 1[8] | - | - | - |
Третий рейх | 4[10] | - | - | 4 |
После поражения Франции в июне 1940, подводные лодки стран оси получили удобные базы в оккупированных гитлеровскими войсками атлантических портах. В результате выяснилось, что во-первых, конвои нуждаются в противолодочной обороне на всем пути следования, а во-вторых, их маршруты оказались в пределах досягаемости немецких бомбардировщиков и торпедоносцев. Несмотря на исходное назначение — прибрежные действия, военная необходимость заставила с 1941 года использовать корветы для охранения океанских конвоев. Из-за недостатка эскортных кораблей, основная нагрузка по их проводке легла на корветы типа Flower, единственный тип, который можно было строить быстро и в массовых количествах, несмотря на то, что они не были рассчитаны на длительное плавание и не имели достаточного зенитного вооружения. Корабли унаследовали от своего прототипа-китобоя замечательную мореходность.
Исходно конвоирование проводилось только от Британских островов до меридиана 30° з. д., после чего транспорты следовали самостоятельно. Со временем ввели охранение на всем пути. Но в типичном случае, корветы доходили только до точки передачи посередине Атлантики (англ. Mid-ocean Meeting Point, MOMP), где конвой принимало охранение другой стороны — от британского канадское или американское, и наоборот. Освободившиеся корабли подбирали встречный конвой и вели обратно.[11]
Служба на борту в течение длительных переходов была однообразной, изнурительной, и очень тяжелой психологически. Условия обитания для офицеров были сносными, но для матросов в переполненном, душном и заливаемом водой холодном кубрике они были тяжелы. Из-за невозможности хранить скоропортящиеся продукты более чем 2-3 дня, питание неделями состояло из сухого пюре и солонины. Основную часть экипажей составляли совсем молодые ребята, нестойкие к морской болезни. Поэтому политика в отношении отпусков при стоянках по обеим сторонам океана была относительно либеральной.
Для устранения основных недостатков проекта (малого запаса топлива и скученности в жилых отсеках) были увеличены размеры корпуса, что позволило разместить и дополнительное вооружение. Новый вариант, известный как корветы типа «Касл» (Castle), строился начиная с 1942. Последующее увеличение размеров, установка двухвальной силовой установки для улучшения живучести, усиление вооружения привели к созданию фрегатов типа «Ривер» (River), строившихся с 1943 года.
Корабли, ставшие ненужными после войны, были проданы на слом, переданы в дружественные флота, но 110 из них были проданы как излишки военного имущества и стали использоваться в гражданских целях, были переоборудованы в китобои и грузовые суда, буксиры, метеорологические суда. Несколько из них было приобретено Пальямом и использовалось для нелегальной транспортировки евреев в Палестину.
Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Корветы класса «Флауэр».