22-07-2023
Королевская яхта — корабль, используемый монархом или его семьёй. Если монарх имеет титул императора, то используется термин «императорская яхта».
Содержание |
Первые специальные суда для использования монархом появились ещё в Древнем Египте. Считается что Солнечные ладьи найденные у пирамиды Хеопса использовались фараоном для путешествия по Нилу. Другие монархи Древнего мира также имели специальные корабли. При том некоторые из них отличались огромными для своего времени размерами. Так в 20-х годах прошлого века на дне озера Неми были найдены хорошо сохранившиеся два прогулочных корабля (самый большой из них достигал 70-метров) римского императора Калигулы. Корабли были утеряны во время пожара в конце второй мировой войны. Короли древних скандинавских государств так же имели специальные суда, их отличала более богатое оформление и как обозначение верховной власти несли фиолетовые паруса.
Первые королевские яхты нового времени появились в Англии. При короле Генрих V (которые вскоре были проданы за долги) и период Тюдоров при короле Генрих VIII в 1520 году. Их отличали расшитые золотом паруса. С середины XVII века стали строиться так называемые «парадные яхты». Они украшались богатым резным декором, а их парусное вооружение получило гафели, что обеспечило более удобное управление парусами и более лёгкую их уборку. Подобную яхту в 1660 году город Амстердам подарил английскому королю Карлу II. Впоследствии по его воле была построена целая флотилия подобных судов, на которых устраивались парусные гонки. Это положило начало парусному спорту. В конце XVII века яхты стали выполнять роль придворных судов.
Первые монаршьи яхты появились в России в 40-х годах XVII века, когда из Англии был доставлен небольшой корабельный бот «Святой Николай». Долгие годы он хранился среди вещей большого боярина Никиты Ивановича Романова, пока в мае 1668 года юный царь Петр Алексеевич не заинтересовался им. В историю он вошел как «ботик Петра Великого».
Первой же по настоящему действующей яхтой стала построенный весной 1693 года в Архангельске «Святой Петр». Таким образом царская яхта одновременно стала одним из первых судов европейского типа, которое было построено в России.
С тех пор и до настоящего времени в состав военно-морских флотов многих государств в качестве представительских и правительственных судов входят яхты.
До упразднения Империи семья Романовых имела несколько кораблей для личного пользования. Список наиболее известных, паровых яхт представлен ниже.
На 2009 год в составе ВМС или других военно-морских подразделении девяти стран существовали королевские яхты, ещё в одной (Японии) используемая монархом яхта, входя в состав ВМС, официально не является императорской, поскольку это противоречит конституции страны.
Страна | Название | В составе флота | Тип | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|
Европа | |||||
Бельгия | A983 Quatuor | 2007 | Моторная яхта | Яхта длинной 14,80 м серии Incredibile 45, стоимостью €1,5 млн. Принадлежит королю, но ходит под флагом морского компонента Бельгийских вооружённых сил. | |
Бельгия | A982 Alpa | 2009 | Моторная скоростная яхта | Яхта длинной 26,75 м серии Technema 90, построенное компанией Rizzardi. Стоимость €4,6 млн. Принадлежит королю, но ходит под флагом морского компонента Бельгийских вооружённых сил. | |
Дания | A540 HDMY Dannebrog | 1932 | Моторная яхта | 78-метровая яхта, водоизмещением в 1238 тонн. Построена в 1931 году. Официально входит в состав Датских ВМС. | |
Норвегия | HNoMY Norge | 1947 | Моторная яхта | 80-метровая яхта, водоизмещением в 1628 тонн. Построена в 1936 году. Куплена для короля Хокона VII на средства собранные по подписке жителями королевства. При закладке названа Philante, во время второй мировой исполняла обязанности эскортного корабля. | |
Азия | |||||
Оман | Al Said | 2008 | Моторная мегаяхта | 155-метровая яхта, построенная на немецкой верфи Luerssen. Входит в дивизион королевских яхт ВМС Омана. | |
Оман | Fulk al Salamah | 1987 | Десантный корабль\королевская яхта | 136-метровый десантный корабль способный перевозить до 240 человек десанта, но не используется в этом качестве, а входит в дивизион королевских яхт ВМС Омана. Интересна тем, что имеет ангар и ВПП для двух средних вертолётов. | |
Оман | Zinat al Bihaar | 1988 | Парусно-моторная яхта | Парусная яхта стилизованная под традиционное арабское судно — доу. | |
Саудовская Аравия | Prince Abdulaziz | 1984 | Моторная мегаяхта | 147-метровая яхта построенная на верфи Helsingør Værft (Дания). | |
Таиланд | Chandhara | 1961 | Океанографическое судно\королевская яхта | 70-метровый многоцелевой корабль построенный в Германии, на 2009 год находился в строю. Также может выполнять функции учебного корабля. | |
Африка | |||||
Марокко | Oued Eddahab | 1981 | Яхта | Построена C.N. Pise в Италии. Ранее называлась Akhir. По данным Naval Institute Guide to Combat Fleets of the World: Their Ships, Aircraft, and Systems, 2007. Возможно выведена из состава флота. По другим данным королевская семья использует 60 т. яхту Essaouira построенную в 1990 г. которая также входит в ВМС. | |
Океания | |||||
Тонга | Titilupe | Малая моторная яхта | Фактически катер водоизмещением 10 тонн используемый бывшим монархом для рыбалки, но тем не менее имеет «титул» королевской яхты. Используется в ВМС в качестве гидрографического судна. Ранее королевская семья использовала шхуну Hifofua. |
В связи с тем, что часть королевских яхт входили или входят в состав ВМС, некоторые корабли выполняли так же функции боевых кораблей. При этом качества военного корабля, были часто снижены в ущерб комфорту. Ниже приведены примеры таких кораблей.
Страна | Название | Сроки службы | Второе назначение | Примечания |
---|---|---|---|---|
Занзибарский султанат | HHS Glasgow | 1878-1896 | Фрегат | Построен в Англии под впечатлением британского фрегата с таким же названием. Была сильно вооружена; семь нарезных 9-фунтовых пушек и девять пушек Гатлинга. Была потоплена во время Англо-Занзибарской войны. |
Таиланд | Maha Chakri | 1893-1916 | Бронепалубный крейсер | Построен в Англии, официально классифицировался как крейсер, фактически являлся королевской яхтой. После списания отправлен на разборку в Японию. Паровые машины и часть оборудования были демонтированы и установлены на новой королевской яхте «Maha Chakri», построенной на верфи «Кавасаки» в 1918 году. |
Испания | Giralda | 1894-1921 | Посыльное судно | Корабль двойного назначения имел высокую скорость — 20 уз, но недостаточное вооружение (2 — 57 мм). |
Германская империя | SMY Hohenzollern III | 1915-1923 | Легкий крейсер | Была спущена на воду, но в строй не вступила, в 1923 году сдана на слом. Обладала ярко выраженными крейсерскими чертами, вооружена 12 — 150 мм орудиями. |
Бельгия | Artevelde | 1940-1954 | Шлюп | Универсальный корабль, строившийся в качестве корабля охраны рыболовства с возможностью использования в качестве королевской яхты, эскортного и МЗ. |
Современным примером такого корабля может служить десантный корабль Fulk al Salamah ВМС Омана
Императорская яхта «Штандарт» в Тулоне.
HNoMY Норвегия во время визита в Стокгольм в сентябре 2005 года.
Датская королевская яхта Dannebrog в гавани Вагур на Фарерских островах.
Яхта султана Омана Al-Said.
Королевская яхта Prince Abdulaziz на Мальте, 2006 год.
Тайская королевская барка на реке Чаупхрая.
Королевская яхта.