29-08-2023
Корпуса Морского ведомства — в Российском императорском флоте подразделения, к которым причислялись военно-морские технические специалисты, не состоящие на флотской строевой службе. Создание корпусов объяснялось невозможностью для строевых офицеров парусного флота совмещать обязанности строевых командиров с совершенствованием в морских специальностях.
Содержание |
Учреждён указом от 22 апреля 1734 г. В 1827 г. для управления Корпусом и артиллерией флота, в составе Морского министерства был образован артиллерийский департамент. Чины Корпуса следили за исправностью материальной части, отвечали за сохранность боеприпасов и обучение личного состава флота артиллерийской стрельбе, работали в арсеналах и лабораториях.
До 1829 г. личный состав Корпуса пополнялся воспитанниками Морского кадетского корпуса (на Балтике) и Николаевского артиллерийского училища (на Чёрном море). В 1837 г. были учреждены кондукторские роты при рабочих экипажах, в 1846 г. переименованные в учебные роты. В 1856 г. роты преобразованы в Инженерное и артиллерийское училище Морского ведомства. С 1872 г. Корпус стал пополняться воспитанниками Технического училища Морского ведомства. В 1885 г. Корпус морской артиллерии был упразднён, приём воспитанников в артиллерийское отделение Технического училища Морского ведомства прекращён. Однако замещение штатных артиллерийских должностей во флоте офицерами КМА сохранилось до подготовки достаточного числа строевых флотских офицеров.
14 декабря 1826 года Указом Императора Николая I был образован Корпус корабельных инженеров. Корабельные мастера, их помощники, драфцманы и тиммерманы офицерских чинов были переименованы в корабельные инженеры. Был определён штат Корпуса корабельных инженеров с общим числом 11 чинов на 105 человек. Корабельные инженеры не имели классности Табеля о рангах, а имели только чины сухопутные, с преимуществом по отношению к сухопутным чинам Инженерного корпуса.[1].
6 января 1827 года Именным Указом Императора Николая I генерал-майор Брюн С. Катерин был назначен инспектором Корпуса корабельных инженеров (высший чин корпуса). В Указе были определены его обязанности: «…быть Инспектором по искуственной части, как то: иметь наблюдение за прочностью строения и чистотою отделки судов, рассматривать проекты и чертежи по кораблестроительной части и наблюдать тоже, в сходствии ли с ними производятся практическия работы».[2]
Кадры для Корпуса корабельных инженеров готовились в Кондукторных ротах Учебного морского рабочего экипажа в Санкт-Петербурге.
15 мая 1886 года Указом Императора Александра III Корпус корабельных инженеров был реорганизован. Были введены пять особых должностных званий для корабельных инженеров: инспектор кораблестроения, старший судостроитель, младший судостроитель, старший помощник судостроителя, младший помощник судостроителя. Были определены 90 должностей, занимаемых корабельными инженерами.[3]
В 1908 году особые звания Корпуса были упразднены, а корабельные инженеры опять приравнены к прочим офицерам флота, служившим «по Адмиралтейству», как это было до 1886 года.
В начале XIX века, с начала постройки паровых судов, управление машинами кораблей и судов возлагалось на вольнонаемных механиков или на офицеров Корпуса корабельных инженеров.
С 1832 года механиков для судов стали готовить в Кондукторных ротах Учебного морского рабочего экипажа.
29 декабря 1854 года Указом Императора Николая I был образован Корпус инженер-механиков морского ведомства.[4] Данным Указом корабельные инженеры, служащие по части управления пароходными машинами, переименовывались в инженер-механики морского ведомства. Были определены штаты и табели Корпуса инженер-механиков для Балтийского и Черноморского флотов, сроки и условия производства из чина в чин, денежное довольствие.
С 1872 года Корпус инженер-механиков стал комплектоваться воспитанниками механического отделения Технического училища морского ведомства в Кронштадте.
15 мая 1886 года Указом Императора Александра III Корпус инженер-механиков был реорганизован. Были введены пять особых должностных званий для инженер-механиков: инспектор механической части, флагманский инженер-механик, старший инженер-механик, помощник старшего инженер-механика, младший инженер-механик. Были определены 300 должностей, занимаемых инженер-механиками. Для перечисления в высшие звания установлены особые цензовые требования, основывающиеся на расчёте числа лет службы и месяцев плавания.[3]
В 1905 году при проведении реформ флота после русско-японской войны для этих специалистов были введены общевойсковые звания. В 1913 году инженер-механикам были присвоены общеморские звания (чины) с добавлением к ним «инженер-механик».
Создан в 1838 г. для руководства строительством арсеналов, адмиралтейства, доков и прочих береговых сооружений. Состоял из двух округов: Северного (Балтика) и Южного (Черное море).
Создан в 1827 г из штурманских чинов флота. 13 апреля был утвержден штатный состав КФШ: 1 генерал; 4 полковника; 6 подполковников; 25 капитанов; 25 штабс-капитанов; 50 поручиков; 50 подпоручиков; 50 прапорщиков; 186 кондукторов.
Начальство над Корпусом вверено генерал-гидрографу, которому подчинялись два инспектора, один на Балтийском, другой на Черноморском флоте.
Для подготовки кадров Корпуса в июне 1827 г. Кронштадтское и Николаевское штурманские училища были преобразованы в штурманские полуэкипажи, непосредственно подчинявшиеся инспекторам Балтийского и Черноморского флотов. С 1872 году подготовка кадров осуществлялась на штурманском отделении Технического училища Морского ведомства. В 1883 году приём воспитанников на штурманское отделение Технического училища Морского ведомства прекращен.
КФШ был упразднён 12 июля 1885 г., однако замещение штатных штурманских должностей во флоте офицерами Корпуса сохранилось до подготовки достаточного числа строевых флотских офицеров.
Создан в 1912 г по предложению А. И. Вилькицкого для обеспечения общегосударственных нужд в сфере безопасности мореплавания. В Корпусе было 10 генеральских, 72 штаб-офицерские и 124 обер-офицерские должности. Специалисты Корпуса подразделялись на гидрографов и гидрографов-геодезистов. В Корпус зачислялись офицеры, занимающие должности в Главном гидрографическом управлении, соответствующих портовых учреждениях, а также «находящиеся при гидрографических, геодезических и лоцмейстерских работах».
До 1908 года:
Код | Класс по Табели о рангах | Категория | Звание |
---|---|---|---|
8 | X | Обер-офицер | Младший помощник судостроителя |
9 | IX | Обер-офицер | Старший помощник судостроителя |
11 | VII | Штаб-офицер | Младший судостроитель |
12 | VI | Штаб-офицер | Старший судостроитель |
14 | IV | Адмирал | Инспектор судостроения |
После 1908 года:
Код | Класс по Табели о рангах | Категория | Звание |
---|---|---|---|
8 | X | Обер-офицер | Поручик |
9а | IX | Обер-офицер | Штабс-капитан |
9б | VIII | Обер-офицер | Капитан |
11 | VII | Штаб-офицер | Подполковник |
12 | VI | Штаб-офицер | Полковник |
14 | IV | Адмирал | Генерал-майор |
15 | III | Адмирал | Генерал-лейтенант |
До 1905 года:
Код | Класс по Табели о рангах | Категория | Звание |
---|---|---|---|
8 | X | Обер-офицер | Младший инженер-механик |
9 | IX | Обер-офицер | Помощник старшего инженер-механика |
11 | VII | Штаб-офицер | Старший инженер-механик |
12 | VI | Штаб-офицер | Флагманский инженер-механик |
14 | IV | Адмирал | Инспектор механической части |
В военное время вводился чин прапорщика по механической части.
1905-1913:
Код | Класс по Табели о рангах | Категория | Звание |
---|---|---|---|
8 | X | Обер-офицер | Поручик |
9а | IX | Обер-офицер | Штабс-капитан |
9б | VIII | Обер-офицер | Капитан |
11 | VII | Штаб-офицер | Подполковник |
12 | VI | Штаб-офицер | Полковник |
14 | IV | Адмирал | Инспектор механической части |
После 1913 года:
Код | Класс по Табели о рангах | Категория | Звание |
---|---|---|---|
8 | X | Обер-офицер | Инженер-механик-мичман |
9а | IX | Обер-офицер | Инженер-механик-лейтенант |
9б | VIII | Обер-офицер | Инженер-механик-старший лейтенант |
11 | VII | Штаб-офицер | Инженер-механик-капитан II ранга |
12 | VI | Штаб-офицер | Инженер-механик-капитан I ранга |
14 | IV | Адмирал | Инженер-механик-контр-адмирал |
15 | III | Адмирал | Инженер-механик-вице-адмирал |
Это заготовка статьи о флоте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Корпуса Морского ведомства Российской империи.