Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Краудфандинг

20-04-2023

Краудфа́ндинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Финансирование по схеме краудфандинга может служить для различных целей — помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка со стороны болельщиков, поддержка политических кампаний, финансирование стартап-компаний и малого бизнеса, создание свободного программного обеспечения и многого другого.

У сбора денег должна быть заявленная цель, определена цена её достижения, калькуляция всех расходов и ход сбора должны быть прозрачны для публики.

Содержание

История

В 1997 году поклонники британской рок-группы Marillion[1] без какого-либо участия самой группы организовали и провели интернет-кампанию по сбору средств для финансирования музыкального тура группы по всей территории США. Им удалось собрать $ 60 000. Позже группа использовала этот метод для записи и продвижения нескольких своих альбомов, в частности Anoraknophobia,[1] Marbles[2] и Happiness Is the Road.[3]

Основанная в США компания ArtistShare (2000/2001) отмечен как первый краудфандинговый сайт для музыки. Вслед за ним появились такие сайты, как Sellaband (2006), SliceThePie (2007), Hyper Funding (2008), IndieGoGo (2008), Pledge Music (2009), Kickstarter (2009), RocketHub (2009), FundaGeek (2011), и в Великобритании Sponsume (2010), PleaseFund.Us (2011), Authr.com (2012) и OnSetStart (2012).[4]

Краудфандинг в киноиндустрии был основан предпринимателем Эриком Бауманом[5] с запуском FilmVenture.com[6] в 2002 году. А через 2 года, в августе 2004-го,[7] французский предприниматель и продюсер Бенджамин Поммерауд и Гийом Колбок из компании Guillaume Colboc начали кампанию по сбору пожертвований через Интернет, чтобы доснять свой фильм Demain la Veille («Ожидание вчера»).[8] В течение трех недель, им удалось собрать $ 50 000, что позволило им продолжить съёмки. Это была первая структурированная Интернет-инициатива по краудфандинговому финансированию с использованием посвященного финансированию сайта, а также с различными предложениями-вознаграждениями для своих жертвователей: бонусы, DVD или даже присутствие на съемках.

Четыре месяца спустя, на другой стороне Атлантики, компания Spanner Films начала производство своего документального фильма об изменении климата Век глупцов.[9] Команде, возглавляемой Фрэнни Армстронг успешно удалось собрать более чем £ 900 000 в течение пяти лет (с декабря 2004 года по 2009 год, дата выпуска), для производства и продвижение фильма. Вся съемочная команда работала за очень низкую заработную плату, но кроме этого получала также краудфандинговые «акции». Согласно условиям контракта краудфандинг-инвесторам и членам съемочной группы один раз в год в течение десяти лет с момента выхода фильма выплачиваются роялти-дивиденды.[10]

Morton Valence была одной из череды первых сравнительно малоизвестных групп, самостоятельно применяющая краудфандинг без использования специальных сайтов и таких, как sellaband.[11] The Cosmonaut является ещё одним примером краундфандингу в киноиндустрии: их кампания «Спаси The Cosmonaut» только за первую неделю привлекла € 130 000. В течение же всего времени фильм собрал € 300 000 пожертвований.

The Professional Contractors Group, торговая ассоциация для фрилансеров в Великобритании была основана в интернете в 1999, когда Энди Уайт сделал призыв к 2000 подрядчиков пожертвовать £ 50 чтобы собрать £ 100 000, которые необходимы для создания такого типа организации. Через 5 дней 2002 человек перечислили деньги и организация была создана. Сегодня её членами являются более 14 000 британцев.

В настоящее время, суммы, которые можно использовать через краудфандинг значительно возросли. В 2012 году проекты создания видеоигр Double Fine Adventure и Wasteland 2 собрали по $ 3 336 371 и $ 3 040 299 через краудфандинговый сайт Kickstarter. Взносы сделали более 87 000 человек.

Примеры краудфандинга в мире

  • Краудфандинг с 2000 года широко используется в США для сбора средств через Интернет на политические цели. В 2008 Барак Обама только на этапе предварительных выборов собрал около $272 млн с более двух миллионов человек — по большей части это были мелкие взносы[12].

Примеры краудфандинга в России

  • По схеме краудфандинга работают некоторые проекты творческих сообществ, такие как Kroogi[15] или созданный в рамках арт-объединения СВОИ2000 «Напарапет»[16][17].
  • Весной 2012 года, с помощью портала Planeta.ru, известная группа «Би-2» собрала 1250000 рублей на выпуск альбома «Spirit»[18].
  • Первое русское СМИ, воспользовавшееся моделью «краудфандинг» и краудфандинговым сервисом «Акционирование» на Planeta.ru — портал COLTA.RU (экс-OpenSpace.ru)[19]. За три недели было собрано более 610 000 рублей.

См. также

Примечания

  1. ↑ Anoraknophobia Pre-Order Press Release.
  2. Album 13: The Next Big Idea.
  3. Calling the faithful for Album 15.
  4. Wharton.
  5. Erik N Bowman — Best Selling Author, Entrepreneur, Start-up Advisor, Consultant. Director at Guanzi Institute. Certified Entrepreneur® & Entrepreneur Bootcamp®
  6. FilmVenture — Funding the next generation of filmmakers
  7. A Guide to Kickstarter & Crowd Funding [INFOGRAPHIC]. Mashable.com (17 января 2011). Проверено 27 января 2012.
  8. http://9.mshcdn.com/wp-content/uploads/2011/01/kickstarter_graphic_v2-1.jpg
  9. Age of Stupid: Making Of: Crowd-Funding launch, Dec 2004.
  10. Age of Stupid loan agreement.
  11. Morton Valence blog entry May 2, 2008.
  12. Джефф Хау , 2012, с. 237
  13. РосПил — Помощь проекту
  14. Подайте на процветание! // Коммерсантъ-Деньги, № 26 (681), 7 июль 2008
  15. Музыка на доверии // Огонёк. — 2012. — № 2 (5211).
  16. Напарапет. Проверено 8 февраля 2012.
  17. Без любви ничего не получится, или Как мы придумали «Напарапет». Журнал «Сеанс» (27 октября 2011). Проверено 29 октября 2011.
  18. Запущен сервис по сбору средств на творческие проекты Planeta.ru
  19. Мария Степанова: «OpenSpace.ru будет выходить на Colta.ru на наши деньги» // www.bg.ru. — 2012. — 6 июля.

Литература

  • Джефф Хау Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса = Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 288 с. — ISBN 9785961418897

Ссылки

  • Сеть в помощь! Что такое краудфандинг и каковы его перспективы в России
  • Музыка на доверии // Огонёк. — 2012. — № 2 (5211).

Краудфандинг.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06