26-09-2023
Кул Шариф тат. Qolşərif, Колшәриф |
|
Глава духовенства Казани до 1552 |
|
---|---|
|
|
Личная информация | |
Прозвище: |
сейид |
Род деятельности: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Страна: | |
Национальность: | |
Сражения: | |
Богословская деятельность |
|
Вероисповедание: | |
Направление деятельности: | |
Оказал влияние: |
мусульмане Казани |
Кул Шари́ф (тат. Qolşərif, Колшәриф; ум. 1552, Казань) — имам, религиозный деятель XVI века, поэт, возглавивший оборону одной из частей Казани в октябре 1552 года против войск Ивана Грозного. Погиб при штурме вместе со своими сподвижниками. В его честь названа мечеть Кул-Шариф, построенная в 1996—2005 годах в Казанском кремле на месте разрушенной старой мечети.
О том, что Кул Шариф реально существовал во времена Казанского ханства свидетельствуют множество исторических источников, среди которых философ и мыслитель Шигабутдин Марджани, который проводил исследования и собирал исторические сведения. По собранным данным, можно сделать вывод о том, что Кул Шариф на момент падения ханства являлся главой исламского духовенства мусульман. Татары считали Кул-Шарифа великим героем и «амиром»[1].
Потомков пророка Мухаммеда, которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну ибн Али, мусульмане называют сеидами. Кул Шариф принадлежал к этому роду и также считался сейидом. Это подтверждают современные историки, которые опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых из Касимовского ханства[2].
В XV—XVI веках каждое отдельное татарское ханство имело по несколько сейидов. Лишь один из них мог быть верховным сейидом. По данным из истории, Кул Шариф был крымским сейидом, некоторое время проживал в Астраханском ханстве с сейидом Мансуром, который предположительно был его отцом[2].
Литературовед Ахметзянов М. И. выдвинул гипотезу о том, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». Проведя анализ сочинений и стихотворений Ахметзянов заметил, что их автор очень образован, обладал знаниями в астрономии, истории и других науках[2].
Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство приближалось к своей гибели. Поэт описал трагедию татарского народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». Казанскому ханству неоткуда было ждать поддержки и из-за этого в 1550 году казанцам пришлось заключить с Москвой договор о взаимопомощи и взаимопонимании[2].
На следующий год русские войска нарушают мир и вступают в бой. Летом войска обступили всю Казань и казанцы отправили русским воеводам муллу Кул Шарифа и тюменского князя Бибарса Растова с посланием о мире. Из летописи 1551 года известно, что послы долгое время не соглашались идти на уступки и после угроз силового захвата Казани послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой[2].
Кул Шариф погиб в 1552 году во время взятия Казани. Философ и историк Марджани писал, что Кул Шариф и его последователи объединились в некое военное подразделение и погибли героически. Сам Кул Шариф поднялся на крышу мечети, где его и убили, а тело было сбросили вниз[2].
Это заготовка статьи об исламском учёном. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Кул Шариф (религиозный деятель).