30-05-2023
Вячеслав Иванович Кураев | |
Имя при рождении: |
Вячеслав Иванович Кураев |
---|---|
Род деятельности: | |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Дата смерти: | |
Супруга: |
Вера Трофимовна Бондарец |
Дети: |
Дата рождения: | |
---|---|
Научная сфера: |
теория познания, логика, методология науки, философия религии |
Место работы: |
Президиум АН СССР |
Учёная степень: | |
Учёное звание: | |
Альма-матер: | |
Известен как: |
философ и исследователь русской философии, эксперт в области теории познания, логики и методологии науки |
Вячеслав Иванович Кураев (15 февраля 1939, Саратов — 24 мая 2012, Москва) — российский философ и исследователь русской философии, эксперт в области теории познания, логики, методологии науки и философии религии.[1][2]
Содержание |
Родился 15 февраля 1939 года в Саратове[1][2].
В 1963 году окончил философский факультет МГУ[1][2].
До 1967 года работал младшим научным сотрудником в Институте философии АН СССР[1][2].
В 1970 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Взаимоотношение содержательного и формального в научном познании».
До 1973 года работал редактором-консультантом журнала «Вопросы философии».
В 1973—1978 годах — редактор-консультант журнала «Проблемы мира и социализма».
В 1978—1988 годах — учёный секретарь Президиума АН СССР по общественным наукам.
В 1980—1991 годы — член научных советов АН СССР по философским и социальным проблемам науки и техники, по современным зарубежным идеологическим течениям.
В 1988—1992 годах — заведующий отделом ИНИОН АН СССР, также заведовал редакцией литературы по философии Политиздата.
С 1993 года до самой смерти — старший научный сотрудник Института философии РАН.
Принимал участие в подготовке и издании трудов видных зарубежных и отечественных мыслителей XIX—XX вв., учебных пособий и справочных изданий по философии, социологии и психологии.
В круг научных интересов В. И. Кураева входили:[1]
В свои исследованиях В. И. Кураев исходил из представлений о том, что расчленение познания на содержание и форму являетс одной из наиболее фундаментальных и плодотворных абстракций, сложившихся в истории философии и логики. Понятия содержания и формы мышления явились теми концептуальными средствами, с помощью которых и в которыхрых исторически образовались и устоялись совершенно новые представления (по сравнению с натуралистическими и эмпирическими) о природе познания, особенно науч., его строении и типологии, предпосылках и механизмах складывания нового знания, исходящие из представлений о социальной природе познания и его культурно-исторической обусловленности. Здесь же на широком историко-научом фоне ставятся и анализируются проблемы историзма логической культуры мышления, соотношения относительного и абсолютного, прерывного и непрерывного, объективного и субъективного в познании, природы научных революций, социологии познания и др. В то же время понятия содержания и формы (и производное от них понятие содержательного и формального) являются ключевыми в философском осмыслении всего круга вопросов, порожденных формализацией и математизацией современного научного знания. Упор здесь делается на сложном взаимодействии и взаимодополнении содержательных и формальных методов исследования, при ведущей роли первых, особенностях взаимосвязи формализованных теорий с действительностью, познавательных достоинствах и внутренней ограниченности методов исследования, лежащих в основе формализации научного знания.[1]
В работах В. И. Кураева, посвященных проблеме точности знания, предложена типология видов точности — метрическая, логико-математическая, семантическая и гносеологическая. Выявляется взаимосвязь точности и адекватности в научных теориях, место и роль методов уточнения знания в движении науки к новым результатам.[1]
До 1990-х занимался исследованиями вопросов теории познания, логики и методологии науки. С начала 1990-х круг исследовательских интересов В. И. Кураева сосредотачивается вокруг изучения истории русской теоретико-познавательной мысли, особенностей религиозного опыта и религиозной веры как гносеологического феномена, взаимоотношений веры и знания.[1][2]
Вячеслав Иванович Кураев и его сын протодиакон Андрей Кураев родились в одно и тоже число — 15 февраля.
Кураев, Вячеслав Иванович.