Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Кушнарёв, Христофор Степанович

21-10-2023

Христофор Степанович Кушнарёв
Христофор Степанович Кушнарёв
Имя при рождении

Христофор Степанович Кушнарёв

Полное имя

Христофор Степанович Кушнарёв

Дата рождения

4 июня 1890(1890-06-04)

Место рождения

Симферополь

Дата смерти

25 января 1960(1960-01-25) (69 лет)

Место смерти

Ленинград

Страна

 СССР

Профессии

композитор, музыковед, педагог

Жанры

академическая музыка

Награды

Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1939)
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943).

Христофо́р Степа́нович Кушнарёв (4 июня 1890, Симферополь25 января 1960, Ленинград) — советский композитор, музыковед, педагог, профессор Ленинградской консерватории1939), основатель Ленинградской (Санкт-Петербургской) полифонической школы.[1]

Содержание

Творческая биография

В 1916 году окончил биологическое отделение Петроградского университета.

В 1925 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у профессора А. М. Житомирского.

С 1925 года преподавал в Ленинградской консерватории (с 1939 года — профессор), заведовал кафедрами композиции и полифонии.

В 19441949 годах являлся заведующим Сектором истории и теории музыки АН Арм. ССР.

Научный и педагогический вклад

Христофор Степанович Кушнарёв развил учение о ладе и полифонии, разработал метод комплексного анализа народной музыки.

Особенно велики заслуги Х. С. Кушнарёва в деле изучения армянской народной музыки [2]. Кушнарёв внёс очень весомый вклад в раскрытие глубинной природы армянской монодии. Он тщательно проследил процесс её зарождения и многовекового развития в общем контексте культур других древних народов Ближнего Востока и Закавказья; выявил взаимосвязь и общие стилистические черты различных ветвей армянской монодии, их композиционные особенности и т.д. Работая в Армении, Х. С. Кушнарёв собрал и исследовал большое количество образцов армянской народной музыки [3]

Как педагог, Христофор Степанович Кушнарёв внёс значительный вклад в обновление программ и методов преподавания музыкально-теоретических дисциплин, воспитал плеяду композиторов и музыковедов различных национальных школ Советского Союза.

Некоторые музыкальные произведения

Музыка к драматическим спектаклям:

  • «Завтра» (1937)
  • «Роза и крест» (1937)
  • «Шах-наме» (1939)

Произведения для органа:

  • Пассакалия и фуга (1924)
  • Соната (1925)
  • Пастораль (1926)

Соната для виолончели соло (1932)

Хоры на армянские народные темы (1922—1939)

Музыковедческие труды

  • Кушнарев Х. С., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Государственное музыкальное издательство, Ленинград, 1958.
  • Методическая записка и программа курса полифонии, сост. X. С . Кушнаревым (1927), в сб.: Из истории советского музыкального образования, Л., 1969
  • Кушнарев Х. С., К проблеме анализа музыкального произведения, Советская Музыка, 1934, № 6
  • Кушнарев Х. С., Полифония «строгого письма» и методы ее преподавания на историко-теоретическом и композиторском факультетах" (доклад, прочитанный в Ин-те истории искусств; отдельный оттиск. Л., 1939
  • Кушнарев X. С., О полифонии . Сб. статей, М., 1971
  • Х. С. Кушнарёв — автор статьи «Лад» в БСЭ (2 изд., т. 24, М., 1953).
  • Кушнарев Х. С., Армянская музыка от зарождения до XIX века, в книге: Очерк истории армянской музыки, Ереван, 1963 (на арм. яз.)
  • Об опере А. Степаняна «Лусабацин» («Искусство», 1939).
  • «О книге С. Скребкова „Полифонический анализ“ („СМ“, 1941, № 5).
  • «Намус». Новая постановка оперы Л. Ходжа-Эйнатова» (газ. «Коммунист», 1945, 22 мая).
  • «Монография о Комитасе» («СМ», 1957, № 3).
  • «К новым берегам» (в кн.: Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Л., 1962), «Консерваторские годы» («СМ», 1962, № 9).
  • «Физиологические основы игры на скрипке» (в кн.: X. С. Кушнарев. Статьи. Воспоминания. Материалы. М. — Л., 1967).
  • «К вопросу о закавказских мугамах» (в кн.: X. С. Кушнарев. Статьи. Воспоминания. Материалы. М. — Л., 1967).

X. С. Кушнарёв является редактором большого количества книг и сборников, в том числе:

  • «Этнографический сборник» Комитаса, (Ереван, 1950),
  • «Теоретические основы гармонии» Ю. Тюлина и Н. Привано (М., 1956),
  • «Армянский музыкальный театр» Г. Тигранова (т. I, Ереван, 1956; т. 2. Ереван, 1960),
  • «К вопросу о теории канонической имитации» Е. Корчинского (Л., 1960),
  • «Артикуляция» И. Браудо (Л., 1961),
  • «Основные композиционные закономерности русской народной крестьянской песни» Г. Бершадской (Л., 1961).

Почётные звания

  • Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1939).
  • Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943).

Примечания

  1. Алексей Ходорковский, Христофор Степанович Кушнарев — основатель Ленинградской — Петербургской полифонической школы. (На сайте Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова).
  2. (из статьи А. Ходорковского Христофор Степанович Кушнарев — основатель Ленинградской — Петербургской полифонической школы.
  3. Ереванская школа искусств имени Христофора Кушнаряна.

См. также

Источники

  • X. С. Кушнарёв. Статьи. Воспоминания. Материалы, сост. Ю. Н. Тюлин, М.-Л., 1967.
  • Бершадская Т.С., Человек с большой буквы // Советская музыка. 1990. № 9.
  • Южак К. И., Полифоническая школа Х.С. Кушнарева и традиции Петербургской кон-

серватории // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002. - СПб., 2002.

Литература

Ссылки

Христофор Степанович Кушнарёв в Большой биографической энциклопедии

Кушнарёв, Христофор Степанович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06