07-07-2023
Фриц Ланг | |
Fritz Lang | |
Фриц Ланг (справа) и оператор Курт Курант на съёмках 1929 |
|
Имя при рождении: |
Фридрих Кристиан Антон Ланг |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: |
1919—1960 |
Направление: | |
IMDb: |
ID 0000485 |
Фриц Ланг, полное имя Фридрих Кристиан Антон Ланг (нем. Friedrich Christian Anton Lang; 5 декабря 1890, Вена, Австро-Венгрия — 2 августа 1976, Беверли-Хиллз, Калифорния, США) — немецкий кинорежиссёр, с 1934 года живший и работавший в США. Один из величайших представителей немецкого экспрессионизма, Ланг снял самый крупнобюджетный фильм в истории немого кино («Метрополис», 1927) и предвосхитил эстетику американского нуара («Город ищет убийцу», 1931). Фриц Ланг известен также историями о преступных психиатрах-гипнотизёрах Калигари (работа над сценарием) и Мабузе (режиссура всей трилогии).
Содержание |
Фридрих Кристиан Антон Ланг родился 5 декабря 1890 в Вене в семье архитектора Антона Ланга и его жены Паулы, урождённой Шлезингер. Родители Ланга были выходцами из Моравии, католиками. Мать-еврейка приняла католичество, когда Фрицу было десять лет. Она серьёзно относилась к вере и воспитала сына в традициях католицизма.[1]
После окончания народной и реальной школы Ланг, который с детства занимался рисованием, поступил в 1907 году на архитектурный факультет Высшей технической школы, которую бросил после первого семестра. В 1908 году изучал живопись в Академии графических искусств в Вене, а с 1911 года в Мюнхене — в Школе прикладного искусства (мастерская Юлиуса Дица). В 1913—1914 годах в Париже посещал школу живописи Мориса Дени и Академию Жюлиана.
После начала Первой мировой войны Ланг вернулся в Вену. 12 января 1915 года он записался добровольцем. Участвовал в боях в России, Галиции, Румынии и Италии, был трижды ранен и неоднократно отмечен наградами. В 1918 году после очередного ранения был признан негодным к военной службе и демобилизован в чине лейтенанта.[2]
Ещё в 1916 году в госпитале в Вене Ланг начал писать киносценарии, по которым были сняты такие фильмы, как «Хильда Уоррен и Смерть» Джоэ Мая (Hilde Warren und der Tod, 1917) и «Чума во Флоренции» Отто Рипперта (Die Pest in Florenz, 1919).
В августе 1918 года Ланг познакомился с берлинским кинопродюсером Эрихом Поммером, который пригласил его в качестве штатного сценариста киностудии «Decla».
В 1920 году, работая на фирме «May-Film GmbH», он познакомился с писательницей и сценаристкой Теа фон Харбоу, с которой он сотрудничал до 1933 года. Первая жена Ланга Элизабет Розенталь умерла 25 сентября 1920 года. В качестве причины смерти врач записал в протокол: «несчастный случай, выстрел в грудь». 26 августа 1922 года Ланг и Харбоу сочетались законным браком. Вскоре после свадьбы Ланг получил немецкое гражданство.[3]
Первой самостоятельной режиссёрской работой Ланга стал приключенческий фильм «Харакири» (Harakiri, 1919). Следующие его фильмы развивали романтические и экспрессионистские мотивы. При этом Ланг обычно тяготел к развернутым многочасовым постановкам. «Пауки» (Die Spinnen, 1. Teil — Der Goldene See, 1919; Die Spinnen, 2. Teil — Das Brillantenschiff, 1920) — приключенческая драма о поисках сокровища затерянной цивилизации. «Усталая смерть» (Der Müde Tod, 1921) — философско-лирическая притча о любви, пытающейся победить смерть. «Доктор Мабузе — игрок» (Dr. Mabuse, der Spieler, 1922) — масштабная детективная драма по роману Норберта Жака о сверхпреступнике. «Нибелунги» (Die Nibelungen: Siegfried, 1924; Die Nibelungen: Kriemhilds Rache, 1924) — эпическая фантазия по мотивам древнегерманской саги о Зигфриде. «Метрополис» (Metropolis, 1927) — знаменитая антиутопия, оказавшая огромное влияние на развитие социальной и научной фантастики XX века. «Женщина на Луне» (Frau im Mond, 1929) — первый в мире фильм о космическом полёте, поставленный с учётом научных и технических представлений о возможности такого предприятия.
Первый звуковой фильм Фрица Ланга, детективная трагедия «М» (M, 1931), рассказывает о маньяке-детоубийце, поймать которого пытается не только полиция, но и синдикат преступников. Это один из самых знаменитых фильмов в истории кино. Его последний немецкий фильм, «Завещание доктора Мабузе» (Das Testament des Dr. Mabuse, 1933), был запрещён 29 марта 1933 года цензурой.
20 апреля 1933 года Ланг развелся с Теа фон Харбоу[4] и спустя некоторое время уехал в Париж, где поставил мистико-фантастическую драму «Лилиом» (Liliom, 1934) по пьесе Ференца Мольнара.
1 июня 1934 года он заключил контракт с Метро-Голдвин-Майер и 6 июня покинул Европу.[5]
В Голливуде после ряда отклонённых проектов Ланг начал новый период своей карьеры фильмом «Ярость» (Fury, 1936), своего рода парафразом «М». 14 августа 1939 года Ланг получил американское гражданство.[6]
В 1956 году он впервые посетил ФРГ, обсудил несколько проектов, но без конкретных планов вернулся в Беверли-Хиллз. В конце 1957 года откликнулся на предложение немецкого продюсера Артура Браунера и поставил фильмы «Индийская гробница» (Das Indische Grabmal, 1958) и «Тысяча глаз доктора Мабузе» (Die tausend Augen des Dr. Mabuse, 1960). В 1963 году Ланг сыграл самого себя в фильме Жана-Люка Годара «Презрение» (Le mepris). В 1964 году он был председателем жюри Каннского кинофестиваля.
В 1971 году тайно женился на Лили Латтэ, секретарше, ассистенте, спутнице жизни, с которой познакомился в начале 30-х.[7]
Фриц Ланг умер в Беверли-Хиллз 2 августа 1976 года. Похоронен на Голливудских холмах.
В 2007 году Артём Деменок снял в Германии документальный фильм «Фриц Ланг».
Год | Название | Оригинал | Описание |
---|---|---|---|
1919 | Полукровка | Halbblut | Утерян |
1919 | Властелин любви | Herr der Liebe | Утерян |
1919 | Харакири | Harakiri | По "Мадам Баттерфляй" |
1919 | Пауки. Часть 1: Золотое озеро | Die Spinnen, 1. Teil — Der Goldene See | Приключенческий фильм о послании в бутылке и потерянных сокровищах. Был утерян до 1970-х |
1920 | Пауки. Часть 2: Бриллиантовая лодка | Die Spinnen, 2. Teil — Das Brillantenschiff | |
1920 | Блуждающий образ | Das wandernde Bild | Сохранился не полностью. Мелодрама. |
1921 | Четверо вокруг женщины | Vier um die Frau | Мелодрама |
1921 | Усталая Смерть | Der Müde Tod | Экспрессионистическая история, где Смерть является действующим лицом. |
1922 | Доктор Мабузе, игрок | Dr. Mabuse, der Spieler | 1-й фильм режиссёра о его любимом персонаже, гениальном воре (4 часа) |
1924 | Нибелунги | Die Nibelungen: Siegfried, Die Nibelungen: Kriemhilds Rache | Экранизация классического эпоса |
1927 | Метрополис | Metropolis | Легендарный фильм о мире будущего и женщине-роботе |
1928 | Шпионы | Spione | Шпионский триллер |
1929 | Женщина на Луне | Frau im Mond | Научная фантастика |
1931 | М (Город ищет убийцу) | M | Психологический триллер о маньяке-убийце детей. Первый звуковой фильм режиссёра |
1933 | Завещание доктора Мабузе | Das Testament des Dr. Mabuse | |
1934 | Лилиом | Liliom | Фантазийная сказка о переселении душ. |
1936 | Ярость | Fury | Молодого человека линчуют по ошибке. Он выживает в пожаре и мстит жителям оскорбившего его города |
1937 | Жизнь даётся один раз | You Only Live Once | О трагической любви осужденного преступника и помощницы прокурора. |
1938 | Ты и я | You and Me | О паре преступников |
1940 | Возвращение Фрэнка Джеймса | The Return of Frank James | Вестерн о брате Джесси Джеймса |
1940 | Вестерн-Юнион | Western Union | Вестерн |
1941 | Охота на человека | Man Hunt | Триллер о человеке, за которым охотятся нацисты и Пятая колонна в Британии |
1942 | Moontide | Драма о человеке, который боится, что признался в убийстве, пока был пьян | |
1943 | Палачи тоже умирают! | Hangmen Also Die! | Триллер, вымышленная история обстоятельств того, как нацисты ищут убийцу Гейдриха, а соотечественники его прячут. |
1944 | Министерство страха | Ministry of Fear | Шпионский триллер, экранизация романа Грэма Грина |
1944 | Женщина в окне | The Woman in the Window | Триллер о любви профессора к роковой красотке |
1945 | Улица греха | Scarlet Street | Фильм-нуар о грехопадении простого человека |
1946 | Плащ и кинжал | Cloak and Dagger | Шпионский триллер об операции в Европе во время войны |
1948 | Тайна за дверью | Secret beyond the Door | Психологический триллер на мотив Синей Бороды |
1950 | Дом у реки | House by the River | Триллер о семье, которая живёт в доме над рекой, наводнении и убийстве служанки |
1950 | Американские партизаны на Филиппинах | American Guerrilla in the Philippines | Военный фильм |
1952 | Пресловутое ранчо | Rancho Notorious | Вестерн о поиске героем убийцы любимой девушки |
1952 | Стычка в ночи | Clash by Night | Драма о жизни в небольшом городке |
1953 | Голубая гардения | The Blue Gardenia | Детектив в жанре нуар |
1953 | Сильная жара | The Big Heat | Детектив-нуар о расследовании смерти полицейского |
1954 | — Человеческое желание | Human Desire | Адаптация романа Эмиля Золя |
1955 | Мунфлит | Moonfleet | Готическая мелодрама о Британии XVIII века |
1956 | Пока город спит | While the City Sleeps | Драма |
1956 | За пределами разумного сомнения | Beyond а Reasonable Doubt | Фильм-нуар |
1959 | Бенгальский тигр | Der Tiger von Eschnapur | Приключенческий фильм об Индии |
1959 | Индийская гробница | Das Indische Grabmal | Продолжение предыдущего |
1960 | Тысяча глаз доктора Мабузе | Die Tausend Augen des Dr. Mabuse |
Ланг, Фритц.