13-08-2023
Лебедев Сергей Александрович | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Основные интересы: |
|
Сергей Александрович Лебедев ( 28.06.1940, Свердловск) — российский философ, специалист в области метафилософии, логики и методологии науки, теории познания, истории и философии науки, научного менеджмента, философской антропологии. Доктор философских наук, профессор, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, заслуженный профессор Московского университета[1].
Содержание |
Родился на Урале, в городе Свердловске. В 1957 г. окончил среднюю школу.
1957—1959 гг. — студент Свердловского горного института им. В.В. Вахрушева (факультет горной механики).
1959—1962 гг. — служба в рядах советской армии.
В 1962 г. поступил на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, который закончил с отличием в 1967 г., защитив диплом по кафедре логики.
1967—1969 гг. — преподаватель кафедры философии Московского физико-технического института (г. Долгопрудный Московской области).
1969—1971 гг. — аспирант кафедры диалектического материализма философского факультета МГУ.
1971—1992 гг. — ассистент, старший преподаватель, доцент философского факультета МГУ.
1973 г. — защитил в МГУ кандидатскую диссертацию на тему «Место индукции в научном познании».
1990 г. — защитил в МГУ докторскую диссертацию в форме доклада по совокупности публикаций. Тема «Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного знания».
1992 г. — избран на должность профессора кафедры философии естественных факультетов МГУ.
1993—1996 гг. — заведующий кафедрой социологии, экономики и организации науки Центра социально-гуманитарного образования МГУ.
1996—2000 гг. — заведующий лабораторией организации и управления наукой Института государственного управления и социальных исследований МГУ.
2000—2006 гг. — профессор, заведующий кафедрой философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ (ИППК МГУ).
2006 г. — по настоящее время — профессор кафедры философии ИППК МГУ, а также профессор-совместитель кафедры философии МГТУ им. Н.Э. Баумана.
С 2000 г. важное место в научной и преподавательской деятельности С.А. Лебедева занимает научно-методическое обеспечение и переподготовка преподавателей по новой дисциплине кандидатского минимума «История и философия науки». С 2004 г. по 2011 г. под его общей редакцией и активном участии в качестве автора издано более 20 учебников и учебных пособий по различным разделам философии науки (общие проблемы философии науки, философия естественных наук, философия социальных и гуманитарных наук, философия математики и технических наук, история науки, словарь и краткая энциклопедия по философии науки). Серия учебников по философии науки под ред. С.А. Лебедева была награждена дипломом в номинации «Лучший учебник XXI века» на международной книжной ярмарке в Москве (2006 г.).
Опубликовал более 1000 научных статей и более 40 монографий и учебников по различным разделам философии.
Подготовил 11 кандидатов наук и 2-х докторов наук.
Член редколлегии журнала «Вестник Московского университета», серия 7, «Философия» (с 2001 г.).
Действительный член трёх общественных академий: Международной академии информатизации (с 1995 г.), Международной академии наук высшей школы (с 2005 г.), Международной педагогической академии (с 2005 г.).
Имеет правительственные награды: медаль «За освоение целинных земель» (1958 г.), медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (2002 г.), юбилейный нагрудный знак «250 лет МГУ им. М.В. Ломоносова» (2004 г.).
В последние годы занимается разработкой и легитимизацией новой исследовательской программы — позитивно-диалектической парадигмы эпистемологии и философии науки, основу которой составляет понимание реальной науки как многомерной и диалектически противоречивой системы, а научного познания и его методологии как консенсуальных и социальных по существу (I: 37, 38, 39; II: 9, 10, 16, 24).
В трудах С. А. Лебедева сформулированы, обоснованы и развиты следующие фундаментальные идеи:
1. Предметом философии являются основные способы отношения человека к действительности: онтологическое, познавательное, практическое, коммуникационное, этическое, эстетическое, деятельностное, филотическое, экзистенциальное и др. Каждый из них регулируется соответствующей парой противоположных ценностей: онтологическое — «ничто — нечто», гносеологическое — «истина — ложь»; экзистенциальное — «свобода — несвобода»; эстетическое — «красота — безобразие»; этическое — «добро — зло»; филотическое — «любовь — ненависть»; практическое — «польза — вред»; коммуникационное — «связь — отчуждение»; деятельностное — «деяние — недеяние». Одной из главных задач философии является рациональная рефлексия и конструирование такого содержания универсальных ценностей, которое наиболее полно отвечало бы адаптивным и творческим возможностям человека. (I: 10, 12, 33, 34)
2. Обоснован многомерный и системный характер природы и сущности человека. Основными (необходимыми и достаточными) измерениями человека являются: космическое, биологическое, социальное, культурное, духовное, экзистенциальное. Ни одно из них не сводится к другим и не выводится из них. Многомерный характер природы и сущности человека позволяет ему быть достаточно устойчивой и одновременно чрезвычайно динамичной системой, обладающей огромным адаптивным потенциалом. (I: 27, 30; II: 8, 14)
3. Построена теория механизма и форм взаимосвязи философии и конкретных наук как двух противоположных (по многим семиотическим характеристикам), но вместе с тем дополняющих друг друга видов знания. Взаимосвязь философии и конкретных наук обеспечивается процедурой интерпретации категорий философии в терминах конкретно-научного знания и обратно. Отношение между философией и конкретными науками опосредовано тремя видами интерпретационного знания: философскими основаниями науки, философскими проблемами науки и философией науки как особой областью междисциплинарного знания. Осуществлена реконструкция четырех основных концепций взаимоотношения философии и частных наук: трансценденталистской («философия — наука наук»), позитивистской («наука сама себе философия»), антиинтеракционистской («между философией и наукой не существует отношения внутренней взаимосвязи и детерминации одного другим») и диалектической («философия и наука внутренне взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга»). (I: 15, 16, 20, 22, 23, 24, 28, 29, 31; II: 3, 4, 7, 13, 21)
4. Разработана новая концепция предмета и структуры современной философии науки. В отличие от классической философии науки, предметом которой было в основном исследование научного познания и его отличие от других видов познания и знания, в современной философии науки её предмет понимается гораздо шире. Наряду с онтологическим и эпистемологическим измерениями науки, столь же значимыми в современной философии науки считаются социальное, культурное, практическое и антропологическое измерения научной деятельности. Соответственно, наряду с онтологией и эпистемологией науки важными разделами современной философии науки являются социология науки и научного знания, культурология науки, праксиология науки, аксиология и антропология научной деятельности. Только такое, более широкое понимание предмета и структуры философии науки позволяет создать адекватную модель реальной науки и наиболее полно раскрыть закономерности ее развития. (I: 15, 16, 24, 28, 29, 35; II: 6, 9, 10, 13, 16)
5. Сконструирована 4-х уровневая модель структуры научного знания:
Каждый из уровней научного знания имеет свою собственную онтологию, своё специфическое содержание и потому не сводим и логически не выводим из любого другого уровня. Взаимосвязь между различными уровнями научного знания имеет конструктивно творческий характер и осуществляется с помощью интерпретации (идентификации) значений терминов (символов) одного уровня в терминах других уровней знания. (I: 29, 33, 34, 35; II: 5, 13, 16)
6. Сформулирована и обоснована концепция о консенсуальной природе научной истины и социальном характере субъекта научного познания. Подлинным субъектом реальной науки является не отдельный ученый и не трансцендентальный научный субъект, а дисциплинарное научное сообщество, члены которого связаны между собой единством предмета исследования и разветвлённой сетью когнитивных коммуникаций. Благодаря коллективному характеру субъекта научного познания, истина в науке не только доказывается фактами и теоретическими аргументами, но и утверждается научным сообществом на основе его коллективной когнитивной воли и согласия. (I: 8)
7. Обоснована необходимость введения в структуру современной философии науки такого её важнейшего раздела как праксиология науки. Его предмет — взаимосвязь науки с практикой и экономическими потребностями общества. Одной из центральных задач праксиологии науки является создание общей теории научно-инновационной деятельности. Этот вид деятельности требует для своей успешной реализации особых знаний и умений по опредмечиванию научных знаний, продвижению научных инноваций, их юридическое закрепление в качестве интеллектуальной собственности, проведение маркетинговых исследований по оценке рыночных перспектив научных разработок и т.д. (I: 26, 29, 35, 37; II: 6, 9, 10, 20, 22)
8. На примере индукции показано развитие представлений о методах научного познания в ходе исторического развития науки и философии. В современной философии и науке существуют два различных понимания индукции как метода. Первое - традиционное понимание индукции как движение познающей мысли от частного к общему, от фактов к их обобщениям, от менее общего знания к более общему и даже как движения мысли от эмпирического знания к теоретическому. Второе - в современной математической логике и её применении было разработано понимание индукции как метода определения степени логической зависимости одних высказываний от других. Поскольку гносеологическая проблематика при классическом понимании индукции и при современном понимании индукции - существенно различна, было предложено оформить различие между классическим и современным пониманием индукции с помощью введения терминов «индукция1»(классическое понимание индукции) и «индукция2» (современное понимание индукции).(I: 5, 14, 25; II: 1)
9. Раскрыта гносеологическая специфика структуры технических и технологических наук по сравнению с естественными и социально-гуманитарными науками. Во-первых, строение знания в технических и технологических науках имеет не вертикальную (уровневую), а смешанную (горизонтально-вертикальную) структуру. Во-вторых, важнейшими компонентами в структуре знания в технических и технологических дисциплинах являются не только естественнонаучные, но и социально-гуманитарные знания (экономические, юридические, управленческие, социальные, практические). (I: 19, 29, 35)
10. Осуществлён методологический анализ категории «вероятность». Обоснована правомерность всех основных интерпретаций данного понятия: частотной, логической, диспозиционной и субъективной. Все они полностью соответствуют основным законам исчисления вероятностей. Вместе с тем, ни одна из указанных выше интерпретаций вероятности не является универсальной и применимой во всех контекстах использования понятия «вероятность». В одних контекстах эффективно использовать одну интерпретацию вероятности, в других — другую. (I: 2, 5, 13)
11. Осуществлен логико-методологический анализ понятий «интеллектуальная собственность» и «интеллектуальный капитал», раскрыта их сущность и структура, показана необходимость их глубокой философской рефлексии в силу их большого значения для выработки адекватных представлений не только о функционировании современной экономики, но и о социальной и культурной динамике всего общества. (I: 9, 15, 36; II: 12)
12. Выдвинут ряд новых аргументов для обоснования единства естественнонаучного и социально-гуманитарного знания:
Лебедев, Сергей Александрович.