Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Лебедев, Сергей Александрович

13-08-2023

Лебедев Сергей Александрович
Дата рождения:

28 июня 1940(1940-06-28) (72 года)

Место рождения:

Свердловск, СССР

Гражданство:

РФ

Основные интересы:
  1. предмет и природа философского знания,
  2. структура и закономерности развития науки,
  3. соотношение философии и частных наук,
  4. логика и методология науки,
  5. философские проблемы математики,
  6. концепции современного естествознания,
  7. история и философия науки,
  8. организация и управление наукой,
  9. философская антропология

Сергей Александрович Лебедев ( 28.06.1940, Свердловск) — российский философ, специалист в области метафилософии, логики и методологии науки, теории познания, истории и философии науки, научного менеджмента, философской антропологии. Доктор философских наук, профессор, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, заслуженный профессор Московского университета[1].

Содержание

Биография

Родился на Урале, в городе Свердловске. В 1957 г. окончил среднюю школу.

1957—1959 гг. — студент Свердловского горного института им. В.В. Вахрушева (факультет горной механики).

1959—1962 гг. — служба в рядах советской армии.

В 1962 г. поступил на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, который закончил с отличием в 1967 г., защитив диплом по кафедре логики.

1967—1969 гг. — преподаватель кафедры философии Московского физико-технического института (г. Долгопрудный Московской области).

1969—1971 гг. — аспирант кафедры диалектического материализма философского факультета МГУ.

1971—1992 гг. — ассистент, старший преподаватель, доцент философского факультета МГУ.

1973 г. — защитил в МГУ кандидатскую диссертацию на тему «Место индукции в научном познании».

1990 г. — защитил в МГУ докторскую диссертацию в форме доклада по совокупности публикаций. Тема «Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного знания».

1992 г. — избран на должность профессора кафедры философии естественных факультетов МГУ.

1993—1996 гг. — заведующий кафедрой социологии, экономики и организации науки Центра социально-гуманитарного образования МГУ.

1996—2000 гг. — заведующий лабораторией организации и управления наукой Института государственного управления и социальных исследований МГУ.

2000—2006 гг. — профессор, заведующий кафедрой философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ (ИППК МГУ).

2006 г. — по настоящее время — профессор кафедры философии ИППК МГУ, а также профессор-совместитель кафедры философии МГТУ им. Н.Э. Баумана.

С 2000 г. важное место в научной и преподавательской деятельности С.А. Лебедева занимает научно-методическое обеспечение и переподготовка преподавателей по новой дисциплине кандидатского минимума «История и философия науки». С 2004 г. по 2011 г. под его общей редакцией и активном участии в качестве автора издано более 20 учебников и учебных пособий по различным разделам философии науки (общие проблемы философии науки, философия естественных наук, философия социальных и гуманитарных наук, философия математики и технических наук, история науки, словарь и краткая энциклопедия по философии науки). Серия учебников по философии науки под ред. С.А. Лебедева была награждена дипломом в номинации «Лучший учебник XXI века» на международной книжной ярмарке в Москве (2006 г.).

Опубликовал более 1000 научных статей и более 40 монографий и учебников по различным разделам философии.

Подготовил 11 кандидатов наук и 2-х докторов наук.

Член редколлегии журнала «Вестник Московского университета», серия 7, «Философия» (с 2001 г.).

Действительный член трёх общественных академий: Международной академии информатизации (с 1995 г.), Международной академии наук высшей школы (с 2005 г.), Международной педагогической академии (с 2005 г.).

Имеет правительственные награды: медаль «За освоение целинных земель» (1958 г.), медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), медаль ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (2002 г.), юбилейный нагрудный знак «250 лет МГУ им. М.В. Ломоносова» (2004 г.).

В последние годы занимается разработкой и легитимизацией новой исследовательской программы — позитивно-диалектической парадигмы эпистемологии и философии науки, основу которой составляет понимание реальной науки как многомерной и диалектически противоречивой системы, а научного познания и его методологии как консенсуальных и социальных по существу (I: 37, 38, 39; II: 9, 10, 16, 24).

Основные идеи

В трудах С. А. Лебедева сформулированы, обоснованы и развиты следующие фундаментальные идеи:

1. Предметом философии являются основные способы отношения человека к действительности: онтологическое, познавательное, практическое, коммуникационное, этическое, эстетическое, деятельностное, филотическое, экзистенциальное и др. Каждый из них регулируется соответствующей парой противоположных ценностей: онтологическое — «ничто — нечто», гносеологическое — «истина — ложь»; экзистенциальное — «свобода — несвобода»; эстетическое — «красота — безобразие»; этическое — «добро — зло»; филотическое — «любовь — ненависть»; практическое — «польза — вред»; коммуникационное — «связь — отчуждение»; деятельностное — «деяние — недеяние». Одной из главных задач философии является рациональная рефлексия и конструирование такого содержания универсальных ценностей, которое наиболее полно отвечало бы адаптивным и творческим возможностям человека. (I: 10, 12, 33, 34)

2. Обоснован многомерный и системный характер природы и сущности человека. Основными (необходимыми и достаточными) измерениями человека являются: космическое, биологическое, социальное, культурное, духовное, экзистенциальное. Ни одно из них не сводится к другим и не выводится из них. Многомерный характер природы и сущности человека позволяет ему быть достаточно устойчивой и одновременно чрезвычайно динамичной системой, обладающей огромным адаптивным потенциалом. (I: 27, 30; II: 8, 14)

3. Построена теория механизма и форм взаимосвязи философии и конкретных наук как двух противоположных (по многим семиотическим характеристикам), но вместе с тем дополняющих друг друга видов знания. Взаимосвязь философии и конкретных наук обеспечивается процедурой интерпретации категорий философии в терминах конкретно-научного знания и обратно. Отношение между философией и конкретными науками опосредовано тремя видами интерпретационного знания: философскими основаниями науки, философскими проблемами науки и философией науки как особой областью междисциплинарного знания. Осуществлена реконструкция четырех основных концепций взаимоотношения философии и частных наук: трансценденталистской («философия — наука наук»), позитивистской («наука сама себе философия»), антиинтеракционистской («между философией и наукой не существует отношения внутренней взаимосвязи и детерминации одного другим») и диалектической («философия и наука внутренне взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга»). (I: 15, 16, 20, 22, 23, 24, 28, 29, 31; II: 3, 4, 7, 13, 21)

4. Разработана новая концепция предмета и структуры современной философии науки. В отличие от классической философии науки, предметом которой было в основном исследование научного познания и его отличие от других видов познания и знания, в современной философии науки её предмет понимается гораздо шире. Наряду с онтологическим и эпистемологическим измерениями науки, столь же значимыми в современной философии науки считаются социальное, культурное, практическое и антропологическое измерения научной деятельности. Соответственно, наряду с онтологией и эпистемологией науки важными разделами современной философии науки являются социология науки и научного знания, культурология науки, праксиология науки, аксиология и антропология научной деятельности. Только такое, более широкое понимание предмета и структуры философии науки позволяет создать адекватную модель реальной науки и наиболее полно раскрыть закономерности ее развития. (I: 15, 16, 24, 28, 29, 35; II: 6, 9, 10, 13, 16)

5. Сконструирована 4-х уровневая модель структуры научного знания:

— чувственный уровень научного знания (данные наблюдения и эксперимента),
— эмпирический уровень научного знания (факты и эмпирические обобщения),
— теоретический уровень научного знания (научная теория),
— метатеоретический уровень научного знания (состоит из двух подуровней: общенаучного знания и философских оснований определённой науки).

Каждый из уровней научного знания имеет свою собственную онтологию, своё специфическое содержание и потому не сводим и логически не выводим из любого другого уровня. Взаимосвязь между различными уровнями научного знания имеет конструктивно творческий характер и осуществляется с помощью интерпретации (идентификации) значений терминов (символов) одного уровня в терминах других уровней знания. (I: 29, 33, 34, 35; II: 5, 13, 16)

6. Сформулирована и обоснована концепция о консенсуальной природе научной истины и социальном характере субъекта научного познания. Подлинным субъектом реальной науки является не отдельный ученый и не трансцендентальный научный субъект, а дисциплинарное научное сообщество, члены которого связаны между собой единством предмета исследования и разветвлённой сетью когнитивных коммуникаций. Благодаря коллективному характеру субъекта научного познания, истина в науке не только доказывается фактами и теоретическими аргументами, но и утверждается научным сообществом на основе его коллективной когнитивной воли и согласия. (I: 8)

7. Обоснована необходимость введения в структуру современной философии науки такого её важнейшего раздела как праксиология науки. Его предмет — взаимосвязь науки с практикой и экономическими потребностями общества. Одной из центральных задач праксиологии науки является создание общей теории научно-инновационной деятельности. Этот вид деятельности требует для своей успешной реализации особых знаний и умений по опредмечиванию научных знаний, продвижению научных инноваций, их юридическое закрепление в качестве интеллектуальной собственности, проведение маркетинговых исследований по оценке рыночных перспектив научных разработок и т.д. (I: 26, 29, 35, 37; II: 6, 9, 10, 20, 22)

8. На примере индукции показано развитие представлений о методах научного познания в ходе исторического развития науки и философии. В современной философии и науке существуют два различных понимания индукции как метода. Первое - традиционное понимание индукции как движение познающей мысли от частного к общему, от фактов к их обобщениям, от менее общего знания к более общему и даже как движения мысли от эмпирического знания к теоретическому. Второе - в современной математической логике и её применении было разработано понимание индукции как метода определения степени логической зависимости одних высказываний от других. Поскольку гносеологическая проблематика при классическом понимании индукции и при современном понимании индукции - существенно различна, было предложено оформить различие между классическим и современным пониманием индукции с помощью введения терминов «индукция1»(классическое понимание индукции) и «индукция2» (современное понимание индукции).(I: 5, 14, 25; II: 1)

9. Раскрыта гносеологическая специфика структуры технических и технологических наук по сравнению с естественными и социально-гуманитарными науками. Во-первых, строение знания в технических и технологических науках имеет не вертикальную (уровневую), а смешанную (горизонтально-вертикальную) структуру. Во-вторых, важнейшими компонентами в структуре знания в технических и технологических дисциплинах являются не только естественнонаучные, но и социально-гуманитарные знания (экономические, юридические, управленческие, социальные, практические). (I: 19, 29, 35)

10. Осуществлён методологический анализ категории «вероятность». Обоснована правомерность всех основных интерпретаций данного понятия: частотной, логической, диспозиционной и субъективной. Все они полностью соответствуют основным законам исчисления вероятностей. Вместе с тем, ни одна из указанных выше интерпретаций вероятности не является универсальной и применимой во всех контекстах использования понятия «вероятность». В одних контекстах эффективно использовать одну интерпретацию вероятности, в других — другую. (I: 2, 5, 13)

11. Осуществлен логико-методологический анализ понятий «интеллектуальная собственность» и «интеллектуальный капитал», раскрыта их сущность и структура, показана необходимость их глубокой философской рефлексии в силу их большого значения для выработки адекватных представлений не только о функционировании современной экономики, но и о социальной и культурной динамике всего общества. (I: 9, 15, 36; II: 12)

12. Выдвинут ряд новых аргументов для обоснования единства естественнонаучного и социально-гуманитарного знания:

— не только социально-гуманитарное, но и естественнонаучное знание имеет субъект-объектный характер;
— не только социально-гуманитарное, но и естественнонаучное знание (как теоретическое, так и эмпирическое) имеет конструктивную природу и является результатом когнитивного творчества ученых, а не только отражения объекта;
— не только социально-гуманитарное, но и естественнонаучное знание имеют относительный и консенсуальный характер своей истинности, определенности и обоснованности;
— не только социально-гуманитарное, но и естественнонаучное знание имеет ценностные основания и гуманитарное (в частности, антропологическое и этическое) измерение;
— не только социально-гуманитарное, но и естественнонаучное знание имеет социальную природу и исторически изменчивый характер;
— не только в социально-гуманитарных, но и в естественных науках имеет место теоретический плюрализм и диалектический характер развития, характеризующийся научными революциями;
— не только социально-гуманитарные, но и естественные науки имеют своим фундаментом некие философские основания;
— не только естествознание, но и многие современные социальные и гуманитарные науки опираются на систематические наблюдения и эксперимент в процессе производства нового знания и используют их в качестве важного критерия истинности своих концепций (экономика, социология, психология, психиатрия, языкознание, антропология, искусствознание и т.д.);
— не только естественные, но и многие современные социальные и гуманитарные науки используют количественные методы и математические модели в качестве средств познания (экономика, социология, психология, искусствознание, медицина, история, лингвистика и т.д.). (I: 25; II: 14, 23)

Основные сочинения

I. Монографии и учебники

  1. Лебедев С. А., Купцов В. И., Борзенков В. Г., Панин А. В. и др. Философия и наука. — М.: Издательство Московского Университета, 1973. — 231 с. — 6700 экз.
  2. Лебедев С. А., Борзенков В. Г. Основные философские проблемы современного естествознания. — М.: Издательство Московского Университета, 1975. — 149 с. — 2500 экз.
  3. Lebedev S., Kupszov V., Borzenkov V. Filozofia a nauka. — Warszawa, 1976. — 257 с.
  4. Lebedev S. A., Kouptcov V.I., Borzenkov V. G., Kotine S., Terekhov M. La philosophie et la science. — Moskou: Du Progres, 1979. — 317 с. — 3320 экз.
  5. Лебедев С. А. Индукция как метод научного познания. — М.: Издательство Московского Университета, 1980. — 192 с. — 3030 экз.
  6. Lebedev S., Kouptcov V., Borzenkov V., Kotine S. ФIΛОZОФIА КАI EПIΣTHMH. — ΑθΗΝΑ: GUTENBERG, 1984. — 218 с.
  7. Наука России на пороге XXI века: проблема организации и управления / Под ред. С. А. Лебедева. — М.: Университетский гуманитарный лицей, 2000. — 308 с. — 200 экз. — ISBN 5-88378-043-0
  8. Лебедев С. А. и др. Социология науки. Хрестоматия. — Курьер российской академической науки и высшей школы http://www.courier-edu.com., 2000.
  9. Лебедев С. А., Бромберг Г. В., Розов Б. С. Интеллектуальная собственность. Вводный курс. — М.: Макс-Пресс, 2002. — 140 с. — 100 экз. — ISBN 5-317-00402-0
  10. Философия: проблемный курс / Под ред. С. А. Лебедева. — М.: ИПЦ Глобус, 2002. — 479 с. — 500 экз. — ISBN 5-8155-0149-2
  11. Концепции современного естествознания: философское осмысление / Под ред. С. А. Лебедева. — М.-Владикавказ: Иристон, 2003. — 328 с. — 500 экз. — ISBN 5-8336-0319-6
  12. Философия. Университетский курс / Под ред. С. А. Лебедева. — М.: Фаир-Пресс, 2003. — 528 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8183-0692-5
  13. Философия современного естествознания / Под ред. С. А. Лебедева. — М.: Фаир-Пресс, 2004. — 304 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8183-07-30-1
  14. Лебедев С. А. Философия науки. Словарь основных терминов. — 1-е изд., 2-е изд.. — М.: Академический проект, 2004, 2006. — 320, 317 с. — 2 000  2 000 экз. — ISBN 978-5-8291-0338-5, 5-8291-0720-1
  15. Философия науки. Общий курс / Под ред. С. А. Лебедева. — 1-е изд. - 6-е изд.. — М.: Академический проект, 2004 - 2010. — 736 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8291-0447-4, 5-92358-12-4
  16. Основы философии науки / Под ред. С. А. Лебедева. — М.: Академический проект, 2005. — 544 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8291-0550-0, 5-88687-164-0
  17. Философская антропология / Под ред. С. А. Лебедева. — М.: Академкнига, 2005. — 424 с. — 1000 экз. — ISBN 5-94628-234-4
  18. Лебедев С. А. Структура научного знания. — СПб.: СПбГУП, 2006. — 40 с. — (Избранные лекции университета). — 1000 экз. — ISBN 5-7621-0350-1
  19. Философия математики и технических наук / Под ред. С. А. Лебедева. — М.: Академический проект, 2006. — 784 с. — (Gaudeamus). — 3000 экз. — ISBN 5-8291-0748-1
  20. Философия естественных наук / Под ред. С. А. Лебедева. — М.: Академический проект, 2006. — 560 с. — (Gaudeamus). — 3000 экз. — ISBN 5-8291-0673-6, 5-902357-42-Х
  21. Философия социальных и гуманитарных наук / Под ред. С. А. Лебедева. — 1-е изд., 2-е изд. — М.: Академический проект, 2006, 2008. — 736 с. — (Gaudeamus). — 3000 экз. — ISBN 978-5-8291-0918-9
  22. Лебедев С. А., Ильин В. В., Лазарев Ф. В., Лесков Л. В. Введение в историю и философию науки. — 1-е изд, 2-е изд. — М.: Академический проект, 2006, 2007. — 168 с. — (Gaudeamus). — 3000 экз. — ISBN 978-5-8291-0840-3
  23. Концепции современного естествознания / Под ред. С. А. Лебедева. — М.: Академический проект, 2007. — 407 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8291-0826-7
  24. История и философия науки / Под ред. С. А. Лебедева. — М.: Академический проект, 2007. — 608 с. — (Gaudeamus). — 3000 экз. — ISBN 978-5-8291-0839-7, 978-5-902766-37-7
  25. Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). — М.: Академический проект, 2008. — 692 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-8291-0911-0
  26. Философия науки. Наука как инновационная деятельность / Под ред. С. А. Лебедева. — Уфа: Академия ВЭГУ, 2009. — 490 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-87865-446-7
  27. Лебедев С. А., Лазарев Ф. В. Многомерный человек. Онтология и методология исследования. — М.: МГУ, 2010. — 96 с. — 750 экз. — ISBN 978-5-211-05803-3
  28. Лебедев С. А., Рубочкин В. А. История и философия науки. — М.: Издательство Московского университета, 2010. — 200 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-211-05575-9
  29. Лебедев С. А. Современная философия науки. Дидактические схемы и словарь. — М.-Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2010. — 384 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9770-0105-2, 978-5-89395-825-6
  30. Философская антропология. Человек многомерный / Под ред. С. А. Лебедева. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 350 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-238-01852-2,
  31. Концепции современного естествознания / Под ред. С. А. Лебедева. — М.: Юрайт, 2011. — 358 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-9916-1199-2
  32. Лебедев С. А., Рубочкин В. А. История науки. Философско-методологический анализ. — М.-Воронеж: МПСИ, МОДЭК, 2011. — 332 с. — (Библиотека студента). — 3000 экз. — ISBN 978-5-9770-0626-2, 978-5-9636-0031-4
  33. Философия / Под ред. С. А. Лебедева. — М.: ЭКСМО, 2011. — 528 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-43492-3
  34. Лебедев С. А., Ильин В. В. Философия. Курс лекций. — М.: ЭКСМО, 2011. — 336 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-43495-4
  35. Лебедев С. А. Философия науки. — М.: Юрайт, 2011. — 288 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-0916-1031-5
  36. Лебедев С. А. Философия науки. Терминологический словарь. — М.: Академический проект, 2011. — 269 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-8291-1194-6
  37. Лебедев С. А., Ковылин Ю. А. Философия научно-инновационной деятельности. — М.: Академический проект, Парадигма, 2012. — 182 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8291-1359-9, 978-5-902833-24-6
  38. Лебедев С., Коськов С. Философия науки и конвенционализм. — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. — 184 с. — ISBN 13-978-3-8484-3008-6, 10-3848430088
  39. Лебедев С. А. Философия науки. Общие проблемы. — М.: Издательство Московского Университета, 2012. — 336 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-211-06305-1

II. Статьи в ведущих журналах

  1. Лебедев С. А. Роль индукции в процессе функционирования современного научного знания // Вопросы философии. — 1980. — № 6.
  2. Лебедев С. А. Критика гипотетико-дедуктивной модели научного познания // Вестник Московского университета, серия 7 "Философия". — 1982. — № 5.
  3. Лебедев С. А. Механизм и формы взаимосвязи философского и конкретно-научного знания // Вестник Московского университета, серия 7 "Философия". — 1992. — № 3.
  4. Лебедев С. А. Философия в курсе КСЕ // Высшее образование в России. — 2003. — № 4. — С. 104—115.
  5. Лебедев С. А. Структура научного знания // Философские науки. — 2005. — № 10, 11.
  6. Лебедев С. А. Предмет и структура современной философии науки // Вестник Московского университета, серия 7 "Философия". — 2009. — № 1. — С. 3—25. — 0130-0091.
  7. Лебедев С. А. История философии науки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2009. — № 1. — С. 5—66. — 2072—2516.
  8. Лебедев С. А. Человек многомерный // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2009. — № 2. — С. 23—53. — 2072—2516.
  9. Лебедев С. А. Структура современной философии науки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2009. — № 4. — С. 7—20. — 2072—2516.
  10. Лебедев С. А. Философские измерения науки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2010. — № 1. — С. 17—36. — 2072—2516.
  11. Лебедев С. А. Единство естественно-научного и социально-гуманитарного знания // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2010. — № 2. — С. 5—10. — 2072—2516.
  12. Лебедев С. А. Логико-методологический анализ понятия «интеллектуальный капитал» // Вестник Московского университета, серия 7 "Философия". — 2010. — № 1. — С. 15—25. — 0130—0091.
  13. Лебедев С. А. Уровни научного знания // Вопросы философии. — 2010. — № 1. — С. 62—75.
  14. Лебедев С. А. Онтология человека // Человек. — 2010. — № 1.
  15. Лебедев С. А. Онтология науки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2010. — № 3. — С. 5—26. — 2072—2516.
  16. Лебедев С. А. Структура науки // Вестник Московского университета, серия 7 "Философия". — 2010. — № 3.
  17. Лебедев С. А. Социальная природа и инновационный характер современной науки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2010. — № 4. — С. 5—13. — 2072—2516.
  18. Лебедев С. А., Панченко А. И. Ноосферная онтология науки // Человек. — 2010. — № 5.
  19. Лебедев С. А., Обсуждение книги «Энциклопедия эпистемологии и философии науки» (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. — 2010. — № 11. — С. 3—24.
  20. Лебедев С. А., Ковылин Ю. А. Инновационный характер современной науки и место России в её глобальной структуре // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2011. — № 1. — С. 7—19. — 2072—2516.
  21. Лебедев С. А. Научная картина мира в её развитии // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2011. — № 2. — С. 7—27. — 2072—2516.
  22. Лебедев С. А. О стратегии развитии научно-технического потенциала современной России // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2011. — № 3. — С. 7—25. — 2072—2516.
  23. Лебедев С. А. Наука в глобальном мире // Общество. Государство. Политика. — 2011. — № 2.
  24. Лебедев С. А. Праксиология науки // Вопросы философии. — 2012. — № 4. — С. 52—63.

Примечания

  1. Заслуженные профессора Московского университета (2004).

Ссылки

  • Биографическая энциклопедия «Биография.ру»
  • Алексеев П. В. Лебедев Сергей Александрович // Философы России XIX—XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 4-е изд. — М.-Воронеж: Академический проект, 2002. — С. 540—541. — 5000 экз. — ISBN 5-8291-0148-3
  • Антонов В. И. Философ и методолог науки, педагог, личность (профессор МГУ С. А. Лебедев) // Общество. Государство. Политика. — 2011. — № 4(18). — С. 82—91.

Лебедев, Сергей Александрович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06