Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Левинас, Эммануэль

23-09-2023

Эммануэль Левинас
Emmanuel Lévinas

Эммануэль Левинас
Имя при рождении:

Эммануил Иезехиилович Левин

Дата рождения:

30 декабря (12 января) 1906(1906-01-12)

Место рождения:

Каунас

Дата смерти:

25 декабря 1995(1995-12-25) (89 лет)

Место смерти:

Париж

Оказавшие влияние:

Гуссерль, Хайдеггер, Бубер, Розенцвейг

Эммануэ́ль Левина́с (фр. Emmanuel Lévinas; 30 декабря 1905 (12 января 1906), Ковно — 25 декабря 1995, Париж) — французский философ.

Содержание

Биография

При рождении носил имя Эммануил Иезехиилович Левин. Родился в еврейской семье владельца книжного магазина Иехиела Левина и его жены Двейры Гурвич в Ковно (впоследствии Литва), где получил воспитание в традиции иудаизма.[1][2][3][4][5] У него было два младших брата: Борис (род. 1909) и Аминодов (род. 1913).[6] Соседями по дому, в котором родился Левинас, были Хаим и Хая-Лина Вольпе — дедушка и бабушка его будущей жены Раисы Леви, с которой он был знаком уже в раннем детстве.[7] В быту помимо идиша в семье пользовались также русским языком[8][9][10][11], до конца жизни философ говорил с женой Раисой по-русски. Учился в гимназии на русском языке (в 1915—1920 годах в Харькове, куда ряд еврейских семей были высланы с началом Первой мировой войны, затем вновь в еврейской гимназии в Каунасе в 1920—1923 годах, где преподавание велось на иврите и русском языке), был хорошо знаком с русской литературой и философией, в юности писал стихи на русском языке (сохранилось только одно стихотворение). С детства изучал классический и современный иврит[12].

После получения Литвой независимости его фамилия была литуанизирована: Levinas. В 1923 г. эмигрировал во Францию. Философию изучать начал в 1924 г. в Страсбургском Университете. Во время учёбы в университете произошло знакомство Левинаса с Морисом Бланшо, положившее начало их долгой дружбе. В 1928 приступил к изучению феноменологии во Фрайбургском Университете под руководством Эдмунда Гуссерля. Там же, во Фрайбурге посещал семинары Мартина Хайдеггера. С 1930 вновь во Франции, в 1932 году женился на Раисе Леви.

В 1939 г. мобилизован в связи с началом Второй мировой войны. Был взят в плен (1940) и содержался в шталаге XI-B (Фалингбостель) на территории Нижней Саксонии; пленные французские офицеры еврейского происхождения не подлежали уничтожению и в лагере специфическим притеснениям почти не подвергались. Семья Левинаса погибла во время Холокоста в Литве: отец и оба брата были расстреляны в первые дни оккупации Каунаса, а мать была отправлена в каунасское гетто, ликвидированное к 1944 г.[13] Жена и дочь Левинаса скрывались от депортации в Париже; тёща — Амелия Фрида Леви — была депортирована и погибла в концентрационном лагере. В 1945 г. Левинас был освобождён американцами и вернулся в Париж.

Был профессором университетов в Пуатье (1961—1967), Нантере (1967—1973), а также в Сорбонне (1973—1976).

Скончался 25 декабря 1995 г. в Париже. Надгробную речь над ним, по желанию самого Левинаса, говорил Жак Деррида.

Сын — Микаэль Левинас (Michaël Levinas, род. 1949), композитор и музыковед; его жена — музыковед Даниэль Коэн (Danielle Cohen-Levinas). Дочь — педиатр Симона Хансель, замужем за математиком, информатиком и исследователем иудаики Жоржем Ханселем.[14]

Философия

Философские воззрения Левинаса формировались под влиянием феноменологии Гуссерля и фундаментальной онтологии Хайдеггера, а также диалогизма Мартина Бубера и, главным образом, Франца Розенцвейга, в значительной мере определившего стиль мышления «зрелого» Левинаса.

Влияние Хайдеггера и Гуссерля наиболее явственно отразилось в ранних работах Левинаса: «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля» (1930), «От существования к существующему» (1947), «Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером» (1949). Вместе с тем, ещё в 1948 увидела свет книга «Время и Другой», в которой Левинас впервые излагает собственную философскую концепцию, включающую в себя критическую рецепцию влияний. Так, собственная позиция Левинаса уточняется в развернутом на страницах книги споре с Хайдеггером и доминировавшим в интеллектуальном климате Франции экзистенциализмом. Ключевые интенции мышления Левинаса, впервые артикулированные во «Времени и Другом», получают дальнейшее развитие в его трудах «Тотальность и Бесконечное. Эссе на тему экстериорности» (1961), «Гуманизм другого человека» (1973), «Инобытие, или по другую сторону сущности» (1974), «Диахрония и репрезентация» (1983), и др.

При очевидной проблематичности тематизации философского наследия Левинаса (однозначно идентифицировать его с тем или иным интеллектуальным направлением невозможно по ряду причин), проблемное поле его философии может быть эксплицировано с достаточной определенностью. В центре внимания Левинаса — этическая проблематика, артикулированная посредством парадигмальной фигуры Другого. В ситуации кризиса классической метафизики в целом, и классического субъекта — в частности, самотождественность Я, понимавшаяся ранее, имплицитно или эксплицитно, как единство Я эмпирического и Я трансцендентального, не выдерживает испытания на прочность и более не может служить гарантом идентичности субъекта. Представления о трансцендентальном сознании, питавшие философию вплоть до феноменологического проекта Гуссерля, показывает Левинас, иллюзорны. Единственная, по его мысли, возможная форма трансцендентального — диалог. Таким образом, Другой для меня — единственный мыслимый гарант моего Я.

Русская библиография

  • Левинас, Э. Время и другой = Le temps et l’autre; Гуманизм другого человека = Humanisme de l’autre homme / Пер. с фр. А. В. Парибка. — СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998.
  • Левинас, Э. От существования к существующему // Культурология XX века.-М.,1998.-№ 11.- С.185-204.
  • Левинас, Э. Избранное: Трудная свобода / Пер. с фр. — М.: РОССПЭН, 2004.
  • Левинас, Э. Избранное: Тотальность и бесконечное / Пер. И. С. Вдовиной, Б. В. Дубина. — М.; СПб.: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000.
  • Левинас, Э. Путь к Другому / Пер. Е. Бахтиной. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. — 240 с.
  • Левинас, Э. Три статьи о еврейском образовании / Пер. с фр. Е. Кушнера и А. Львова // Новая еврейская школа. — 1999. — № 4.

Литература

  • Вдовина И. С. Э. Левинас и Э.Гуссерль // История философии № 10 М., 2003. С.101-115.
  • Ямпольская А. В. Идея бесконечного у Левинаса и Койре // Вопросы философии № 8 2009. С. 125—134.
  • Ямпольская А. В. Эмманюэль Левинас: философия и биография. — К.: Дух і літера, 2011. — 376 с. — ISBN 978-966-378-231-7

Примечания

  1. Dveira Leviniene: mère d'Emmanuel Levinas
  2. Двейра Левина (Гурвич)
  3. Иехиел Левин
  4. Phenomenology world-wide (стр. 410)
  5. Etica filosofica de Emmanuel Levinas en obra Totalidad e infinito
  6. Борис и Аминодов Левины
  7. Salomon Malka «Emmanuel Lévinas: eine Biographie»
  8. Soloveitchik and Levinas: pathways to the other
  9. Некролог в The New York Times: «Born in Kaunas, Lithuania, of Jewish parents who spoke both Yiddish and Russian at home»
  10. Levinas: a guide for the perplexed (стр. 9)
  11. Emmanuel Levinas (Interview): «…being Jewish we spoke Yiddish, so I had a good grounding in German».
  12. Интерьвью с Э. Левинасом: «I learnt Hebrew and biblical texts, and studied modern Hebrew from my childhood. From the age of 6 we had a special teacher for this purpose».
  13. The Cambridge Companion to Levinas
  14. Georges Hansel

Ссылки

  • Emmanuel Levinas Russian WebPage
  • An Online Primary and Secondary Bibliography By the Dutch Levinas Society in cooperation with The University for Humanistics in Utrecht. Under supervision of Prof. dr. Joachim Duyndam.
  • http://filosof.historic.ru/books/a0000_4.shtml
  • Сочинения Э. Левинаса на русском языке
  • Левинас Эмманюэль. Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012. Проверено 1 декабря 2011.

Левинас, Эммануэль.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06