Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Ледоход

23-10-2023

Весна в Западной Сибири. Ледоход на реке Томь, 2010 год.

Ледохо́д — движение льдин и ледяных полей на реках и озёрах под действием течения или ветра. В период замерзания обычен осенний ледоход, образовавшийся от смерзания ледяного сала, снежуры́ и шуги́ на малых и средних реках со слабым течением. Такие льдины образовываются из так называемого шугово́го льда (шуговых венков и ковров) и оторвавшихся за́берегов на больших реках.

Осенний ледоход и переход его в ледостав сопровождается зажорами. В период вскрытия наблюдается весенний ледоход, который образуется из обломков ледяного покрова, взламываемого силой течения.

На больших реках весенний ледоход как правило сопровождается заторами. На больших озёрах ледоход определяется дрейфом льда после вскрытия, вызываемом ветрами и волнениями зеркала водоёмов.


Для ослабления заторов в расчётных участках напряжённого ледообразования в русле применялась взрывчатка, оперативно доставляемая авиацией МЧС. 29 апреля 2010 года.
Катастрофическое разрушение берега во время ледохода 2010 года.
Полевой штаб МЧС на Коларовской горе по оперативному реагированию на ход льда по реке Томь, Западная Сибирь. 29 апреля 2010 года.

Содержание

Общая информация

Аномально сложное прохождение ледохода 29 апреля 2010 года на реке Томь в Западной Сибири.
Начало ледохода в черте города Томска. В береговой зоне начинается торошение льда, в русле лёд почти неподвижен. 29 апреля 2010 год.
Ледоход на Эльбе, Дрезден, 2006 год.

Основной характеристикой, как отмечает Р. В. Донченко[1], является густота ледохода, то есть отношение площади льдин к площади водной поверхности. Произведение густоты ледохода на долю ширины реки, занятой льдом, называется коэффициентом ледохода. Этот показатель характеризует степень покрытия ледяными образованиями водной поверхности реки. Так, при однородном распределении льда по ширине реки этот коэффициент равен его густоте, которая оценивается в баллах по 11-балльной шкале. Нуль баллов — река полностью свободна от льдин, 11 баллов, соответственно, — река сплошь покрыта движущимся льдом.

На озёрах различаются три категории ледохода: редкий, при коэффициента менее 0.3; средний — при коэффициенте до 0.6 и густой — при коэффициенте более 0.7.

Интенсивность и характер движения льда зависит от погодных условий, календарного времени замерзания или вскрытия, гидравлических характеристик водного потока и строения русла реки. Количество льда, проходящее через поперечное сечение потока, называется расходом льда. Эта величина используется гидрологами для расчётов стока льда за сутки и за весь период ледохода.

Продолжительность весеннего ледохода колеблется в зависимости от ландшафтно-климатических условий. Так, на реках районов с суровым континентальным климатом она может составлять не более недели, а более мягких климатических условиях ледоход может продолжаться несколько недель.

Различия в сроках весеннего ледохода на реках северных и южных районов Восточной Европы и Северной Америки достигает трёх месяцев, а на реках Западной и Восточной Сибири — 1,5 — 2 месяца.

Сложная ледовая обстановка зимой-весной 2010 года на реке Томь

Осенью 2009 г. по уже замёрзшей р. Томи в Западной Сибири неожиданно пошли потоки воды с её верховьев. Началось вторичное ледообразование, после чего верхний, новый, «этаж» льда тут же взломался и начался ледоход по уже перекрытой льдом реке. С наступлением ещё больших морозов, в начале декабря, весь этот «двухэтажный» лёд замёрз в виде своеобразной ледяной брекчии, состоящей из обломков крупных льдин, спаянных замёрзшей шугой и снежурой. В некоторых местах толщина ледяных пробок на реке превышала 6 м. Более месяца температуры воздуха были ниже −30 °C, снега в районе г. Томска также выпало за всю затянувшуюся необычно холодную зиму больше среднемноголетней нормы. Жители города и окрестных населённых пунктов с тревогой ждали начала ледохода, были опасения, что уровень половодья превысит максимально допустимый (контролирующийся вдольбереговой дамбой), и большая часть города и приречных деревень будет затоплена[2]. За счёт неминуемых зажоров в зоны полного затопления могли попасть и посёлки в устьях малых рек.

Впервые за последние десятилетия в областной комиссии по ЧС был создан постоянно функционирующий научный экспертный совет для разработки моделей возможных прохождений ледохода и характера половодья.

«Ведь катастрофа тем трагичнее, чем она неожиданнее, но ведь мы как нормальные люди к ней готовимся. Кстати, я не предполагаю, что у нас будет такая высокая вода, у нас есть дамба, которая постоянно проверяется, но мы должны быть готовы и к худшему, чтобы у нас не получился Новый Орлеан.

Кроме подъёма уровня воды в Томи, немаловажная проблема — и сам ледоход. Огромные глыбы льда способны снести всё, что находится вдоль берега. Ледяные пробки 6-8 метров в высоту — если они пойдут по пойме или поднимутся по террасе, то срежут всё на своём пути, вот как было на Ангаре. Так у нас-то они больше могут быть.

С января работы на льду ведутся постоянно. На основании данных составляются карты возможных зон подтопления. Информация на них обновляется ежедневно, и теперь узнать её может любой житель города и области…»[3]

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Донченко Р. В. Ледоход. — Гляциологический словарь / Ред В. М. Котляков. Л.: Гидрометеоиздат, 1984. С. 234—235.
  2. Виктор Фефелов. Томский потоп-2010: будет или не будет? // «Выходной» (Приложение к областной газете «Красное знамя», Томск), 27 марта 2010года.
  3. «Вести-Томск» :: ВЕСТИ-ТОМСК :: Происшествия

Ледоход.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06