Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
(СПбГМТУ) |
|
Оригинальное название |
Ленинградский кораблестроительный институт
|
Прежние названия |
Ленинградский кораблестроительный институт (1930—1990)
Ленинградский государственный морской технический университет (1990—1992)
|
Год основания |
1930
|
Ректор |
К. П. Борисенко
|
Расположение |
Россия,
Санкт-Петербург
|
Юридический адрес |
190008, Санкт-Петербург, Лоцманская улица, 3
|
Сайт |
www.smtu.ru
|
(O) (Я)59.918056, 30.276111
Санкт-Петербу́ргский госуда́рственный морско́й техни́ческий университе́т (до 1990 года — Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт (неофициально — Корабелка), в 1990—1992 годах — Ленинградский государственный морской технический университет) — единственный в России вуз, который на трех основных факультетах готовит морских инженеров-специалистов мирового класса по проектированию, постройке и технической эксплуатации морских судов, боевых надводных кораблей и подводных лодок, технических средств обеспечения разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне.
История
В феврале 1899 года император Николай Второй дал соизволение на устройство в составе Политехнического института отдела Судостроения. Таким образом, начало СПбГМТУ положил созданный кораблестроительный отдел (позже — факультет) Политехнического института. По проекту института кораблестроительный отдел должен был выпускать морских инженеров, подготовленных как для постройки корпусов, так и механизмов судов, главным образом — коммерческих.
После начала работы кораблестроительного отделения конкурс на эту специальность был самым высоким в Политехническом Институте и оставался таковым в течение нескольких лет.
Комплект студентов на кораблестроительном факультете был установлен в 24 человека на каждом курсе. Первым деканом кораблестроительного факультета Политехнического института был назначен корабельный инженер Константин Петрович Боклевский, который занимал эту должность бессменно с 1899 по 1923 год.
После революции 1917 года Политехнический институт был расширен как по числу факультетов, так и слушателей.
Предвоенный период
В 1930 году кораблестроительный отдел был выведен из Политехнического института и развит в самостоятельный Ленинградский кораблестроительный институт (ЛКИ), с переводом из Сосновки в ближайшее соседство с бывшим заводом имени Марти (ныне: ОАО «Адмиралтейские верфи»); ему было предоставлено обширное помещение на Лоцманской улице в доме № 3, которое ранее занимал Судопроект.
Тогда же комплект студентов на курсе вырос до нескольких сотен человек — в соответствии с ростом потребностей судостроения в стране.
Период Второй мировой войны
Когда началась советско-финская война и Ленинград стал фронтовым городом, тысячи ленинградцев вступили в лыжные батальоны, чтобы с оружием в руках защищать город. Среди них были и студенты ЛКИ. Все они в основном попали в 100-й добровольческий лыжный батальон, формировавшийся в Инженерном замке, и приняли активное участие в боевых действиях[1].
С началом Великой отечественной войны из студентов ЛКИ, рабочих завода по обработке цветных металлов имени К. Е. Ворошилова и сотрудников завода «Адмиралтейские верфи» был сформирован 264 отдельный пулемётно-артиллерийский батальон (264 ОПАБ). Ополченцы-судостроители собирались в здании ЛКИ, где почти круглые сутки работала отборочная комиссия. Уже в начале июля 1941 года 264 ОПАБ насчитывал 1100 человек, в том числе около 450 студентов ЛКИ. После завершения первичной подготовки в августе 1941 года перед бойцами и командирами 264 ОПАБ поставлена задача построить укрепрайон (ДОТы, ДЗОТы, ходы сообщения) на отведённом участке у платформы Фонтаны (между Новым и Старым Петергофом) на Бабигонских высотах, где раскинулись деревни Сашино, Костино, Низино, Санино, а также у населенных пунктов Марьино и Олино. Осенью 1941 г. 264 ОПАБ оборонял с опорой на укрепрайон подступы к Петергофу. В период 11 — 25 сентября ополченцы сдерживали фашистскую дивизию, которую поддерживали танки и авиация. Это позволило остановить фашистов, организовать жесткую оборону. К исходу боев 14-25 сентября 1941 года 264 ОПАБ понес 90 % потери в личном составе, 100 % в командном составе и перестал существовать как боевая единица[1]. Аналогичная судьба постигла другие добровольческие части, формировавшиеся в Ленинграде в этот же период — 262 ОПАБ, 266 ОПАБ, 274 ОПАБ, 282 ОПАБ.
Во время блокады Ленинграда институт прекратил свою деятельность, часть профессорско-преподавательского состава и студентов была эвакуирована в г. Пржевальск Киргизской ССР. Подготовка кадров для судостроения продолжилась в Пржевальске, где студенты и преподаватели ЛКИ влились в Николаевский кораблестроительный институт (так, например, диплом НКИ получил студент ЛКИ, будущий академик С. Н. Ковалев).
Послевоенный период (1945 - 1990)
В 1945 году ректором ЛКИ назначен Евгений Васильевич Товстых, под его руководством проходит полная реэвакуация института и возобновление учебных занятий в Ленинграде.
Е.В. Товстых приложил огромные усилия по развитию учебной, научной и материальной базы Ленинградского кораблестроительного института. Результатом его работы стало постановление Совета Министров СССР от 12 июля 1962 г. о строительстве нового комплекса Ленинградского Кораблестроительного института в Ульянке. Еще ранее было принято решение о сносе жилого дома по Лоцманской ул., 10 (именно здесь когда-то находился "дом лоцманов") и о строительстве на этом месте нового лабораторного корпуса.
В 1962 году создан заочный факультет.
В 1967 году за большие заслуги в деле подготовки квалифицированных кадров для судостроительной промышленности Ленинградский кораблестроительный институт был награждён орденом Ленина.
Ленинградский государственный морской технический университет
В 1990 году Ленинградский кораблестроительный институт одним из первых в СССР получил статус технического университета.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
В 1992 году, в связи с возвращением Ленинграду имени Санкт-Петербург Ленинградский государственный морской технический университет переименован в Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
Факультеты
Имеется большая лабораторная и производственная база, опытовый бассейн. Научная, техническая и учебная библиотеки насчитывают ок. 1 млн томов. Выпускаются методические работы преподавателей и студенческая газета «За кадры верфям». С 2005 года в корпусе «У» (КБЦ) работает музей СПб ГМТУ.
До 12 ноября 2001 года в университете располагался Межвузовский центр гуманитарного образования по религиоведению.[2]
Территориальное расположение
Корпус «У»
Координаты: 59.850278, 30.223611(O)
Корпус «У» — Ульянка, расположен в одноименном историческом районе Санкт-Петербурга. Согласно генеральному плану развития Ленинграда от 1966 года, в квартале площадью 20 га между Ленинским проспектом, проспектом Стачек и проспектом Маршала Жукова планировалось создать комплекс зданий Ленинградского кораблестроительного института (руководитель мастерской архитектор Н. З. Матусевич).
Первая очередь учебно-лабораторного корпуса с динамично нарастающими уступами этажей напоминает по силуэту океанский лайнер. Построенный в 1978 году, он включает в себя аудитории, спортивный зал, столовые. Уже позднее (в 1990-е годы) была введена в строй вторая очередь здания. Студенческий центр, расположенный за ним, остался недостроенным.
Рядом с первым корпусом, параллельно проспекту Стачек планировалось возвести второй корпус, более значительный по размерам, а между двумя корпусами — здание опытового бассейна. Эти планы остались нереализованными.
В ансамбль зданий СПбГМТУ входят точечные здания студенческих общежитий, носящих в студенческой среде прозвище «три тополя» или «три поросёнка». На месте институтского стадиона ныне располагается магазин «Максидом».
Как правило, в корпусе «У» учатся студенты первых двух курсов, овладевая общеинженерными дисциплинами.
Корпуса «А» и «Б»
Координаты: 59.918056, 30.276111(O)
Корпуса «А» и «Б» расположены на Лоцманской улице, в домах 3 и 10 соответственно. Ректорат университета и основные административные службы располагаются в корпусе «А». Также в нем находится факультет корабельной энергетики и автоматики. В корпусе «Б» находится факультет кораблестроения и океанотехники, а также часть библиотеки университета.
Корпус «Г»
Координаты: 59.954722, 30.324444(O)
Корпус «Г» расположен рядом со станцией метро «Горьковская» по адресу: Кронверкский проспект д. 5. В корпусе «Г» находится факультет морского приборостроения.
Другие корпуса
Кроме учебных корпусов, Морской технический университет имеет гребную базу на реке Крестовке, яхт-клуб на Крестовском острове (ликвидирован), исследовательскую базу в городе Приморск Ленинградской области.
В городе Северодвинск находился филиал университета[3]. 17 апреля 2012 года филиал в Северодвинске был ликвидирован[4].
Названия
- 1930—1990 — Ленинградский кораблестроительный институт.
- 1990—1992 — Ленинградский государственный морской технический университет.
- 1992—н.в. — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
Известные выпускники
- Александров, Владимир Леонидович — организатор судостроительного производства, генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи» в 1984-2010 гг., Герой России, выпускник 1967 года.
- Алиев, Шамиль Гимбатович — академический и общественный деятель, один из ведущих российских разработчиков ракетного оружия.
- Баранов, Игорь Леонидович — генеральный конструктор атомных подводных лодок с крылатыми ракетами ЦКБ «Рубин», выпускник 1956 года.
- Белов, Александр Александрович — баскетболист, чемпион Олимпийских игр 1972 г.
- Белоусов, Игорь Сергеевич — министр судостроительной промышленности СССР в 1984—1988 гг.
- Бурба, Владимир Трофимович — лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945, посмертно), закончил два курса Ленинградского кораблестроительного института.
- Бутома, Борис Евстафьевич — в 1952—1953, 1954—1957 — заместитель министра судостроительной промышленности СССР, в 1965—1976 гг. министр судостроительной промышленности СССР.
- Васильев, Борис Фёдорович — инженер-кораблестроитель, капитан 1 ранга, участник создания атомных подводных крейсеров ВМФ СССР, Главный наблюдающий за постройкой подводных лодок проекта 611АВ.
- Вильнит, Игорь Владимирович — генеральный директор ОАО ЦКБ МТ «Рубин» с 29 июня 2012 г., выпускник 1979 года.
- Владимиров, Игорь Петрович — режиссер и актёр, Народный артист СССР.
- Войтецкий, Витольд Витальевич — кораблестроитель, генеральный директор НПО «Аврора» в 1983—2008 гг., выпускник 1955 года.
- Воробьев, Владимир Егорович — режиссёр, сценарист, актёр, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
- Гасанов, Генрих Алиевич — кораблестроитель, крупный специалист в области котлостроения, профессор.
- Демидовцев, Григорий Анатольевич — писатель, работающий в жанре философской фантастики, выпускник 1988 года.
- Дьячков, Андрей Аркадьевич — президент ОАО «Объединённая судостроительная корпорация», окончил филиала ЛКИ — Севмашвтуз, выпускник 1980 года.
- Дюков, Александр Валерьевич — президент ОАО «Газпром-нефть».
- Емельянов, Владимир Александрович — организатор судостроительного производства, Герой Социалистического Труда, директор судостроительного завода имени А. А. Жданова в 1974 — 1991 гг., выпускник 1949 года.
- Замятин, Евгений Иванович — русский писатель.
- Исанин, Николай Никитич — кораблестроитель, конструктор надводных и подводных кораблей, Дважды Герой Социалистического Труда, академик АН СССР, главный конструктор подводных лодок проекта 611АВ — первой советской подводной лодки, вооруженной баллистическими ракетами.
- Калистратов, Николай Яковлевич — кораблестроитель, генеральный директор ОАО ЦС «Звёздочка» в 1992 — 2007 гг., ОАО ПО «Севмаш» в 2007—2011 гг., заместитель ректора Северного (Арктического) федерального университета, выпускник 1973 года.
- Кивинов, Андрей Владимирович — писатель, работающий в жанре милицейского детектива.
- Кинах, Анатолий Кириллович — премьер-министр Украины.
- Ковалёв, Сергей Никитич — «патриарх» советского и российского кораблестроения, Генеральный конструктор подводных лодок проектов 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ, 941, академик, дважды Герой Социалистического Труда, в 1937—1942 годах обучался в Ленинградском кораблестроительном институте, закончил обучение в Николаевском кораблестроительном институте, находясь в эвакуации в период Великой Отечественной войны.
- Козлов, Григорий Михайлович — петербургский театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств России.
- Коксанов, Игорь Владимирович — советский государственный деятель, министр судостроительной промышленности СССР 1988—1991 гг.
- Кормилицын, Юрий Николаевич — генеральный конструктор подводных лодок и глубоководных технических средств с неатомными энергетическими установками (НАПЛ) ОАО ЦКБ МТ «Рубин», в том числе ДЭПЛ проекта 877, профессор, выпускник 1956 года.
- Коронатов, Герман Дмитриевич — советский и российский кораблестроитель, один из ведущих специалистов в создании кораблей на воздушной подушке.
- Кутейников, Анатолий Валерьевич — советский кораблестроитель, академик, специалист в области подводного судостроения, теории и практики проектирования подводных лодок и глубоководной техники. Внучатый племянник Н. Н. Кутейникова.
- Кюллёнен, Владимир — заслуженный мастер спорта, первый чемпион Европы (1972), чемпион мира (1975), пятикратный чемпион СССР по самбо.
- Лодкин, Сергей Иванович — советский конструктор в области кораблестроения и военной артиллерии, выпускник 1931 года.
- Логинов, Вадим Петрович — советский дипломат и партийный деятель, Чрезвычайный и полномочный посол, выпускник 1950 года.
- Маринич, Аркадий Васильевич — советский конструктор авианесущих кораблей, главный инженер Невского ПКБ, выпускник 1938 года.
- Мелентьев, Александр Валентинович — режиссёр, заведующий кафедрой режиссуры телевидения, Заслуженный деятель искусств Дагестана.
- Нагорский, Николай Викторович — режиссёр, доктор педагогических наук, директор ГПМ «Исаакиевский собор» в 2002— 2008 гг..
- Никифоров, Дмитрий Семёнович — советский дипломат, Чрезвычайный и полномочный посол, член Коллегии МИД СССР, выпускник 1940 года.
- Патрушев, Николай Платонович — экс-директор ФСБ.
- Пашин, Валентин Михайлович — академик РАН, Герой России, директор ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова, выпускник 1960 года.
- Петров, Анатолий Борисович — советский кораблестроитель,конструктор подводных лодок, выпускник 1953 года.
- Прохоров, Сергей Анатольевич — ведущий передачи «Блеф-клуб».
- Райхлин, Фридрих Меерович — российский кораблестроитель.
- Романов, Григорий Васильевич — секретарь Ленинградского обкома КПСС.
- Русскин, Сергей Викторович — российский актер. Заслуженный артист России.
- Рынкович, Анатолий Васильевич — советский кораблестроитель, главный строитель ОАО "ПО «Севмаш» в 1970— 1985 гг., выпускник 1952 года.
- Серебренников, Эрнест Наумович — спортивный телекомментатор, режиссёр.
- Середохо, Владимир Александрович — кораблестроитель, генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода, выпускник 1982 года.
- Сихарулидзе, Антон Тариэльевич — олимпийский чемпион по фигурному катанию 2002 г.
- Смирнов, Николай Иванович — кораблестроитель и общественный деятель, директор Кировского завода в 1950— 1954 гг., выпускник 1941 года.
- Соколинский, Рудольф Моисеевич — участник Великой отечественной войны, Герой Советского Союза, старший сержант, выпускник 1950 года.
- Спиридопуло, Владимир Ильич — инженер-кораблестроитель, генеральный директор Северного ПКБ, выпускник 1972 года.
- Тарасов, Сергей Борисович — российский государственный и политический деятель, в в 2003— 2008 гг. вице-губернатор Санкт-Петербурга, член Совета Федерации.
- Титов, Игорь Анатольевич — советский кораблестроитель, крупный специалист в области гидродинамики, доктор технических наук (1963), профессор (1965), лауреат Ленинской премии (1965), последний из советских морских инженеров, которые были избраны в Английское общество корабельных инженеров.
- Фишер, Арвед Людвигович — инженер-кораблестроитель, лауреат Сталинской премии I степени, главный конструктор эскадренного миноносца проекта 30-бис, эскадренного миноносца проекта 56, ракетного крейсера проекта 58, выпускник 1936 года.
- Чикер, Николай Петрович — инженер-контр-адмирал, выдающийся специалист по судоподъёмным и аварийно-спасательным работам на море.
- Шляхтенко, Александр Васильевич — генеральный директор — генеральный конструктор ОАО ЦМКБ «Алмаз», выпускник 1972 года.
- Шныров, Александр Константинович — главный конструктор сторожевых кораблей проектов 1135, 1135М, 11352, 11353 для ВМФ СССР и проекта 11351 для Морских сил погранвойск КГБ СССР, выпускник 1956 года.
- Шутов, Юрий Титович — бывший помощник А. А. Собчака, избранный депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в 2006 году приговорён к пожизненному лишению свободы.
- Щелканов, Александр Александрович — председатель исполкома Ленсовета в 1990— 1991 гг.
- Юданова Елена — российская певица, поэтесса, композитор, автор и исполнитель песен собственного сочинения, солистка группы Колибри
- Юхнин, Владимир Евгеньевич — главный конструктор (с 2004 года генеральный конструктор) Северного проектно-конструкторского бюро с 1979 года по настоящее время.
- Юхнин, Евгений Иванович — советский конструктор-кораблестроитель, доктор технических наук, главный конструктор и начальник ЦМКБ «Алма́з», выпускник 1936 года.
Известные преподаватели
- Бубнов, Иван Григорьевич — российский корабельный инженер и математик, один из отцов — основателей «корабелки», конструктор первых российских подводных лодок
- Васильев, Владимир Константинович — учёный в области проектирования судовых паровых турбин и корабельных турбинных установок
- Вологдин, Виктор Петрович — выдающийся инженер, внедривший сварку в судостроении, спроектировал и построил первое в СССР цельносварное судно, с 1934 по 1949 год, заведующий кафедрой сварки
- Крылов, Алексей Николаевич — выдающийся кораблестроитель, один из отцов — основателей «корабелки», основатель кафедры строительной механики корабля и один из первых ее преподавателей
- Лобыничев, Альберт Вячеславович — преподаватель кафедры гражданского и коммерческого права, идейный вдохновитель введения двухступенчатой системы образования, автор специального Банка электронных научных источников (БЭНИ)
- Маслов, Анатолий Иоасафович — профессор, заведующий кафедрой конструкции судов c 1944 года
- Малинин, Борис Михайлович — учёный-кораблестроитель, главный конструктор первых советских подводных лодок типов «Декабрист», «Ленинец», «Щука», профессор, заведующий кафедрой проектирования судов
- Папкович, Пётр Фёдорович — член-корреспондент Академии наук СССР (1933), доктор технических наук (1935), при образовании в 1930 году Ленинградского кораблестроительного института назначен заведующим кафедрой строительной механики корабля
- Поздюнин, Валентин Львович — профессор и заведующий кафедрой проектирования судов в 1930—1948 годах, академик АН СССР
- Товстых, Евгений Васильевич — кораблестроитель, профессор кафедры технологии судостроения, ректор ЛКИ в 1945-1976 гг., восстановил учебный процесс ЛКИ после возвращения из эвакуации, много сил отдал укреплению материальной базы института, создал (совместно с Е. П. Егоровым) филиал ЛКИ — Севмашвтуз в г. Северодвинск. Именем легендарного ректора назван построенный в 1985 году теплоход Балтийского морского пароходства — контейнеровоз «Профессор Товстых»
- Фан дер Флит, Александр Петрович — русский инженер и учёны в области прикладной механики, профессор, в 1903 году возглавил кафедру теории корабля
- Царев, Борис Абрамович — преподаватель кафедры проектирования судов, д.т. н., профессор, автор более 200 публикаций, в том числе 8 учебников и учебных пособий
- Шиманский, Юлиан Александрович — в 1945—1949 — заведующий кафедрой строительной механики корабля, академик АН СССР, автор многочисленных трудов по строительной механике, теории корабля и общего кораблестроения
Известные сотрудники
- Писатель Сергей Довлатов работал в студенческой многотиражке Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям».
Примечания
- ↑ Из книги «Корабелы в боях за город Ленина»
- ↑ Приказ Министра образования России №3602 от 12 ноября 2001 г.
- Официальный сайт филиала СПбГМТУ в Северодвинске — СевМашВТУЗ
- Приказ Минобрнауки России № 302
Библиография
- Ленинград: Путеводитель. Сост.: В. А. Витязева. Ленинград: Лениздат, 1987.
- Крылов А. Н. Мои воспоминания. Ленинград: Судостроение, 1984.
- Морской энциклопедический словарь: В трёх томах. Том II / Под редакцией В. В. Дмитриева. Ленинград: Судостроение, 1992.
Ссылки
- Официальный сайт СПбГМТУ
- Официальный сайт кафедры «Экологии промышленных зон и акваторий» СПбГМТУ