Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Либертарианство

18-08-2023

Либертариа́нство (либертарианец — это тот, кто думает, что либертинов не должны сажать в тюрьму».

Часть либертарианцев (анархо-капиталисты) рассматривают запрет на «агрессивное насилие» как абсолютный и не допускающий исключений даже для государственных служащих. По их мнению, такие формы государственного вмешательства как налогообложение и антимонопольное регулирование являются примером воровства и грабежа, и поэтому подлежат упразднению. Защита граждан от насилия должна осуществляться частными охранными агентствами, а помощь неимущим должна быть задачей благотворительности.

Другая часть либертарианцев (минархисты) принимает запрет на «агрессивное насилие» в качестве важного принципа, но считает нужным или неизбежным существование принудительно взимающего налоги государства, единственной задачей которого была бы защита жизни, здоровья и частной собственности граждан. Различие между этим и предыдущим подходом к либертарианству состоит в том, что в первом случае запрет является абсолютным и относится к каждому конкретному действию, а во втором — ставится задача минимизации насилия в обществе, для решения которой государство рассматривается как меньшее зло.

В силу того, что перечисленные конкретные формы либертарианства (анархо-капитализм и минархизм) содержат представления не только о должном быть праве (запрет на агрессивное насилие), но и о должном быть государстве, эти конкретные формы либертарианства относятся не только к правовой, но и политической философии.

Содержание

История термина

Понятие «либертарианец» (англ. libertarian) впервые появилось в эссе «О свободе и необходимости» (1789) американского унитарианского философа Уильяма Белшама (William Belsham). Термин был производным от «свободы» (англ. liberty) по аналогии с образованием слова «унитарианец» (англ. unitarian) от «единства» (англ. unity) в английском языке и обозначал сторонников философской доктрины «свободы воли»[2]. В своём эссе Белшам осудил идеи, которые он приписывал либертарианству и противопоставил им религиозный детерминизм.

Во второй половине XIX века термин фр. libertaire взяли на вооружение французские анархисты в значении «анархист». В 1858 году Жозеф Дежак начал издавать в США газету «Le Libertaire, Journal du Mouvement Social». В 1880 году на конгрессе в Гавре анархо-коммунисты также употребили этот термин. Росту его популярности в конце XIX века способствовало введение направленных против анархизма ограничений на свободу печати во Франции после теракта, осуществлённого Огюстом Вальяном в 1893 году. В результате анархисты начали широко использовать фр. libertaire как эвфемизм вместо слова фр. anarchiste, в частности, в 1895 году была учреждена газета «Le Libertaire». Впоследствии «либертарианство» и «анархизм» стали синонимами.

Таким образом, до середины XX века термин «либертарианство» не употреблялся в описываемом в данной статье значении. В современном значении этот термин впервые начал использовать американский политик и основатель Фонда экономического образования Леонард Рид (Leonard Read), который в 1940-е годы провозгласил себя либертарианцем. Вслед за ним многие сторонники личной и экономической свободы также стали называть себя либертарианцами, чтобы отличать себя от «либералов», под которыми в США и некоторых других странах начиная с XX века понимают сторонников личной свободы и государственного перераспределения ресурсов (в частности, «нового курса» Рузвельта), включая социал-демократов и умеренных коммунистов. Тем не менее, многие сторонники либертарианских идей не называют себя либертарианцами, настаивая на традиционном обозначении своей идеологии («либерализм») или определяя себя как «классических либералов». Другие считают подобную приверженность старым терминам ошибочной, вносящей путаницу в политическую картину мира, что мешает распространению и пониманию либертарианских идей. В России наряду с термином «либертарианство» в близком значении также употребляется термин «либертарно-юридическое правопонимание», введенный в науку академиком В. С. Нерсесянцем и его последователями (Четвернин В. А. и др.).

Либертарианство и австрийская школа в экономической теории

Либертарианство иногда смешивается с австрийской школой в экономической теории, которая содержит выводы о неэффективности и разрушительных последствиях государственного вмешательства в экономику. На самом деле, хотя большинство либертарианцев в области экономики придерживаются подходов австрийской школы, это отождествление ошибочно. Либертарианство — политико-правовая доктрина, содержащая рецепты переустройства общества, прежде всего, в сфере законодательства. Это учение о должном, предписывающее людям, и особенно государственным служащим, определённые нормы поведения. Австрийская экономическая теория, наоборот, не имеет нормативного характера, являясь инструментом познания причинно-следственных связей в экономике. Делая, например, выводы о том, что протекционистский таможенный режим уменьшает количество благ, доступных населению страны, где он применяется, она остается ценностно нейтральной наукой и не делает призывов к изменению законодательства и политики.

Политические взгляды современных либертарианцев

Либертарианцы считают, что люди имеют только право на свободу от посягательств на свою личность или собственность, а законы должны лишь обеспечивать такую свободу, а также исполнение свободно заключенных договоров.[3]

Либертарианцы считают, что налогообложение аморально, по сути ничем не отличается от кражи и поэтому налогообложение следует заменить добровольными методами финансирования услуг, представляемых государством в настоящее время населению. Такие услуги могут предоставляться частным бизнесом, благотворительными и другими организациями. Они выступают против любых государственных дотаций, например, сельскохозяйственным производителям. Либертарианцы выступают против таможенных пошлин и иных видов внешнеторговых барьеров.

Либертарианцы выступают против государственного контроля за безопасностью и эффективностью лекарстенных средств, против правил градостроительного зонирования

Либертарианцы выступают против установления законом минимального размера оплаты труда.

Либертарианцы являются убежденными противниками всеобщей воинской обязанности. Они выступают против военного вмешательства в дела других стран и признают лишь защиту от агрессии.

Либертарианцы возражают против любого государственного контроля над средствами массовой информации.

Либертарианцы выступают против ограничений на иммиграцию.

Либертарианцы выступают против законов об обязательном школьном образовании.

Либертарианцы выступают против запретов на владение оружием.

Либертарианцы возражают против криминализации употребления наркотиков, а иногда и против криминализации торговли ими.[4]

Критика

В 2008 году Председатель Конституционного Суда России Валерий Зорькин скептически отнесся к концепции так называемого «либертарного права», сравнивая ее с пропагандой абсолютной распущенности, «той самой, которую когда-то восхвалял печально знаменитый маркиз де Сад в своей речи перед французским Конвентом»[5].

Известные либертарианцы

Литература

  • Закон
  • Бергланд Д. Либертарианство за один урок
  • Боуз Д. Либертарианство: история, принципы, политика
  • Золото и экономическая свобода
  • Кузнецов Ю. Консенсус национального самоуничтожения
  • Леони Б. Свобода и закон = Freedom and the Law / пер. с англ. В. Кошкина под ред. А. Куряева. — М.: ИРИСЭН. — 308 с. — (Право). — 2500 экз. — ISBN 5-91066-014-8
  • Социальное государство с точки зрения права // Государство и право : Ежемесячный журнал. — 2001. — № 7. — С. 5-14. — 0132-0769.
  • Либерализм в классической традиции
  • Пол Р. Манифест: Революция
  • Философия права: либертарно-юридическая концепция
  • Власть и рынок: государство и экономика
  • Ротбард М. Государство и деньги: Как государство завладело денежной системой общества
  • Ротбард М. К новой свободе: Либертарианский манифест / пер. с англ. Б. Пинскера. — М.: Новое издательство, 2009. — 396 с. — ISBN 978-5-98379-126-8. — Серия «Библиотека Фонда „Либеральная миссия“».
  • Ротбард М. Этика Свободы
  • Сапов Г., Лебедев Г., Либеральная хартия
  • Скулланд К. Философия свободы
  • Механика Свободы
  • Проблемы теории права для особо одаренных студентов. М., 2010.

См. также

Примечания

  1. 150 years of Libertarian (англ.) // Freedom. Vol. 69. — London: Freedom Press, 2008. — № 23-4.
  2. [1] (англ.)
  3. Уоллтер БлокЛибертарианство и либертинизм
  4. Дэвид Бергланд.Либертарианство за один урок
  5. «Конституция и права человека в XXI веке» В. Д. Зорькин, Выступление Председателя КС РФ: «Только в головах современных маркизов де садов могла возникнуть концепция так называемого либертарного права, когда личность провозглашается полностью автономной от любой системы ценностей вне зависимости от того, в какой цивилизации она живет».
  6. ↑ Дэвид Боуз. Либертарианство. — Челябинск.: Социум, Cato Institute, 2004
  7. Анархо-капитализм Мюррея Ротбарда. Свободомыслящие. libertynews.ru. Архивировано из первоисточника 1 июня 2012. Проверено 2 июля 2011.

Ссылки

Материалы на русском языке
  • Либертарианство в Открытом Каталоге
  • Партия Свободы
  • Радио LibertyNews
  • Либертарианский информационный и научный центр
  • Московский Либертариум
  • Экспертный совет по промышленной политике
  • Сайт Института экономического анализа
  • Сайт Григория Сапова
  • Сайт издательства «Социум»
  • Сайт ежегодных Чтений памяти Г. В. Лебедева
  • Слайдкасты cato.ru по государственному управлению
  • Блок, Уолтер Либертарианство и либертинизм // The Journal of Libertarian Studies: An. Interdisciplinary Review, Vol. 11. — 1994b. — № 1. — P. 117—128.
  • Мак, Эрик и Гаус, Джеральд Классический либерализм и либертарианство: либеральная традиция.
Материалы на английском языке
  • Lewrockwell.com
  • Strike-the-root.com
  • Hanshoppe.com
  • Institute for Humane Studies — Институт гуманитарных исследований, США



Либертарианство.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06