«Ликвида́ция» — российский многосерийный художественный фильм 2007 года режиссёра Сергея Урсуляка, в основе сюжета которого лежит борьба советской власти против бандформирований после войны в 1946 году в Одессе.
Одесса, 1946 год. По наводке пойманного бандита Сеньки Шалого сотрудники милиции во главе с начальником отдела по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска Давидом Марковичем Гоцманом находят склад с военным обмундированием, около тысячи комплектов. С добровольной помощью друга детства, «завязавшего» вора-карманника Фимы-«Полужида», Давид Гоцман выходит на след преступников и выясняет, что обмундирование и снаряжение преступники официально получали на складах Одесского военного округа, пользуясь безупречными по исполнению фальшивыми накладными. Предназначение обмундирования остаётся неясным: никому из обычных уголовников не нужно такое количество военной формы — её просто некому продавать. При попытке выяснить изготовителя поддельных накладных Фиму убивают. Дело приобретает для Гоцмана особое значение: теперь это уже не просто расследование, а месть за друга.
Гоцман узнаёт, что в деле замешан некий «Академик», во время войны находившийся в Одессе и проходивший обучение в немецкой разведшколе. В помощь милиции по этому делу в распоряжение Гоцмана направляется помощник военного прокурора майор Виталий Егорович Кречетов. Гоцман со своими подчинёнными и Кречетовым идут по следу подручного Академика, уголовника Чекана, который тоже учился в немецкой разведшколе.
В это самое время маршал Жуков назначается командующим войсками Одесского военного округа и с присущей ему жёсткостью и прямолинейностью пытается немедленно расправиться со всей преступностью послевоенной Одессы. Непродуманные действия только вредят делу: в ответ на бессудный арест и заключение в тюрьму уголовных авторитетов Одессы бандиты устраивают погромы. Затем «отстрел» бандитов на ночных улицах силами специально привлечённых офицеров военной контрразведки вызывает в городе уже массовое недовольство.
Необычайная осведомленность бандитов о ходе розысков заставляет Гоцмана предположить, что Академик служит в правоохранительных органах или в штабе Жукова, более того — непосредственно участвует в проведении операции. Под подозрением оказываются практически все, имеющие отношение к расследованию. В результате выясняется, что Академик — это один из ближайших коллег Гоцмана, идейный враг советской власти, в годы войны работавший на немцев.
По ходу расследования Гоцман усыновляет потерявшего родителей уличного беспризорника Мишку-Карася, женится на вдове репрессированного московского следователя и даже проводит сутки в застенках МГБ по сфабрикованному делу об антисоветском заговоре.
В Викицитатнике есть страница по теме Ликвидация (телесериал)
У Давида Гоцмана был реальный прототип — Давид Михайлович Курлянд[2]. Он действительно был заместителем начальника Одесского уголовного розыска, вышел на пенсию в 1963 году, умер — в 1993. В основу сценария лёг его сильно переработанный дневник, хранящийся ныне в музее истории органов внутренних дел Одесской области. Родственники Курлянда сильно разошлись во мнениях об его образе в сериале: если внук Владимир счёл, что Машкову удалось «Удивительно точно передать характер деда»[3], то сын, Анатолий Давидович, категорически заявил, что создатели фильма «Мало того что сюжет фильма „содрали“ с дневников моего отца, так ещё и его образ полностью исказили»[4].
Андрей Краско, первоначально утверждённый на роль Фимы, начал сниматься в картине, но умер на съёмочной площадке[5]. Вместо него роль доверили Сергею Маковецкому, отснятые сцены пересняли.
В день премьеры первых двух серий сериал собрал у экрана рекордное количество зрителей[6] (по России доля составила 42,8 %, рейтинг — 13,8 %).
Также приняли участие три актёра из комик-труппы «Маски-Шоу»: Олег Емцев (карточный шулер), Вадим Набоков (помощник Чусова) и Альберт Каспарянц (Рябов).
Внимательный зритель может счесть ошибкой упоминание фильма «Подвиг разведчика», который был снят в 1947 году, то есть на год позже времени действия сериала. Однако этот анахронизм допущен намеренно: первоначально планировалось включить в сериал отрывок из «Осады», но Сергей Урсуляк решил, что этого фильма большинство современных зрителей не смотрело и с ним не будет никаких чувственных ассоциаций, а «Подвиг разведчика» сразу затронет память, и заставил Алексея Пояркова подкорректировать сценарий. В кадре присутствует афиша ещё одной кинопремьеры 1947 года — фильма «Весна»[8]. На столе лежит коробка с фильмом «Полосатый рейс», который был снят значительно позже — в 1961 году.
Также намеренным анахронизмом является исполняемая Утёсовым на концерте песня «У Чёрного моря», которая в действительности была написана в 1951 году, в то время, как события фильма происходят в 1946. Первоначально в сценарии был «Одессит Мишка», но в итоге создатели фильма выбрали ту, которая «…лучше передает наше отношение к этому времени и эмоциональное состояние публики»[8].
Анахронизмом является также название улиц упоминаемых в фильме, после войны одесситы долго называли улицы старыми названиями поэтому Гоцман никак не мог назвать Большую Арнаутскую улицей Чкалова.
Двойным анахронизмом является «интендант Шамин» в 1943 году на Втором белорусском фронте. Воинские звания «интендант» были ликвидированы в 1942 году, а Второй белорусский фронт образован в 1944.
Жуков переведен в Одессу в июне 1946 года, а СМЕРШ упразднён в мае того же года. Можно предположить, что слово СМЕРШ употребляется по инерции. Возможно, мы имеем дело с ещё одним намеренным анахронизмом.
Маршал Жуков в 1946 имел только три медали «Золотая Звезда» (в одном из эпизодов их четыре), четвёртую он получил лишь в 1957 году.
50-летнего на момент событий в реальности Жукова в фильме сыграл 68-летний Владимир Меньшов.
Массового ареста «воров в законе» на концерте Леонида Утёсова, а тем более их фальшивого расстрела, в реальности не было.[9] Точно известно, что пойманных бандитских вожаков расстреляли в катакомбах (вместо первоначально предполагавшейся казни через повешение).
Действия УПА близ Одессы в 1946 году — художественный вымысел авторов сериала, не имеющий какой-либо связи с реальностью.[10] Вокруг Одессы никогда не было и не могло быть «лесных братьев», как в фильме, поскольку в радиусе 150 километров вокруг города отсутствуют леса[11] Хотя, как выяснилось позже, по замыслу режиссёра, боевики УПА должны были прибыть к Одессе на поезде, однако для этой сцены, судя по всему, не хватило экранного времени и от неё пришлось отказаться.[12]
Манера ходить с двумя пистолетами, возможно, была присуща американским полисменам, но её не было у советского уголовного розыска.[источник не указан 920 дней] В «Ликвидации» карманы оперов заполнены револьверами и ножами. Начальники уголовного розыска не ходили по городу с гранатой в кармане.[11]
В сериале не заперты ворота зданий, посторонние люди спокойно приходят и уходят в любой двор ночью. На деле ворота после войны закрывались после 22:00 лично дворником, у которого были ключи. Чтобы попасть поздно домой, люди будили его: звонок от ворот был обычно проведён в его комнату[13]
Кречетов анализирует шахматную партию Ботвинник — Эйве[14] (Гронинген, август-сентябрь 1946 г.), но на доске позиция, которая не встречалась в этой партии.
В фильме Жуков своей властью снимает с должности начальника Управления военной контрразведки и заменяет его другим человеком. В реальности же начальник УВК в 1946 г. входил в структуру МГБ и Жукову не подчинялся. С июля 1945 по январь 1949 гг. эту должность в Одесском военном округе занимал генерал-майор П. К. Прищепа. Таким образом, именно он может считаться прототипом полковника Чусова.
Одесский двор в котором была комната Норы — знаменитый в Одессе «Двор Ирода Великого». Там же снималась и комната Корейко — в известной экранизации«Золотого Теленка» — психолог (сосед Норы) живёт как раз в смежных комнатах с Корейко. Двор получил свое название ввиду того, что в этом доме располагался бордель — с контрацепцией в те времена было не очень, и акушерки, которые «обслуживали» девушек, сбрасывали последствия работы в старый колодец в углу двора. Когда Балка выходила из берегов — она поднимала содержимое колодца — вызывая ассоциации с пресловутым библейским «избиением младенцев». Двор удобен для работы киносъемочных групп отсутствием межбалконных переходов, что позволяло устанавливать краны.[15]
Одновременно с этим сериалом в прокат вышел фильм Три дня в Одессе / Александровский сад 2 с аналогичным сюжетом (операция Жукова по отстрелу «авторитетов», глубоко законспирированный в силовых структурах вражеский агент и пр.)
Одесский железнодорожный вокзал, куда приезжает Жуков и откуда уезжает Утесов, снимали в Николаеве. В Одессе вокзал настолько благоустроен, что для съемок картины он категорически не подходил.[16]
Новеллизация
В 2007 году одновременно с фильмом появилась его новеллизация — двухтомный роман «Ликвидация», выпущенный московским издательством «Росмэн-Пресс». Его автор — белорусский писатель, историк и телеведущий Вячеслав Бондаренко. Из-за ошибки издательства первое издание романа вышло без упоминания имени автора, из-за чего некоторые читатели сочли автором книги автора сценария фильма Алексея Пояркова. В 2008 г. вышло второе издание романа, где ошибка была исправлена.
Роман создавался на основе литературного сценария фильма одновременно с его съемками. Поэтому в книге сохранены многие линии, от которых режиссёр картины отказался в процессе съемок. Например, в сценарии и романе Эммик гибнет, а в фильме — нет.
Кроме того, в романе исправлены многие фактические ошибки сценария, затем перекочевавшие в фильм. В частности, исправлен вопиющий ляп о интенданте 2-го ранга, попавшем под суд на 2-м Белорусском фронте в 1943 году (звание интендант 2-го ранга отменено в апреле 1942 г., а 2-й Белорусский фронт создан в феврале 1944-го).
Многие сюжетные линии романа сочинены его автором и не имеют аналогов ни в сценарии, ни в фильме. Так, в книге подробно изложена история и мотивация поступков Кречетова, которая остается для зрителей сериала загадкой, и история семьи Гоцмана.
Интересно, что автор романа имеет одесские корни: прапрапрадед, прапрадед и прадед Вячеслава Бондаренко — коренные одесситы.
«Ликвидация» не кино, а картина маслом!, Комсомольская правда в Украине (23 ноября 2012). Проверено 12 мая 2013.
↑Режиссёр «Ликвидации» и «Исаева» Сергей УРСУЛЯК: «После смерти Андрея Краско продюсеры в течение двух часов решали, продолжаем мы снимать „Ликвидацию“ или останавливаемся и уезжаем»