18-10-2023
Лиля навсегда | |
Lilja 4-ever | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Оксана Акиньшина |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания |
Memfis Film |
Длительность |
106 мин. |
Бюджет | |
Сборы |
184 023 $ |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0300140 |
«Лиля навсегда» (англ. Lilja 4-ever) — драма Лукаса Мудиссона, его третий полнометражный фильм. В отличие от своих предыдущих фильмов, Мудиссон снял мрачную картину, пронизанную отчаянием и безысходностью, рассказывающую историю брошенной матерью на произвол судьбы 16-летней девочки в неназванной бывшей республике Советского Союза. В оригинальном названии фильма (Lilja 4-ever) слово forever «навсегда» сокращено до написания 4-ever. Издатель в России — XL Media.
Фильм основан на реальной истории. Прототипом Лили стала Дангуле Расалайте, чьи прощальные три письма послужили основой для сценария[1][2].
Содержание |
Фильм начинается со сцены, где Лиля бежит по улице под музыку Mein Herz brennt «Rammstein» и в конечном итоге оказывается на мосту. Затем действие переносится в её прошлое.
Мать несовершеннолетней Лили Михайловой уезжает с богатым женихом в США и бросает свою дочь в одиночестве. Опекун Анна (тётя Лили) переселяет племянницу из её квартиры в небольшую квартиру под предлогом, что за коммунальные услуги ни она, ни Лиля платить не могут. Денежно она девочке никак не помогает. Совсем плохо становится, когда коммунальная служба отключает в квартире электричество, а затем Лилю вызывает социальная служба, где она выясняет, что мать хочет отказаться от неё. Тогда подруга Лилии Наташа пытается уговорить её заняться вместе с ней проституцией, как это делала в своё время её мать, но Лиля отказывается. Однако, отец Наташи находит заработанные от клиентов деньги и подруга, теперь уже бывшая, испугавшись, врёт, что это деньги Лилии, из-за чего за последней закрепляется репутация проститутки. Оказавшись без средств к существованию, Лиля бросает школу, а потом, когда она понимает, что ей нужны деньги, и у неё нет никакого средства заработать, девочка начинает на самом деле заниматься проституцией. Из-за этого компания парней, которые ещё недавно были её друзьями, однажды ночью врывается к ней домой и насилует её.
Единственным другом Лилии является Володя — нескладный мальчишка, который, так же как и она, отвергнут всеми, в первую очередь своим отцом-алкоголиком. Он единственный, кто не презирает Лилю, и с кем у неё очень нежные отношения. На заработанные деньги она даже покупает ему баскетбольный мяч, но его отец прокалывает его ножницами. Вскоре появляется Андрей: симпатичный умный обаятельный молодой человек, который, как ей кажется влюбился в неё. Он зовёт её с собой в Швецию, обещая счастливую совместную жизнь в благополучной стране. Лиля соглашается. За границей её встречает «шеф», который на деле является сутенёром. Он отвозит её в запертую квартиру и, когда Лиля принимает ванную, насилует. Лиля оказывается в безвыходной ситуации, её используют как обыкновенную проститутку. Единственным скрашивающим обстоятельством являются сны, в которых её навещает Володя, покончивший с собой после её отъезда. В одном из снов, на Рождество, он переносит её на крышу и говорит, что дарит ей весь мир вокруг, но Лиле не нравится такой «подарок», потому что она считает этот мир холодным и неприветливым. Она хочет спрыгнуть с крыши, но Володя говорит, что если она умрёт, то её обидчики от этого только выиграют, а она — нет. Тем более, что сам он жалеет о своём поступке. Когда после очередного клиента Лиля пытается убежать, сутенёр зверски избивает её, но в ярости забывает запереть дверь. Очнувшись, Лиля в сопровождении духа Володи убегает.
От безысходности Лиля сначала убегает от полиции и оказывается на мосту, забирается на перила и Володя просит её остановиться, но Лиля, не слушая его, прыгает и погибает. Фильм заканчивается сценой, в которой Лиля и Володя играют в баскетбол на крыше дома, а за их спинами сияют белоснежные крылья…
Лукас Мудиссон написал сценарий на шведском языке, а потом перевёл его на русский. Изначально в сюжете было очень много религиозных образов Иисуса Христа, которые сопровождали Лилю по ходу действия сюжета.
Производством занималась студия Мудиссона «Memfis Film». Cо-производители выступили компании Film i Väst, Sveriges Television и Zentropa. Финансовая поддержка была оказана шведскими и датскими Институтами кинематографии так же как Nordisk Film- & TV-Fond. Бюджет составил 30 миллионов шведских крон.
На главные роли Мудиссон просмотрел около тысячи детей и подростков, которым во время проб нужно было разыгрывать целые импровизации а различные темы в общении родителей и детей. В одной из них нужно было изобразить подростка, который не сделал домашнюю работу и теперь уговаривает родителей отпустить его погулять. Кандидатуру Акиньшиной Мудиссон прокомментировал тем, что она представляла собой не такой образ Лилии, который он задумывал изначально, так как, по его словам, Оксана оказалась даже лучше этого.
Съёмки длились около 40 дней. В качестве бывшей советской республики был взят эстонский город Палдиски, но большая часть снималась в Таллине, шведские эпизоды снимались в Мальмё и в павильонах в Трольхеттане. Поскольку Мудиссон не знал русского языка, то он общался с актёрами через переводчиков. Если реплики по звучанию казались ему неубедительными, то он просил актёров импровизировать, не опираясь на сценарий. Одним из переводчиков была Александра Дальстрём.
Актёр | Роль |
---|---|
Оксана Акиньшина | Лиля |
Артём Богучарский | Володя |
Любовь Агапова | мать Лили |
Павел Пономарёв | Андрей |
Лилия Шинкарёва | тётя Аня |
Елина Бенинсон | Наташа |
Лиля навсегда.