02-09-2023
Линейные корабли типа «Делавэр» | ||
---|---|---|
Delaware class battleship | ||
|
||
Линкор «Делавэр» | ||
Основная информация | ||
Тип | Линкор | |
Государство флага | США | |
Принадлежность | ВМС США | |
Параметры | ||
Водоизмещение | нормальное — 20 000 т, полное — 22 060 т |
|
Длина | 158,2 м | |
Ширина | 26 м | |
Осадка | 8,3 м | |
Бронирование | пояс — до 280 мм, палуба — 51 мм, башни — 305 мм, рубка — 292 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 паровые машины («Делавэр») или паровые турбины («Норт Дакота»), 14 паровых котлов | |
Мощность | 25 000 л. с. | |
Винты | 2 | |
Скорость | 21 узел | |
Дальность плавания | 6560 морских миль на скорости 10 узлов («Норт Дакота») или 9750 миль на 10 узлах («Делавэр») | |
Экипаж | 938 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 5 × 2 — 305-мм/45, 14 × 1 — 127-мм/50[1] |
Линейные корабли типа «Делавэр» (англ. Delaware) — тип линкоров флота США. Построено две единицы: «Делавэр» и «Норт Дакота» (англ. North Dakota). Вторая серия американских дредноутов, развитие типа «Саут Кэролайн». Первые американские линкоры, построенные после отмены лимита на водоизмещение, введённого ранее Конгрессом США.
Содержание |
Для американских конгрессменов стало неприятным откровением то, что последние линкоры типа «Саут Кэролайн» имели водоизмещение не только меньше, чем у современных им дредноутов европейских стран, но даже меньше, чем у последних достраивавшихся в Японии и Англии броненосцев. Поэтому лимит на водоизмещение в 16 000 тонн был снят и единственным ограничением оставались финансовые[2][3].
Предпосылки для такого решения были заложены на летней конференции в Ньюпорте в 1905 году, где обсуждались проекты предыдущих линкоров. В отличие от единодушно одобренного главного калибра, противоминная артиллерия вызвала резкую критику. Миноносцы ощутимо выросли в водоизмещении, а на последних проектах планировалась бронирование машинной установки толщиной 51-мм. Основной задачей противоминной артиллерии является выведение из строя миноносцев до выхода их на дальность эффективной стрельбы торпедами. Дальность хода торпед постоянно росла и уже достигала 2700 м. А дальность пробития 51-мм брони для 76-мм орудий составляла не более 900 метров, чего было явно недостаточно. Для 102-мм орудий эта дальность составляла 3660 м, а для 127-мм — 4570 м. Специалисты склонялись к выбору 102-мм орудия, так как оно имело большую скорострельность[4].
Предлагалось также улучшить горизонтальное бронирование, а вместо таранного форштевня разработать новую форму носовой оконечности. Главный же вывод был о невозможности создать сбалансированный корабль в отведённом Конгрессом лимите, поэтому 30 сентября 1905 года Морское Министерство направило петицию с просьбой увеличить лимит до 18 000 т. 29 июня 1906 года Конгресс издал акт, которым предписывалось создать линкор с наиболее мощным вооружением и бронированием чем у зарубежных, с высокой скоростью и большим радиусом действия[5].
Свои варианты проектов поручили разработать частным верфям и Бюро конструирования и ремонтов. При этом было понятно, что ни один из проектов не будет получен ранее лета 1906 года и постройка не начнется до конца 1907 года. В бюро разработкой вариантов проекта заведовал конструктор «Саут Кэролайн» Вашингтон Л. Кэпс. Все варианты бюро к июлю 1906 свелись к двум и приобрели конкретные очертания. Первым был линкор водоизмещением 20 500 т с десятью 305-мм орудиями и силовой установкой как на броненосце типа «Вирджиния», что обеспечивало бы ему скорость до 20 узлов. Второй вариант имел водоизмещение 24 000 т, 12 305-мм орудий и машины как на броненосном крейсере «Пенсильвании», что давало ещё один узел скорости дополнительно[5][6].
При добавлении пятой башни главного калибра пришлось решать проблему возросшей нагрузки на корпус. С одной стороны размещение башен в оконечностях приводило к возрастанию нагрузки на корпус. Плюс, чтобы корабль не зарывался в волну, для обеспечения плавучести тяжёлым оконечностям нужно было придать более полную форму, что отрицательно сказывалось на мореходности и скорости. Эту проблему можно было решить сдвигая башни ближе к центру корабля. Но использование мощной энергетической установки неизбежно сдвигало башни в оконечности[7].
Кэпсом было принято решение разместить машинные отделения между башнями № 3 и № 4. Башня № 3 была возвышенной, а № 4 и № 5 располагались на уровне верхней палубы, тыльными сторонами друг к другу. Следствием такого расположения стала невозможность башни № 3 стрелять прямо в корму из-за воздействия дульных газов на прицелы 4-й[7][8].
К этому времени было разработано новое 50-калиберное 127-мм орудие с хорошей скорострельностью, поэтому было принято решение установить его на новый тип. Располагаться они должны были в каземате на батарейной палубе, как на броненосцах «Коннектикут». Первоначально планировалась установка шести торпедных аппаратов — по одному в носу и корме и по два по бортам, но в конечном счёте остановились на двух бортовых[2].
К 1907 году почти всеми специалистами признавалось, что будущее за паротурбинными машинными установками. И поэтому на двух кораблях новой серии линкоров решили провести отложенный ранее эксперимент. Один получил паровые машины, второй — паровые турбины. Правда из-за необходимости вписать силовую установку в ту же длину, пришлось использовать турбины Кертиса, вместо более длинных турбин Парсонса[8].
Бронирование и противоторпедная защита во многом повторяли таковые на «Саут Кэролайн», за исключением того, что вес можно было не экономить и горизонтальное бронирование получилось равномерной толщины по длине. При этом уже зарождалась идея схемы бронирования «всё или ничего» — казематы 127-мм орудий сначала предлагали оставить без защиты, но потом всё же защитили 127-мм бронепоясом[2].
12-орудийный проект бюро во многом повторял 10-орудийный, но был на 12 метров длиннее. Все проекты частных верфей были отклонены, хотя внимание привлекли разработки «Фор Ривер Шипбилдинг компани». Проект впечатлял своей огневой мощью — 14 305-мм орудий и 20 102-мм при 22 000 тоннах водоизмещения и скорости в 21 узел. Его недостатком было то, что часть башен главного калибра были бортовыми. На бумаге этот проект выглядел сильнее проектов бюро. Но возникли сомнения что он может быть реализован в металле с заявленными характеристиками, поэтому он был в конечном счет отклонен[9]. На основе этого варианта верфь построила для Аргентины два дредноута по изменённому проекту — «Ривадавия» и «Морено», которые при меньшем числе орудий - 12, имели нормальное водоизмещение в 27 900 тонн[10][11].
19 ноября 1906 года на заседании комиссии под председательством помощника секретаря по делам флота Трумэна Р. Ньюберри было принято решение строить корабль по 10-орудийному проекту Бюро конструирования и ремонтов. А 2 марта 1907 года была утверждена и постройка второго корабля по тому же проекту[12]. Новые линкоры получили имена «Делавэр» и «Норт Дакота», с присвоением бортовых номеров 28 и 29 соответственно. 12-ти орудийный проект бюро в конечном счёте был использован при разработке типа «Вайоминг» программы 1908 года[10].
Сравнительные данные вариантов линкора программы 1907 года[10] | |||
---|---|---|---|
Проект верфи Фор Ривер |
10-орудийный проект бюро |
12-орудийный проект бюро |
|
Нормальное водоизмещение, т | 22 352 | 20 320 | 22 352 |
Длина, м | 164,6 | 155,5 | 169 |
Скорость, узлы | 21 | 21 | 21 |
Вооружение — калибр (снарядов на орудие) | |||
305 мм | 7х2 (80) | 5х2 (100) | 6х2 (100) |
127 мм | — | 14 (240) | 16 (270) |
102 мм | 20 | — | - |
ТА | 4 | 2 | 2 |
Бронирование, мм | |||
Пояс | 279—229 | 279—229 | 279—229 |
Каземат | 279 | 254—203 | 254—203 |
Верхний каземат | — | 127 | 127 |
Барбеты | 254 | 254 | 254 |
Башни лоб/борт | 305/203 | 305/203 | 305/203 |
Статьи весовой нагрузки, т | |||
Бронирование | 6163 | 5089 | 5442 |
Вооружение | 2002 | 1506 | 1801 |
СУ | 2235 | 1966 | 2383 |
Уголь | 3048 | 2337 | 2540 |
Нефть | 345 | 345 |
Линкоры типа «Делавэр» имели корпус с полубаком. По сравнению с предыдущим типом верхнюю палубу продлили в кормовую оконечность и каюты офицеров вернули на привычное место в корме. Форштевень был прообразом бульба для уменьшения волнового сопротивления. Проектное водоизмещение по сравнению с предыдущим типом «Саут Кэролайн» было увеличено до 20 000 т, а полное достигло 22 325 т. Длина корпуса составила 158,1 м, ширина 26 м, осадка 8,3 м. Общий вес корпуса составлял 9105,4 т. Метацентрическая высота при нормальном водоизмещении составляла 1,153 м, а при полном — 1,293 м[6].
Благодаря изменениям корпуса корабли отличала хорошая мореходность. Оснащались двумя винтами и одним полубалансирным рулём. Это обеспечивало приличную маневренность — диаметр тактической циркуляции составлял 585 метров (640 ярдов) на 19 узлах[13].
По штату мирного времени экипаж корабля состоял из 55 офицеров и 878 матросов. В военное время за счёт резервистов экипаж возрастал до 1384 человек[14]. Условия обитаемости по сравнению предыдущим типом улучшились. Общая стоимость постройки возросла на треть — с 4,4 млн. долларов, до 6 млн. Эту цену пришлось заплатить за увеличение скорости на три узла и количества орудий главного калибра на четверть[5].
Благодаря увеличению водоизмещения получилось установить более мощную силовую установку, чем на «Саут Кэролайн». На кораблях этой серии провели эксперимент, который не стали делать на предшественниках — один корабль серии получил паровые машины, второй — паровые турбины[6].
На «Делавэре» были установлены две вертикальные четырёхцилиндровые паровые машины тройного расширения общей номинальной мощностью 25 000 л. с. с приводом на два винта. На испытаниях он развил скорость в 21 узел. При этом на экономической скорости хода в 10 узлов он мог преодолеть 9750 миль[6].
На «Норт Дакоте», впервые для линкоров США, была установлена двухвальная установка с паровыми турбинами Кертиса. На испытаниях линкор развил мощность в 31 635 л. с., достигнув скорости в 21,01 узла. Хотя и ожидалось, что экономичность паровых турбин будет хуже, но реальность превысила самые худшие опасения. На 10-ти узловой скорости дальность плавания составила 6560 миль. Этого не хватало на переход без дозаправки даже до Филиппин, что было одним из требований к проектантам. Ситуация была улучшена только в 1917 году после установки более экономичных турбин Парсонса. Мощность достигла 33 875 л. с., что обеспечило максимальную скорость в 21,83 узла[8].
Пар вырабатывался 14 котлами «Babcock & Wilcox» с давлением пара 18,6 атмосфер (265 psi), размещёнными в 4 отсеках. Котлы работали на угольном отоплении с возможностью впрыска нефти. Полный запас топлива составлял 2670 т угля и 380 т нефти[14].
Мощность турбогенераторов увеличилась — были установлены 4 агрегата по 300 кВт[14].
Схема бронирования не претерпела существенных изменений, но за счёт увеличения размеров общий вес вертикального бронирования достиг 4992 т. Сюда же следует добавить 1048,4 т броневой палубы[14].
Главный броневой пояс из крупповской цементированной брони по длине имел равномерную толщину и простирался на три четверти длины корабля. Он имел высоту 2,44 м, при этом у верхней кромки его толщина равнялась 279 мм, а у нижней — 229 мм. В конечностях он замыкался 254 мм траверзами. Поверх главного шёл верхний броневой пояс. Его высота равнялась 2,21 м, толщина внизу была 254 мм и 203 мм по верхней кромке. Он замыкался траверзами толщиной 229 мм. Казематы 127-мм орудий защищались 127-мм поясом, сходившимся под углом к башням № 2 и № 3 траверзами той же толщины. В этой районе обшивка имела толщину 28,6 мм, поэтому общая эквивалентная толщина бронирования составляла порядка 152 мм[14].
Броневая палуба из никелевой стали шла по верхней кромке главного броневого пояса. Она была двухслойной и на большей площади имела толщину 38 мм (19+19 мм). Над погребами главного калибра она увеличивалась до 51 мм (32+19 мм). В носовой оконечности за погребами главного калибра она имела толщину 63 мм (44 + 19 мм), заканчиваясь в носу толщиной 38 мм (25+13 мм)[14].
В кормовой оконечности над рулевыми механизмами шла двухслойная броневая палуба со скосами, толщиной 76 мм (63 + 13 мм). Над ней располагались 38-мм плиты никелевой стали, которые по замыслу конструкторов должны были вызвать предварительный разрыв снаряда[14].
Толщина барбетов башни составляла 254 мм. В нижней части, в местах где барбеты прикрывали друг друга, они утончались до 102 мм. Лобовая плита башен имела такую же толщину как и на «Саут Кэролайн» — 305 мм, боковые плиты — 203 мм. Толщина крыши была увеличена до 76 мм никелевой стали[14].
Стенки боевой рубки имели толщину 292 мм, крыша — 51 мм. Броня дымоходов не предусматривалась, так как считалось что тягу можно будет обеспечить искусственным дутьём[14].
Противоторпедная защита была сходна с предыдущим типом. Были установлены две противоторпедные переборки, перед которыми размещались угольные ямы, создававшие дополнительную конструктивную защиту. Между бортом и угольными ямами шел воздушный промежуток — расширительная камера. Несмотря на наличие системы контрзатопления, переборки в диаметральной плоскости отсутствовали, из-за опасения опрокидывания при затоплении[14].
Основным вооружением линкоров были десять 305-мм/45 орудий Mark 6 в пяти башнях, расположенных по линейно-возвышенной схеме. 305-мм орудие Mark 5 имело ствол длиной в 45 калибров, скреплённый шестью цилиндрами. Затворы орудий обслуживались вручную. Заряжание было картузным, с использованием 140,6 кг пороха. 394,6 кг бронебойному снаряду придавалась скорость в 823 м/с, что при максимальном угле возвышения 15° обеспечивало дальность 18 290 м. Боезапас составлял по 100 снарядов на ствол[15].
Орудия размещались в башнях Mark 7 с электрическими приводами, при этом ряд операций, на европейских линкорах механизированных, на них выполнялся вручную. Башни имели двухстадийную подачу боеприпасов. Заряды и снаряды подавались подъёмниками в перегрузочное отделение, затем они перегружались вручную на верхние подъёмники и ими подавались в боевое отделение. Вращение башни обеспечивалось двумя электромоторами мощностью 25 л. с. Вертикальное наведение каждого из орудий производилось 15-сильным электродвигателем. Привод досылателя имел мощность 10 л. с. Все механизмы имели резервный ручной привод[15].
Противоминный калибр состоял из 14-ти калиберных 127-мм орудий Mark 5, расположенных в казематах. Орудие Mark 5 имело длину ствола в 50 калибров и картузное заряжание. Использовались три типа снаряда — бронебойные массой 22,7 кг и 27,2 кг и полубронебойный массой 22,7 кг. Заряд пороха для 22,7 кг снаряда имел массу 9,5 кг, что обеспечивало ему начальную скорость в 914 м/с. Для снаряда в 27,2 кг использовался заряд пороха массой 8,5 кг, что придавало ему скорость в 823 м/с[16]. Из-за расположения на небольшой высоте от уреза воды все орудия заливались во время непогоды, а носовые даже в тихую погоду от носового буруна. Поэтому носовая пара орудий была перенесена на надстройку, а порты этих орудий заделаны. После окончания первой мировой войны была предпринята попытка заменить их двухорудийными башнями на верхней палубе, оставив только пару кормовых орудий. Но разработка артустановки затянулась и от этой идеи отказались. В состав вооружения также входили два подводных 533-мм бортовых торпедных аппарата.
Орудие | 12"/45 Mark 5[15] | 5"/50 Mark 5 и Mark 6[16] |
---|---|---|
Год начала эксплуатации | 1906 | 1904 |
Калибр, мм | 305 | 127 |
Длина ствола, калибров | 45 | 50 |
Скорострельность, выстрелов в минуту | 2-3 | 6-8 |
Углы склонения | −5°/+15° | −10°/+15° (Mark 5) −10°/+25° (Mark 6) |
Тип заряжания | картузное | картузное |
Вес снаряда, кг | 394,6 | 22,7 |
Начальная скорость, м/с | 823 | 914 |
Максимальная дальность стрельбы, м | 18 290 | 17 370 |
Для вертикальной наводки башни оснащались парой прицельных труб, жёстко связанных с орудиями и выводившихся вбок через бортовые броневые плиты. Прицел для горизонтального наведения располагался в задней части башни[17]. На верхнем наблюдательном посту располагались только дальномеры. Вся информации с них обрабатывалась на нижнем центральном посту. Позже на линкоры была установлена система центральной наводки орудий. Расчёт положения движущейся цели, с решением дифференциального уравнения, выполнял разработанный к 1917 году электромеханический компьютер фирмы «Форд»[18].
После знакомства с британской системой управления огнем американцами были внесены усовершенствования. Кроме передачи данных о угле вертикальной наводки, в башни стал передаваться и угол горизонтального наведения. Присутствовала обратная связь о реальном угле горизонтальной наводки башен. Также были установлены приборы центрального управления стрельбой противоминным калибром на базе директоров фирмы «Виккерс»[19]. Для групповой стрельбы были установлены указатели дистанции до цели («range-clocks») и на барбеты нанесена шкала («deflection scales»)[20].
Название | Верфь | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
USS Delaware (BB-28) | Newport News | 11 ноября 1907 | 6 февраля 1909 | 4 апреля 1910 | списан в 1924 |
USS North Dakota (BB-29) | Fore River Shipyard | 16 декабря 1907 | 10 ноября 1908 | 11 апреля 1910 | списан в 1931 |
Линкор «Делавэр» был заложен 11 ноября 1907 года на верфи «Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг энд Драй Док». 6 февраля 1909 года он был спущен на воду и вошел в состав флота 4 апреля 1910 года[21][22].
Первым командиром корабля стал кэптэн С. А. Гоув. Во время испытания выяснилось что носовые 127-мм орудия сильно заливаются даже в тихую погоду, поэтому было принято решение их перенести на надстройку, а порты заделать[21].
1 ноября 1910 года в составе 1-й дивизии линейных кораблей посетил британский Уэймут и французский Шербур. После возвращения из Европы, 7 января 1911 во время учений в заливе Гуантанамо взорвался котел из-за чего погибло 8 человек. 18 января линкор стал на ремонт в Нью-Йорке[23].
С 31 января по 5 мая 1910 года выполнил миссию по доставке на родину тела чилийского министра Круза. С 19 по 28 июня 1910 года представлял США в Портсмуте на коронации короля Георга V. До вступления США в войну в 1917 году участвовал в различных маневрах и учениях, обучении кадет. В 1913 посетил Вилльфранш во Франции. В 1914 и 1916 привлекался к операциям по защите американских граждан и их собственности во время беспорядков в Мексике[8][22].
На линкоре были установлены 2 зенитных 76-мм орудия на площадках шлюпочных кранов и изменено расположение прожекторов, на носовой ажурной мачте был установлен восьмиугольный противоторпедный пост. Шлюпки постепенно заменялись на спасательные плоты[8].
После вступления США в войну вошел в состав 9-й дивизии линкоров, вошедшей в декабре 1917 года в состав Гранд Флита как 6-я «американская» эскадра. 6-10 февраля участвовал в обеспечении эскорта крупного конвоя в Норвегию, при этом дважды уклонялся от торпед выпущенных немецкой подлодкой. В марте и апреле также участвовал в проводке конвоев. 24 апреля при проводке одного из конвоев передовое охранение вступило в кратковременный огневой контакт с силами германского Флота Открытого моря, но у «Делавэра» не было возможность открыть огонь. В июне-июле прикрывал постановку минных заграждений в Северном море[24][22].
30 июля 1911 года был сменен в Европе линкором «Арканзас» и вернулся на Хэмптонский рейд. После объявления перемирия вернулся к рутине походов и плановых ремонтов мирного времени. В 1919 году была усилена броня крыши башен и боевой рубки, модернизированы приборы управления артиллерийским огнем и установлены еще две 76-мм зенитки[25].
В 1923 году совершил свой последний поход и нанес визиты Копенгаген, Гринок, Кадис и Гибралтар. По условиям Вашнгтонского соглашения был исключен из списков флота. 30 августа 1923 года на верфи «Нофолк Нэви Ярд» его экипаж перешел на заменивший «Делавэр» новый линейный корабль «Колорадо» (BB-45). 10 ноября 1923 был исключен из списков флота и после демонтажа ценного оборудования 5 февраля 1924 года продан на слом[26][22].
Линкор «Норт Дакота» был заложен 16 декабря 1907 года на верфи «Фор Ривер Шипбилдинг Компани» в Куинси. Корабль был спущен на воду 10 ноября 1908 и вошел в состав флота 11 апреля 1910 года на церемонии в Бостоне. Первым командиром корабля был назначен коммандер Чарльз П. Плакетт[26][27].
Вошел в состав Атлантического флота, как и остальные дредноуты занимался учебными походами и учениями у побережья США. В составе первой дивизии линкоров посетил в конце 1910 года порты Англии и Франции. В 1914 году участвовал в высадке американского десанта в мексиканском Вера Крус во время беспорядков. Начало Первой мировой войны в Европе мало что изменило в жизни линкора и он продолжил проводить боевую подготовку. В 1917 году во время капитального ремонта получил турбины Парсонса вместо турбин Кертиса[28][27].
В отличие от «Делавэра», с вступлением США в войну «Нор Дакота» не была отправлена в Европу, продолжив нести службу у берегов Новой Англии. В конце войны на ней были произведены усовершенствования аналогичные проведенным на «Делавэре»[29].
Осенью 1919 года линкор доставил на родину тело умершего итальянского посла, совершив ряд визитов в страны Средиземноморья. Осенью 1923 года посетил Шотландию, Скандинавию и Испанию[30][27].
По результатам Вашингтонского соглашения был выведен из состава действующего флота 22 ноября 1923 года и разоружен. Благодаря установке достаточно современной машинной установки не был пущен на слом, а использовался в качестве радиоуправляемой мишени. Прослужил в качестве мишени до 1931 года, когда его на этом посту сменил выведенный из состава флота по результатам Лондонского соглашения линкор «Юта» (ВВ-31). 7 января 1931 года «Норт Дакота» была исключена из состава флота и 16 марта продана на слом. Достаточно хорошо сохранившаяся турбинная установка была демонтирована и установлена впоследствии на линкоре «Невада» в процессе модернизации[31].
Если тип «Саут Кэролайн» был ограничен 16 000-тонным лимитом установленным Конгрессом, то вторая серия американских дредноутов избежала этой участи. С этого момента американские дредноуты строились с водоизмещением большим, чем у своих европейских современников. За счет этого удалось установить более мощную силовую установку и достичь «дредноутского стандарта» скорости в 21 узел. Именно поэтому некоторыми современниками линкоры типа «Делавэр» назывались первыми американскими дредноутами. В отличии от «Саут Кэролайн» новые корабли были замечены в Европе, так как по многим параметрам не только не уступали, но и превосходили своих заокеанских современников[32][33].
Благодаря расположению башен главного калибра в диаметральной плоскости, американский линкор имел бортовой залп из 10 орудий. Из-за бортового расположения башен у британского «Сент Винсента» при стрельбе на один борт не могла стрелять одна из башен, а у немецкого «Нассау» и японского «Кавати» — целых две. Поэтому на борт у них могли стрелять только 8 орудий. У германского линкора орудия имели меньший калибр — 280 мм и более низко расположенные дальномеры, что могло затруднить стрельбу на большой дистанции. У японского дредноута бортовые башни имели орудия с длиной ствола в 45 калибра, против 50 у носовых и кормовых и за счет этого разную баллистику[34].
Единственным недостатком американского линкора было то, что за счет нагревания от паропроводов зарядов пороха в башне № 3 ее снаряды имели большую начальную скорость и за счет этого получался увеличенный разлет снарядов. Система же управления огнем на момент создания была одной из самых прогрессивных[35].
Удачным был и выбор калибра противоминной артиллерии. 127-мм орудий было достаточно для борьбы с миноносцами и они стали «стандартом» на американских линкорах. Несколько портило картину то, что их заливало в непогоду, но от этого страдали и многие европейские корабли[35].
Бронирование было на уровне европейских линкоров, а за счет отсутствия бортовых башен конструктивная противоторпедная защита получилась внушительной глубины даже по меркам Второй мировой войны — 7 метров. О прочности их корпусов и башен красноречиво говорит тот факт, что американцы в основном вели стрельбу полными залпами, в то время как британцы и немцы предпочитали стрельбу полу-залпами из-за опасения сотрясения корпуса. У американцев получилось создать прочные мореходные корабли с большой дальностью плавания. Автономность и обитаемость вообще была выше всяких похвал[34].
Платой за рост водоизмещения, скорости и мощности вооружения стал рост стоимости постройки на четверть, по сравнению с предыдущим типом[10]. Но несмотря на не слишком удачный эксперимент с турбинной установкой, эти корабли хорошо укладывались в американскую концепцию эволюционного развития. Они получились достаточно удачными, для того чтобы следующая серия американских дредноутов была заложена по практически такому же проекту[34][36].
«Саут Кэролайн» |
«Норт Дакота» |
«Сент Винсент» |
«Нассау» |
«Кавачи» |
|
---|---|---|---|---|---|
Год закладки | 1906 | 1907 | 1907 | 1907 | 1910 |
Год ввода в строй | 1910 | 1910 | 1909 | 1909 | 1912 |
Водоизмещение стандартное, т | 16256,00 | 20320 | 19560 | 18873 | 20823 |
Полное, т | 17983,20 | 22229,064 | 23030 | 20535 | 22900 |
Тип СУ | ПМ | ПТ | ПТ | ПМ | ПТ |
Мощность, л.с. | 16 500 | 25000 | 24 500 | 26700 | 25000 |
Максимальная скорость, узл | 18,5 | 21 | 21 | 20,2 | 20 |
Дальность, миль (на скорости, узл.) | 6950(10) | 6560 (10) | 6900 (10) | ||
Бронирование, мм | |||||
Пояс | 254 | 279 | 254 | 300 | 305 |
Палуба | 35-63 | 35-63 | 76 | 55-80 | 30 |
Башни | 305 | 305 | 279 | 280 | 280 |
Барбеты | 254 | 254 | 229 | 265 | 280 |
Рубка | 305 | 292 | 279 | 400 | |
Схема размещения вооружения | |||||
Вооружение | 4×2×305/45 22×1×76/50 2 ТА |
5×2×305/45 14×1×127 2 ТА |
5×2×305/50 20×1×102 3 ТА |
6×2×280/45 12×1×150 14×1×88 6 ТА |
2×2×305/50 4×2×305/45 10×1×152 8×1×120 12×1×76 5 ТА |
Линкоры ВМС США | ||
---|---|---|
Линкоры-дредноуты
|
||
Тип «Саут Кэролайн» | Южная Каролина · Мичиган | |
Тип «Делавэр» | Делавэр · Северная Дакота | |
Тип «Флорида» | Флорида · Юта | |
Тип «Вайоминг» | Вайоминг · Арканзас | |
Тип «Нью-Йорк» | Нью-Йорк · Техас | |
Тип «Невада» | Невада · Оклахома | |
Тип «Пенсильвания» | Пенсильвания · Аризона | |
Тип «Нью-Мексико» | Нью-Мексико · Миссиссиппи · Айдахо | |
Тип «Теннесси» | Теннесси · Калифорния | |
Тип «Колорадо» | Колорадо · Мэриленд · Вашингтон · Вест Вирджиния | |
Тип «Саут Дакота» (1920) | Южная Дакота · Индиана · Монтана · Северная Каролина · Айова · Массачусетс | |
Линкоры эпохи 2-й мировой войны
|
||
Тип «Норт Кэролайн» | Северная Каролина · Вашингтон | |
Тип «Саут Дакота» (1939) | Южная Дакота · Индиана · Массачусетс · Алабама | |
Тип «Айова» | Айова · Нью-Джерси · Миссури · Висконсин · Иллинойс · Кентукки | |
Тип «Монтана» | Монтана — не закладывался, отменён в июле 1943 | Огайо · Мэн · Нью Гэмпшир · Луизиана — не закладывались |