Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Лоббизм в сша сейчас, лоббирование в сша кратко, лоббизм в сша презентация, лоббизм в сша особенности

27-04-2024

Перейти к: навигация, поиск

Лоббизм в США — легальный вид деятельности в США по продвижению различных законопроектов как на федеральном уровне, так и на уровне большинства штатов. Лоббизм регламентируется рядом нормативных актов, а лоббисты должны быть зарегистрированы и находятся под пристальным контролем со стороны государственных структур и общественных организаций. Отношение государственных властей к лоббизму зависит от штата. В некоторых штатах лоббистская деятельность полностью запрещена, в других она регулируется законодательно. Лоббизм на федеральном уровне регулируется рядом законов, принятых после Второй мировой войны. Лоббизмом могут заниматься как американские, так и иностранные организации. Лобби делятся на профессиональные, продвигающие интересы тех или иных профессиональных групп, и этнические (армянское, ирландское и другие). Некоторые этнические лобби добиваются принятия решений, благоприятных для их стран происхождения. Например, армянское лобби добилось выделения значительной американской помощи Республике Армения. Услугами лоббистов пользуются даже некоторые государства, желающие получить то или иное решение американских властей в свою пользу. В американском обществе отношение к лоббистам неоднозначное. Часть американцев считает их деятельность вредной для национальных интересов США. Зарегистрированные лоббисты находятся под пристальным вниманием общественных организаций.

История

Одна из первых попыток давления на принятие решений в истории независимых США относится к 1783 году, когда несколько сотен вооруженных ветеранов войны за независимость безуспешно потребовали от Конгресса выплатить им дополнительные пособия[1]. Термин «лоббизм» рано вошел в американский политический лексикон. Уже Дж. Мэдисон использовал слово «лоббизм» в своих посланиях к американскому президенту[2].

В XIX веке были предприняты несколько слабых попыток ограничить лоббизм на федеральном уровне. Первый федеральный законопроект, регулирующий деятельность лоббистов в США, был принят Палатой представителей Конгресса США в 1876 году: он запрещал лоббистам устраивать деловые встречи для своих клиентов с другими законодателями из своего комитета[3]. В 1913 году произошел скандал, связанный с лоббизмом на федеральном уровне — при рассмотрении билля Андервуда-Симмонса выяснилось, что Национальная ассоциация промышленников имеет группу лоббистов-законодателей, которые всячески блокировали инициативы, которые ей могли повредить[4].

Принятие федеральных законов 1938 и 1946 годов привело к обязательной регистрации лоббистов, что позволяет довольно точно оценить их количество в США. Например, в Вашингтоне было в 1981 году зарегистрировано 7 тыс. лоббистских организаций[5]. Даже ужесточение лоббистского законодательства в 1990-е — 2000-е годы не привело к исчезновению лоббизма. На начало 2010-х годов в стране зарегистрированы около 500 крупных лоббистских групп[6]. 19 марта 1979 года состоялось первое официальное заседание Американской лиги лоббистов[7], которая в 2013 году была переименована в Ассоциацию профессионалов по связям с органами власти[8].

Законодательство о лоббизме

Лоббизм в США бывает на двух уровнях — федеральном и на уровне штатов. Соответственно в первом случае он регулируется федеральными законами, а во втором законами штатов.

Федеральное законодательство

Американское законодательство, регулирующее лоббизм в федеральных органах, представлено четырьмя федеральными законами, действующими до сих пор. Первым законом стал «Закон о регулировании иностранных агентов» (1938 год), который ввел обязательную регистрацию иностранных лоббистов[9]. В октябре 1946 года Конгресс принял «Закон о регулировании лоббизма», который регламентировал лоббистскую деятельность в Конгрессе[10]. Закон установил, что лоббист должен иметь высшее юридическое образование и 8 лет стажа работы в федеральных органах власти, а также предоставить письменное заявление под присягой, в котором должен был указать сведения о заказчике (его имя, адрес), срок найма, суммы гонораров и один раз в квартал предоставлять в Государственный департамент отчет с указанием тех документов, которые он собирается лоббировать[11]. Верховный суд США признал этот закон конституционным[12]. После принятия этого закона в США возникли открытые лоббистские структуры. 19 марта 1979 года состоялось первое официальное заседание Американской лиги лоббистов[7]. Следующим актом, регламентирующим лоббизм на федеральном уровне, стал «Закон о раскрытии лоббистской деятельности», вступивший в силу 1 января 1996 года[7]. Этот закон ввел понятие «лоббист» — бывший или действующий политик, который тратит более 20 % своего времени на продвижение интересов той или иной группы давления[7]. Закон ввел понятие «лоббистский контакт» — устное или письменное обращение физического лица или организации по вопросам[13]:

  • представления в Конгрессе или органах исполнительной власти резолюций, законопроектов или внесения поправок к уже существующим актам;
  • управления федеральными программами: выдача лицензий, заключение контрактов, одобрения кредитов.

Кроме того, этот закон установил, что лоббист обязан по требованию должностного лица, к которому обращается сообщить сведения о своей регистрации и данные о клиенте[14]. На секретаря Сената и клерка Палаты представителей была возложена обязанность создать доступные для общественности списки лоббистов[14]. Закон обязывал регистрироваться как иностранных, так и американских лоббистов и ввел штрафы за нарушение процедуры регистрации[14].

В 2007 году Конгресс принял «Закон о честном лидерстве и открытом правительстве», который ещё более ограничил деятельность лоббистов: был введен запрет на занятие лоббистской деятельностью для сенаторов (они могли заняться ей только через 2 года после отставки), государственному секретарю и министру обороны было пожизненно запрещено заниматься лоббизмом той сфере, которую они курировали в правительстве[6].

В начале 2010-х годов лоббистской деятельностью могли заниматься государственные служащие с заработком менее 130,5 тыс. долларов в год[15].

Законы штатов

На уровне штатов нормативные акты о лоббизме были приняты гораздо раньше, чем на федеральном уровне. Уже принятая 12 января 1877 года конституция Джорджии установила: «Лоббизм — это преступление. В соответствии с этим Генеральная ассамблея штата Джорджия объявляет лоббизм вне закона»[3]. Впоследствии в Джорджии за лоббизм было установлено суровое наказание — от 10 лет до 20 лет тюрьмы[3]. Позже лоббизм был запрещен в штатах Луизиана и Теннеси, причем запрет сохраняется до сих пор[16]. Большинство штатов пошло по пути установления законодательных ограничений на деятельность лоббистов. В 1890 году в Массачусетсе был принят закон, который определял, что лоббисты должны официально регистрироваться и отчитываться о расходах[16].

Во Флориде в 2005 году был принят закон «О мерах по этике для политических лиц», который ввел для лоббистов обязательную регистрацию (статус лоббиста предоставляется комитетом штата по этике), а также предоставление отчетов о своих доходах и расходах[17].

Вайоминг. В 1998 году принят закон «О регулировании лоббизма», который требует от лоббиста предоставлять отчеты о доходах, расходах, а также о получаемых кредитах, пособиях, скидках и подарках стоимостью более 50 долларов[18].

Этнические лобби

Этническое лобби в США обычно объединяет лиц, принадлежащих к одной национальности, которые сами (или их предки) переселились в Штаты с территории, которую они считают своей исторической родиной. При этом связь с исторической родиной может быть лишь духовной. Например, предки многих американских армян прибыла в США не из нынешней Армении, а из других государств (например, из Египта и Ливана). Предки значительной части живущих в США понтийских греков прибыли в Америку не из Греции, а из Турции. Как правило, этническое лобби стремится склонить власти США к проведению внешней политики, выгодной тому современному государству, которое они считают своей исторической родиной. Однако из этого правила существуют исключения. Например, кубинское лобби добивается сохранения жестких санкций США против Кубы. Политики, представляющие этническое лобби, зачастую не принадлежат к той же национальности, что и члены общины, интересы которой они защищают. Например, в Конгрессе США никогда не было более 5 парламентариев армянской национальности одновременно, но в Армянский кокус Конгресса входит (по итогам выборов 2014 года) 90 конгрессменов и сенаторов[19].

Армянское

В США существует довольно сильное армянское лобби, которое поддерживает связь с Арменией. Оно добивается следующих целей:

В 1990-е — 2000-е годы армянское лобби смогло добиться принятия мер против Азербайджана (например, Поправка 907), а также выделения помощи Армении. Армянское лобби оказывает заметное влияние на развитие отношений США с Турцией.

В 1995—1996 годах армянское лобби приобрело организационные формы на федеральном уровне. В Конгрессе США с 1995 года действует Армянский кокус (по итогам выборов 2014 года в нём 90 конгрессменов и сенаторов), а в 1996 году возникли Армянский совет Республиканской партии США и Армяно-американский совет Демократической партии США[20].

Греческое

Греческое лобби ориентируется на большую общину США, которая по данным переписи 2010 года составляет более 1 млн американцев греческого происхождения (ее основа — понтийские греки и их потомки)[21]. Греческое лобби объединяет с армянским лобби общая цель — противостояние Турции. Важной лоббистской группой греков США является Американо-греческий прогрессивный просветительский союз, который контролирует группу по греческим делам в Конгрессе США[22]. Иногда греческое лобби действует совместно с армянским. Например, 31 декабря 2012 года президенты Армянского национального комитета Америки и Американо-греческого прогрессивного союза К. Хачикян и Дж. Грассманидис совместно обратились к президенту США Б. Обаме с письмом, в котором потребовали выразить четкую позицию от имени США по вопросам геноцида младотурецким правительством армян и греков, также касательно оккупации Турцией Северного Кипра и расширения поддержки непризнанной Нагорно-Карабахской республики[23].

Основные цели греческого лобби следующие (по состоянию на 2000-е годы)[21]:

Еврейское (израильское)

Еврейское лобби стало наиболее заметно в США после Второй мировой войны, когда было создано государство Израиль. США стали одним из основных спонсоров Израиля, а также всегда активно защищали его в ООН. Важной задачей еврейского (точнее израильского) лобби стало предотвращение оказания американской военной помощи арабским режимам, которые проводили антиизральскую политику. Эта задача очень сложна, так как, например, Саудовская Аравия, один из главных спонсоров палестинского движения, поддерживает очень тесные связи с США. Важнейшей лоббистской организацией является Американо-израильский комитет по общественным делам, решение о создании которого было принято в 1954 году[24]. Наиболее известным успехом Комитета стало блокирование в 1980 году сделки по продаже США боевых самолетов Саудовской Аравии[24]. Опорой лобби считается многочисленная еврейская диаспора США. К 2010-м годам Комитет стал очень авторитетной организацией, о чём говорит тот факт, что на организованной им в 2012 году конференции присутствовали множество сенаторов и конгрессменов, а также президент США Б. Обама[25]. Кроме Комитета в США действуют ещё несколько произраильских лоббистских организаций (по состоянию на начало 2010-х годов) — «Конференция президентов главных еврейских организаций», «Американский еврейский конгресс», «Американское отделение всемирной сионистской организации», «Лига по борьбе с клеветой», «Еврейский голос за мир» и компания «J Street»[26]. Формой деятельности израильского лобби является выделение средств со стороны еврейских организаций американским парламентариям. Например, в 2012 году от еврейских организаций пожертвования в размере от 67 600 долларов до 341 170 долларов получили 20 сенаторов[27]. В том же году 20 конгрессменов получили от еврейских организаций пожертвования в размере от 67 343 долларов до 521 174 долларов[28]. Видимо, израильское лобби не делает ставку на одну партию, так как среди парламентариев, получивших пожертвования еврейских организаций в 2012 году, были как демократы, так и республиканцы.

Численность лоббистов

В США в 2011 году было зарегистрировано 12 655 лоббистов (по данным сенатского отдела по публичным записям)[29].

Результативность лоббизма

Эффективность деятельности лоббистских организаций невелика, например могущественный Американский совет законодательного обмена внес в 2011—2012 годах в законодательные собрания штатов 132 закона, но приняли только 9 % этих законов[30]. Однако видимо для США такая эффективность считается нормальной, так как финансирование лоббизма остается высоким.

Финансирование

На лоббирование в США тратятся очень большие деньги, причем имеется тенденция к увеличению расходов на этот вид деятельности. Так, выручка лоббистов в США с 1998 года по 2010 год выросла с 1,4 млрд долларов до 3,44 млрд долларов[31].

Отношение к лоббистам

В исследованиях встречаются самые противоположные оценки лоббизма, прежде всего этнического — от позитивных до крайне негативных. Причем их разделяют весьма крупные ученые. Так С. Хантингтон утверждал, что испаноязычные группы давления являются угрозой для национальных интересов США, в отличие от армянского, греческого или ирландского лобби[32]. Мыслитель Б. Роббинс полагал, что этнический лоббизм оказывает негативное влияние на плюрализм и демократию[32]. Профессор Джорджтаунского университета Й. Шеин, напротив, считает, что этнические лобби являются показателем развития демократии, так как являясь носителями американских ценностей, рекламируют их в стране своего происхождения[33]. Российский исследователь А. С. Галстян выделяет две точки зрения на этнический лоббизм в США[34]:

  • этнические лобби чрезмерно влияют на американскую внешнюю политику и представляют реальную угрозу американским национальным интересам;
  • уровень влияния этнических групп на американскую внешнюю политику преувеличен, а этнический лоббизм играет лишь положительную роль, так как является инструментом продвижения американских ценностей в мире.

Общественный контроль за лоббистами

За лоббистами следит ряд общественных организаций (по состоянию на начало 2010-х годов), например: «Центр ответственной политики», «Общественный наблюдатель», и «Защитники потребителей»[6].

Иностранные государства и американский лоббизм

Власти ряда государств прибегают к услугам американских лоббистов с различными целями, например, для создания позитивного имиджа своей страны в США. Так, посольство Эстонии в 2001—2002 годах заплатило лоббистской фирме 360 тыс. долларов для продвижения страны в НАТО, посольство Латвии заплатило лоббистским фирмам для достижения той же цели в 2001—2007 годах 750 тыс. долларов[35]. В 2008 году Грузия наняла лоббистскую фирму за 630 тыс. долларов для продвижения своего вступления в НАТО[35]. К услугам лоббистов прибегают не только небольшие страны, но и крупные государства. Например, фирма «Hogan & Hartson» получила от правительства КНР в 2007—2008 годах 664 тыс. долларов[36].

Петиционные сайты, использующие лоббистские методы

Формой лоббистской деятельности является продвижение открытых петиций в органы власти за плату. По этому принципу действует зарегистрированный в США сайт Change.org. Петиции, размещенные на нём, адресованы представителям власти во всем мире, в том числе в России. За деньги петиция, размещенная на этом сайте будет показана определенному числу пользователей (их количество зависит от размера взноса)[37]:

  • 300 руб. — петиция будет показана 39 заинтересованным пользователям;
  • 1500 руб. — петиция будет показана 117 заинтересованным пользователям;
  • 3000 руб. — петиция будет показана 234 заинтересованным пользователям.

На сайте также было размещено уточнение: «Чем больше сумма, тем больше людей увидят эту петицию и получат приглашение её подписать»[37].

Подобная практика сбора денег за продвижения петиции нравится далеко не всем пользователям. На портале Change.org появилась петиция, адресованная команде этого сайта, с требованием прекратить платный показ петиций, «особенно если речь идет о больных и страдающих людях»[38].

См. также

Примечания

  1. Белоусов А. Б. Современная практика лоббизма в США // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2013. — Т. 13. — № 2. — С. 72
  2. http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  3. ↑ http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  4. http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  5. Белоусов А. Б. Современная практика лоббизма в США // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2013. — Т. 13. — № 2. — С. 70
  6. ↑ http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  7. ↑ http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  8. http://www.indemco.org/files/HR2014.pdf С. 55
  9. Камнев Д. Г. Анализ организации лоббизма в США: политико-юридический аспект // Интернет-журнал «Наукознание». — 2012. — № 1 (5). — С. 1
  10. http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  11. http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  12. http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  13. http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  14. ↑ http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  15. http://argument.ru/images/reports/19.pdf
  16. ↑ http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  17. Галстян А. С. Особенности регулирования лоббизма на региональном уровне в США // Вестник Томского государственного университета. История. — 2015. — № 1 (33). — С. 55
  18. Галстян А. С. Особенности регулирования лоббизма на региональном уровне в США // Вестник Томского государственного университета. История. — 2015. — № 1 (33). — С. 56
  19. http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  20. http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  21. ↑ http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  22. http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  23. http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  24. ↑ http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  25. Хуажева Л. М. К вопросу о влиянии произраильского лобби на внешнюю политику США (90-е гг. XX — начало XXI вв.) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2013. — № 3 (124). — С. 55
  26. Графов Д. Б. Анализ и сравнение эффективности лоббирования в США израильских и китайских групп интересов // Вестник МГИМО Университета. — 2015. — № 5 (44). — С. 86
  27. Графов Д. Б. Анализ и сравнение эффективности лоббирования в США израильских и китайских групп интересов // Вестник МГИМО Университета. — 2015. — № 5 (44). — С. 94
  28. Графов Д. Б. Анализ и сравнение эффективности лоббирования в США израильских и китайских групп интересов // Вестник МГИМО Университета. — 2015. — № 5 (44). — С. 93 — 94
  29. Каневский П. С. Российские лобби в Европейском Союзе и США: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. — 2012. — № 4. — С. 149
  30. http://argument.ru/images/reports/19.pdf
  31. http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  32. ↑ http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  33. http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  34. http://www.tsu.ru/science/disadvice/announcement_of_the_dissertations_in_the_tsu.php
  35. 1 2 Костяев С. С. Имидж России в США: анализ экзогенных и эндогенных факторов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2015. — № 2 (18). — С. 17
  36. Графов Д. Б. Анализ и сравнение эффективности лоббирования в США израильских и китайских групп интересов // Вестник МГИМО Университета. — 2015. — № 5 (44). — С. 90
  37. ↑ Спонсировать «Требуем от Минздрава обязать больницы не препятствовать посещению близких в реанимации»
  38. Требую показывать петиции на Change.org СРАЗУ ВСЕМ ПОДПИСЧИКАМ сайта БЕСПЛАТНО

Лоббизм в сша сейчас, лоббирование в сша кратко, лоббизм в сша презентация, лоббизм в сша особенности.

Файл:Zezowate szczescie.jpg, Столкновение над базой Рамштайн 28 августа 1988 года, Верккосаари, Абсцесс лёгкого, American Bandstand.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06