01-07-2023
Позитивизм |
---|
Основные понятия |
Верификация, Опыт, Факт Индукция, Конвенционализм |
Тексты |
Основные начала |
Течения |
Эмпириокритицизм, Махизм |
Люди |
Конт, Тэн, Милль, Спенсер Мах, Авенариус |
Логика научного исследования (нем. Logik der Forschung) — эпистемологический трактат англо-австрийского философа еврейского происхождения Карла Поппера, впервые написанный по-немецки в 1934. Основная проблема — проблема демаркации науки от вненаучных форм знания. Поппер вводит принцип фальсификации научного знания, интерсубъективного характера истины и внерациональности научных постулатов.
Содержание |
Поппер начинает с утверждения, что "деятельность ученого заключается в выдвижении и проверке теорий" (50), а "логика научного исследования" занимается исследованием этого процесса. Анализируется проблема индукции, суть которой состоит в невозможности полного обобщения единичного опыта, сформулированного в частных или "сингулярных высказываниях" ("протокольных предложениях"). Например, утверждение "все лебеди белые" не может быть выведено из обобщения частных высказываний о том, что некоторое множество лебедей действительно имеет белый цвет. Таким образом, индуктивный метод в науке несовершенен. Ему противостоит "дедуктивный метод проверки", согласно которому гипотеза проверяется эмпирически уже после её формулирования. Существует четыре критерии, по которым можно проверить научную теорию (53):
Если проверка пройдена, то теория может считаться приемлемой или верифицируемой, а если нет, то фальсифицируемой. Однако процедура верификации не свидетельствует об истинности теории. "Теории никогда эмпирически не верифицируемы" (62).
Далее, Поппер переходит к проблеме демаркации или специфики науки. Разделяется мнение позитивистов о "эмпирическом базисе" научного знания, однако подвергается сомнению их критика метафизики за отрицание универсальных высказываний, лежащих в основе научных законов. Предельному эмпирическому догматизму и антиметафизической позиции Поппер противопоставляет конвенциональность, часто имеющую иррациональный характер. Метафизика не только препятствовала прогрессу науки, но и способствовала ему (например, атомизм - 60). Кроме того, устаревшая наука может сама превратиться в метафизику. Тем не менее, Поппер признает, что наука имеет эмпирический фундамент, т.е. исходит из описания мира возможного опыта и допускает "возможность опытной её проверки". Отсюда "не верифицируемость, а фальсифицируемость системы следует рассматривать в качестве критерия демаркации" или, другими словами, "эмпирическая система должна допускать опровержение на основании опыта"(63). Но этот критерий не позитивный (как у позитивистов), а негативный. Касаясь проблемы объективности науки, Поппер утверждает, что она "основана на возможности их интерсубъективной проверки" (68). При этом в науке нет места "окончательно установленным высказываниям".
Поппер отождествляет эпистемологию, "логику научного исследования" и "теорию научного метода" (73). Далее, он повторяет, что благодаря опровержениям осуществляется прогресс науки. Однако он подчеркивает, что речь идет исключительно о антидогматической, критической установке ученого, так как "окончательного опровержения теории вообще нельзя провести, так как всегда возможно заявить, что экспериментальные результаты ненадежны" (74).
Поппер определяет логику научного знания как "теорию теорий" . В целом "теории - это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем миром" (82), тогда как научные теории (в т.ч. законы природы) - это "универсальные высказывания". Универсальным высказываниям противостоят относительные или экзистенциальные высказывания. В науках универсальные высказывания носят нормативный характер, они утверждают не то, что нечто существует, а то, что нечто не существует. Именно поэтому законы природы фальсифицируемы, а экзистенциальные высказывания нет. Касаясь внеэмпирического содержания науки, Поппер детально останавливается на аксиомах или постулатах - "высказываниях высшего уровня универсальности" (102). Соответственно, "высказываниями низшего уровня универсальности" окажутся гипотезы.
Логика и рост научного знания.