Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Лонги, Барбара

11-05-2023

Барбара Лонги
итал. Barbara Longhi

Автопортрет
в образе Святой Екатерины Александрийской
Дата рождения:

21 сентября 1552(1552-09-21)

Место рождения:

Равенна, Италия

Дата смерти:

23 декабря 1638(1638-12-23) (86 лет)

Место смерти:

Равенна, Италия

Гражданство:

 Италия

Жанр:

Живопись

Учёба:

Лука Лонги[ru]

Влияние:

Рафаэль, Корреджо, Франческо Пармиджанино, Маркантонио Раймонди, Агостино Венециано[ru]

Барбара Лонги итал. Barbara Longhi; 21 сентября 1552 — 23 декабря 1638)[1] — итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения, дочь Луки Лонги[ru]. При жизни прославилась как портретист, но в наши дни бо́льшая часть написанных ею портретов утрачена или находится в ряду произведений искусства с неустановленным авторством. Её работы, в частности, многочисленные изображения Мадонны с младенцем, снискали ей славу художника.

Содержание

Жизнь и творчество

Барбара Лонги родилась 21 сентября 1552 года на севере Италии, в городе Равенна, где и провела всю жизнь[1]. Её отцом был известный художник-маньерист Лука Лонги[ru] (1507—1580)[2]. Cтарший брат Франческо (1544—1618) также занимался живописью. Брат и сестра научились искусству у отца и работали в его мастерской[3]; Барбара помогала выполнять объёмные заказы по росписи церковных алтарей[2]. Кроме того, она позировала, а также знала, как предлагать написанные картины меценатам[1]. Хотя её обучение было завершено к 1570 году, связь с семьёй и мастерской отца не прерывалась. Сохранилось очень мало сведений о её личной жизни, неизвестно даже, была ли она замужем[1].

«Дева Мария с младенцем и святой», около 1590—1595 гг.

Барбара пользовалась признанием как портретист, но сейчас известен лишь один портрет её кисти — «Монах - камальдолиец» — это единственная из картин с установленным авторством Б. Лонги, изображающая взрослого мужчину, и один из немногих холстов художницы с указанием на год его создания (хотя последняя цифра неразборчива: 1570 или 1573)[2].


Лука Лонги[ru] запечатлел дочь в образе Святой Варвары на картине «Дева Мария с младенцем и святыми на троне» (1570). Предполагают также, что Барбара позировала для полотна отца «Свадьба в Кане Галилейской»[1]. Её «Святая Екатерина Александрийская» (см. иллюстрацию выше) обычно рассматривается как автопортрет и имеет большое сходство с изображениями на двух вышеупомянутых картинах отца, для которых она послужила моделью[1][2][4]. Упоминая о том, что Б. Лонги изобразила себя в образе аристократически образованной Екатерины Александрийской, И. Грациани (итал. Irene Graziani) пишет:

«выставляя себя в качестве модели для изображения добродетельной, утончённой и высокообразованной женщины, Барбара вновь обращается к темам, которые за несколько лет до этого в Болонье развила Лавиния [Фонтана], чьи работы относят к стилю позднего маньеризма»[4]. Предполагается, что Лонги нарисовала себя в смиренном образе праведницы, дабы не позволить себе впасть в грех тщеславия[4].

Картина, изначально предназначавшаяся для монастыря Святого Аполлинария[1], в 1829 году была приобретена Художественным музеем города Равенны, и в 1980 году отреставрирована[4]. Существуют и другие изображения Святой Екатерины Александрийской, выполненные художницей[2].

Бо́льшая часть картин Б. Лонги не подписана, но на одной из них она проставила буквы B.L.F. (Barbara Longhi fecit — рус. «сделано Барбарой Лонги»)[3], а на другой — B.L.P. (Barbara Longhi pinxit — рус. «написано Барбарой Лонги»)[5]. Поскольку почти все её работы не имели подписи, неизвестно, сколько всего полотен она создала и какое количество их сохранилось. Лишь около пятнадцати картин с уверенностью приписываются её кисти[2][6], на двенадцати из них изображена Мадонна с младенцем;[2] подобные произведения были очень популярны в связи с католическим движением против Реформации[3]. Полагают, что некоторые из работ Барбары могли быть ошибочно отнесены к творческому наследию её отца[5].

Среди картин Б. Лонги, посвящённых иной теме, нежели изображение Мадонны, — «Юдифь с головой Олоферна» (около 1570-1575). Этот же библейский сюжет использовали в своих произведениях и другие итальянские художницы, включая Феде Галицию, Элизабетту Сирани и Артемизию Джентилески. Картина Б. Лонги коренным образом отличается от двух живописных версий А. Джентилески на ту же тему[ru]: здесь не изображается кровавое действо — вместо этого, Юдифь Б. Лонги, кажется, просит прощения у Всевышнего, возведя очи к небесам. Это отвечает идеологии Контрреформации: готовность к покаянию, вера в отпущение грехов для кающихся[7].

«Поклонение Мадонны младенцу Христу» Б. Лонги, около  1600-1605

Простота композиции и приглушённая палитра цвета также соответствуют требованиям сторонников традиционной католической церкви. В отличие от грандиозных алтарных полотен её отца, относительно небольшие работы Барбары показательны своей подчёркнутой задумчивой сосредоточенностью на библейских сюжетах. Она стремится вызвать сочувствие у зрителей, и, вопреки тенденции создания гигантских полотен с библейскими сценами, пишет безмятежные картины, показывающие Богородицу и младенца[1].

Существенное влияние на творчество Барбары Лонги оказали такие художники как Рафаэль, Корреджо, Франческо Пармиджанино, Маркантонио Раймонди и Агостино Венециано[ru][1][2]. Возможно, её также вдохновила международная слава знаменитой итальянской художницы Софонисбы Ангиссолы[8]. Однако Барбара смогла выработать собственный уникальный стиль. Так, она тщательно выписывает детали изображения, например, шею и руки Мадонны, использует «тёплую и нежную палитру»[2]. Она «следует традиционной композиции, привнося в неё интенсивность ощущений и обновлённое цветовое решение»[8].

Художница умерла в Равенне 23 декабря 1638 года, в возрасте 86 лет[1].

Признание

Барбара Лонги — одна из немногих художниц, упомянутых во втором издании легендарного труда Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1568). Вазари пишет, что Б. Лонги «превосходно рисует, и она начала окрашивать некоторые вещи с безукоризненным изяществом и хорошей манерой исполнения»[9]. Однако Жермен Грир в своей книге «Гонки с препятствиями: судьба и работы женщин-живописцев» (англ. The Obstacle Race: The Fortunes of Women Painters and Their Work) утверждает: «такой „беспорядочный“ выбор художниц, в том числе, Лонги, вряд ли предполагает „серьёзную критику их достижений“»[10]. Далее она приводит собственные оценки:

Достижения Барбары были существенными, все её небольшие картины отличались чистотой линий и мягким блеском цвета[11]
Для Барбары Лонги характерен чрезвычайно традиционный подход к написанию картин, но она привносит в него простоту и силу ощущений, совершенно не свойственную ни её отцу-маньеристу, ни дилетанту брату[12].
Мадонна с младенцем, около 1580-1585

В 1575 году, на лекции в Болонье, Муцио Манфреди так высказался о таланте Б. Лонги:

Вам надлежит знать, что сегодня в Равенне живёт восемнадцатилетняя девушка, дочь выдающегося живописца, маэстро Луки Лонги. Её мастерство настолько изумительно, что даже собственный отец начинает восторгаться им, в особенности, портретами: стоит ей едва взглянуть на человека — и она уже может написать его портрет, причём, с гораздо бо́льшим успехом, нежели кто-то иной, рисующий позирующего натурщика[9].

Несмотря на известность в Равенне, при жизни художницы её слава, в основном, ограничивалась пределами родного города. Её живопись проливает некоторый свет на то, каким образом католическое движение Контрреформации сказывалось на творчестве итальянских художников[7].

Живописные работы в музеях мира

Художественный музей города Равенны располагает семью работами Барбары Лонги, наряду с одиннадцатью полотнами её отца и тремя картинами её брата Франческо[5].

Её живопись представлена в собраниях Лувра (Париж), Пинакотеки Брера (Милан), Национальной пинакотеки Болоньи, Музея библиотеки Бассано-дель-Граппа, Художественного музея Уолтерса (Балтимор, Мэриленд), Художественного музея Индианаполиса[ru], а также в храме Пресвятой Богородицы в Равенне.

Примечания

  1. ↑ Barbara Longhi. National Museum of Women in the Arts (2008). Архивировано из первоисточника 25 июня 2011. Проверено 9 июня 2011.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Cheney, p. 454
  3. ↑ Barbara Longhi. Art Fortune. Проверено 9 июня 2011.
  4. 1 2 3 4 Ceroni, p. 170
  5. 1 2 3 Ceroni, p. 167
  6. Italian Women Artists 3. Life In Italy. Проверено 9 июня 2011.
  7. 1 2 Cheney, p. 455
  8. 1 2 Uglow and Hendry, p. 20
  9. 1 2 Tinagli, p. 12
  10. Greer, p. 2-3
  11. Greer, p. 127
  12. Greer, p. 128

Источники

  • Ceroni Nadia Barbara Longhi // Italian Women Artists from Renaissance to Baroque / National Museum of Women in the Arts. — Milan, Italy: Skira Editore S.p.A, 2007. — ISBN 978-88-7624-919-8
  • Cheney Liana De Girolami Concise Dictionary of Women Artists / Delia Gaze. — Taylor & Francis, 2001. — ISBN 978-1-57958-335-4
  • Greer Germaine The Obstacle Race: The Fortunes of Women Painters and Their Work. — Tauris Parke, 2001. — ISBN 978-1-86064-677-5
  • Tinagli Paola Women in Italian Renaissance Art: Gender, Representation, Identity. — Manchester University Press, 1997. — ISBN 978-0-7190-4054-2

Ссылки

Лонги, Барбара.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06